Наполнение жилого комплекса инфраструктурой во многом зависит от его класса и от инфраструктурной насыщенности локации. Долгое время внутренняя инфраструктура была прерогативой исключительно элитных новостроек. Однако сегодня такие элементы все чаще включаются и в проекты более доступных сегментов, включая бизнес-класс.
По состоянию на начало марта 2025 года на первичном рынке жилья бизнес-класса в Санкт-Петербурге представлено 46 комплексов. В 76% из них проектом предусмотрена внутренняя инфраструктура, что по доле сопоставимо с рынком элитного жилья, где 79% объектов по состоянию на март 2025 года оснащено внутренней инфраструктурой. Однако состав подобной инфраструктуры в жилых комплексах бизнес-класса имеет свои отличительные особенности.
В рамках исследования внутренняя инфраструктура была классифицирована на шесть основных категорий в зависимости от ее функционального назначения.
Инфраструктура для хранения, предусмотренная в 65% комплексов, стала наиболее распространенным инфраструктурным блоком в новостройках бизнес-класса. В отличие от рынка элитного жилья, где подобная инфраструктура реже всего встречается в новостройках (в 16% объектов в экспозиции), в домах бизнес-класса, напротив, широко представлены общедоступные зоны для хранения – преимущественно колясочные и велосипедные комнаты.
Вторым по распространенности блоком стала досуговая инфраструктура, которая встречается в 30% объектов бизнес-класса. Чаще всего она представлена просторными лобби с отдельными зонами отдыха. Так, например, в жилом комплексе N8 (ГК ФСК) предусмотрено лобби с каминным залом. В некоторых объектах можно встретить более эксклюзивную рекреационную инфраструктуру: например, видовые террасы с зонами отдыха в комплексе «Квадрия» (ГК «Балтийская коммерция»), трансформируемые пространства для общения с соседями в ЖК Domino Premium от Группы «Эталон», или же компьютерный зал, арт-студию и кинозал с караоке в жилом комплексе Bashni Element от Element Development.
Спортивная и спа-инфраструктура, предусмотренная в 24% комплексов, заняла третье место по распространенности в ЖК бизнес-класса. Как правило, такие зоны представлены либо в формате «сухого» фитнеса – в основном, в виде небольших помещений для занятий йогой и растяжкой, либо в формате спа-инфраструктуры: небольшие бассейны, бани и массажные кабинеты. Однако в некоторых объектах можно встретить «микс» форматов, когда тренажерный зал и спа-центр сосредоточены в одном комплексе, как например, в доме Manhattan от «Винтеко».
Детская инфраструктура представлена в 15% объектов, наиболее распространенный формат – детские комнаты. Некоторые жилые комплексы предлагают помещения для дополнительных занятий, например, для встреч с репетитором. Так, в ЖК TESORO от Группы «Аквилон» предусмотрен детский клуб для проведения праздников, мастер-классов и развивающих занятий.
Бизнес-инфраструктура, наиболее распространенным форматом которой стали небольшие переговорные комнаты и коворкинги, предусмотрена проектом лишь в 13% жилых комплексов. В некоторых комплексах будущим жителям предлагаются трансформируемые пространства для мероприятий и бизнес-встреч, как, например, в комплексе апартаментов Zen Garden от Yard Group.
Инфраструктура для личного персонала резидентов оказалась наименее распространенным элементом в жилых комплексах бизнес-класса. В отличие от элитных новостроек, где такие решения встречаются чаще (32%), в бизнес-классе подобная инфраструктура реализована только в одном объекте – жилом комплексе Shepilevskiy от Element Development, где предусмотрена комната для личных водителей.
В отличие от элитного жилья, наличие уникальной инфраструктуры в объектах бизнес-класса является большей редкостью, среди «фишек» здесь можно выделить: собственное кафе на территории комплекса – в ЖК «е.волюция», а также камерный лаунж-бар для резидентов – в ЖК Manhattan.
Из 46 жилых комплексов, представленных на первичном рынке жилья бизнес-класса в Санкт-Петербурге, 11 не располагают внутренней инфраструктурой. Отсутствие или минимальный объем внутренней инфраструктуры может компенсироваться развитой коммерческой инфраструктурой, ориентированной как на жителей дома, так и на внешних посетителей. Так, например, в жилом комплексе Amo от AAG девелопер проводит реставрацию особняка Эдуарда Бремме, адаптируя его под функциональное коммерческое пространство, ориентированное на широкий круг посетителей.
По состоянию на начало марта 2025 года на первичном рынке жилья бизнес-класса в Санкт-Петербурге представлено 46 комплексов. В 76% из них проектом предусмотрена внутренняя инфраструктура, что по доле сопоставимо с рынком элитного жилья, где 79% объектов по состоянию на март 2025 года оснащено внутренней инфраструктурой. Однако состав подобной инфраструктуры в жилых комплексах бизнес-класса имеет свои отличительные особенности.
В рамках исследования внутренняя инфраструктура была классифицирована на шесть основных категорий в зависимости от ее функционального назначения.
Инфраструктура для хранения, предусмотренная в 65% комплексов, стала наиболее распространенным инфраструктурным блоком в новостройках бизнес-класса. В отличие от рынка элитного жилья, где подобная инфраструктура реже всего встречается в новостройках (в 16% объектов в экспозиции), в домах бизнес-класса, напротив, широко представлены общедоступные зоны для хранения – преимущественно колясочные и велосипедные комнаты.
Вторым по распространенности блоком стала досуговая инфраструктура, которая встречается в 30% объектов бизнес-класса. Чаще всего она представлена просторными лобби с отдельными зонами отдыха. Так, например, в жилом комплексе N8 (ГК ФСК) предусмотрено лобби с каминным залом. В некоторых объектах можно встретить более эксклюзивную рекреационную инфраструктуру: например, видовые террасы с зонами отдыха в комплексе «Квадрия» (ГК «Балтийская коммерция»), трансформируемые пространства для общения с соседями в ЖК Domino Premium от Группы «Эталон», или же компьютерный зал, арт-студию и кинозал с караоке в жилом комплексе Bashni Element от Element Development.
Спортивная и спа-инфраструктура, предусмотренная в 24% комплексов, заняла третье место по распространенности в ЖК бизнес-класса. Как правило, такие зоны представлены либо в формате «сухого» фитнеса – в основном, в виде небольших помещений для занятий йогой и растяжкой, либо в формате спа-инфраструктуры: небольшие бассейны, бани и массажные кабинеты. Однако в некоторых объектах можно встретить «микс» форматов, когда тренажерный зал и спа-центр сосредоточены в одном комплексе, как например, в доме Manhattan от «Винтеко».
Детская инфраструктура представлена в 15% объектов, наиболее распространенный формат – детские комнаты. Некоторые жилые комплексы предлагают помещения для дополнительных занятий, например, для встреч с репетитором. Так, в ЖК TESORO от Группы «Аквилон» предусмотрен детский клуб для проведения праздников, мастер-классов и развивающих занятий.
Бизнес-инфраструктура, наиболее распространенным форматом которой стали небольшие переговорные комнаты и коворкинги, предусмотрена проектом лишь в 13% жилых комплексов. В некоторых комплексах будущим жителям предлагаются трансформируемые пространства для мероприятий и бизнес-встреч, как, например, в комплексе апартаментов Zen Garden от Yard Group.
Инфраструктура для личного персонала резидентов оказалась наименее распространенным элементом в жилых комплексах бизнес-класса. В отличие от элитных новостроек, где такие решения встречаются чаще (32%), в бизнес-классе подобная инфраструктура реализована только в одном объекте – жилом комплексе Shepilevskiy от Element Development, где предусмотрена комната для личных водителей.
В отличие от элитного жилья, наличие уникальной инфраструктуры в объектах бизнес-класса является большей редкостью, среди «фишек» здесь можно выделить: собственное кафе на территории комплекса – в ЖК «е.волюция», а также камерный лаунж-бар для резидентов – в ЖК Manhattan.
Из 46 жилых комплексов, представленных на первичном рынке жилья бизнес-класса в Санкт-Петербурге, 11 не располагают внутренней инфраструктурой. Отсутствие или минимальный объем внутренней инфраструктуры может компенсироваться развитой коммерческой инфраструктурой, ориентированной как на жителей дома, так и на внешних посетителей. Так, например, в жилом комплексе Amo от AAG девелопер проводит реставрацию особняка Эдуарда Бремме, адаптируя его под функциональное коммерческое пространство, ориентированное на широкий круг посетителей.
Ксения Федорова, аналитик-консультант NF Group: «Жилье бизнес-класса занимает промежуточное положение между элитными и массовыми новостройками, объединяя черты обоих классов. В подобных комплексах нередко можно встретить элементы инфраструктуры, характерные как для элитных ЖК, – например, досуговую инфраструктуру, так и для массового жилья – например, зоны хранения. При этом жилые комплексы бизнес-класса менее ориентированы на приватность резидентов, чем элитное жилье. Поэтому, помимо закрытых пространств и эксклюзивных зон для жителей, акцент при проектировании также делается и на создании коммерческой инфраструктуры, доступной как для резидентов, так и для внешних посетителей. Такой подход обусловлен в том числе экономической целесообразностью, желанием девелоперов создать продукт, обеспеченный необходимым для комфортной жизни объемом инфраструктуры и при этом доступный для более широкой аудитории покупателей».