IBC Real Estate: Оборот онлайн-продаж достигнет 14 трлн рублей в 2025 году

Рынок онлайн-ритейла в России продолжает свое стремительное развитие, однако темпы роста в 2025 году станут более умеренными.
406
Изображение взято из источника: IBC Real Estate
За последние годы, на которые пришлось активное развитие онлайн в России, потребители успели сформировать определенные паттерны поведения и выработать лояльность брендам (в том числе представленным только в онлайн), что позволяет им тратить меньше времени на поиск, сравнение и выбор. Такая тенденция характерна для наиболее развитых стран с высокой долей онлайн в обороте розничной торговли. 

Аналитики IBC Real Estate прогнозируют, что в 2025 году объем онлайн-продаж увеличится год к году на 29% и достигнет 14,2 трлн руб. Рост по показателю количества заказов также продолжится и по итогам года может увеличиться на 40% – до 10,8 млрд шт. 

При этом, по сравнению с динамикой прошлого года, аналитики IBC Real Estate отмечают постепенное снижение темпов роста показателей, которое по их мнению будет продолжаться и в последующие годы, ввиду накопленного за последние несколько лет эффекта высокой базы. Так по итогам 2024 года объем онлайн-продаж составил 11 трлн руб. (+39% г/г), а количество заказов за год выросло до 7,7 млн шт. (+48% г/г). Доля онлайн-ритейла от оборота розничной торговли (ОРТ) в 2024 году составила 20% (+4 п.п.). В перспективе ближайших лет доля онлайн от ОРТ продолжит возрастать, однако темпы будут постепенно замедляться в силу замедления динамики роста рынка онлайн-торговли в целом. 

Ввиду того, что рост количества заказов опережал рост онлайн-продаж, средний чек показал снижение – на 7% до 1 430 руб. Опережающие темпы роста количества заказов обусловлены возрастающей рутинизацией онлайн-ритейла, при которой потребители заказывают чаще, но на меньшую сумму. В результате замедления темпов роста онлайн-продаж и количества заказов будет продолжать снижаться и средний чек, однако более медленными темпами – в первую очередь из-за роста цен. 

При этом, несмотря на тенденцию по итогам 2024 года на снижение среднего чека в целом по рынку, по отдельным сегментам динамика различается. Так, в таких сегментах как продукты питания, бытовая техника и электроника средний чек, наоборот, увеличился на 10% и 24% соответственно, что обусловлено рядом причин, в т.ч. тем, что, к примеру, продукты питания – одна из наиболее быстро растущих в цене категорий. Кроме того, стратегия ритейлеров, нацеленных на оптимизацию затрат в условиях постоянного роста стоимости логистики, приводит к увеличению среднего чека за счет введения минимальной стоимости заказа и повышения необходимой для бесплатной доставки стоимости заказа. В случае бытовой техники и электроники увеличение среднего чека вызвано, во-первых, динамикой ключевых показателей – на фоне роста объема онлайн-продаж на 18% г/г (до 788 млрд руб.) количество заказов продемонстрировало снижение на 5%. Таким образом, ввиду опережающих темпов роста сегмента в деньгах, а также роста стоимости товаров вследствие введения в 2022 году ограничений на ввоз в Россию техники и электроники, роста курса валют и логистических затрат показатель среднего чека увеличивается. 

 
«Онлайн-торговля в России продолжает свою экспансию. Несмотря на снижение темпов роста рынка, потенциал дальнейшего развития будет сохраняться продолжительное время. Интеграция онлайн в повседневные потребительские практики продолжается, что сказывается на ключевых показателях, демонстрирующих уверенный рост. Активное развитие складской инфраструктуры крупнейшими онлайн-операторами последние 3 года способствовало росту доли онлайн-продаж в обороте розничной торговли. Данная тенденция характерна не только для столичного региона, Санкт-Петербурга и крупнейших региональных хабов, но и для других городов России с населением менее 1 млн жителей» – комментирует Евгений Бумагин, член совета директоров, руководитель департамента по работе со складскими и производственными помещениями IBC Real Estate

Сегодня рынок онлайн-торговли характеризуется ростом конкуренции среди онлайн-операторов, наращиванием доли селлеров на платформах и борьбой за лояльность к бренду. Ритейлеры активно инвестируют в развитие собственных торговых марок (СТМ) и переходят на прямые закупки определенных категорий товаров, чтобы снизить зависимость от посредников, повысить маржинальность и укрепить свои позиции на фоне растущих требований потребителей к качеству и уникальности предложений. 

Драйверами рынка онлайн-ритейла остаются универсальные маркетплейсы и магазины, на которые по итогам 2024 года приходится 7,2 трлн руб. или 65% от общего объема онлайн-продаж и 6,3 млрд или 82% от общего количества заказов. Консолидация онлайн-рынка в России усиливается – по итогам 2024 года доля онлайн-продаж и доля количества заказов сегмента увеличивалась на 3 п.п. и 1 п.п. соответственно. Универсальные маркетплейсы закрывают большой спектр потребностей покупателей за счет широкой ассортиментной матрицы, высокого качества и скорости доставки, а также постоянного улучшения сервисов – от детальной проработки приложения до предоставления оборудованных примерочных в ПВЗ и внедрения постоплаты. 

Вторым по объему онлайн-продаж и первым по динамике роста сегментом в 2024 году являются продукты питания (FMCG), что также соответствует мировым трендам. Перспективы дальнейшего роста категории остаются наиболее высокими. По итогам года объем онлайн-продаж в сегменте составил 1 270 млрд руб. (+54% г/г) или 12% от общего объема онлайн-торговли России. Количество заказов за 12 месяцев достигло 860 млн шт. (+41% г/г).  



В отличие от онлайн-рынка в целом, где показатель среднего чека продолжает снижаться (-7% г/г), по итогам 2024 года средний чек продуктового онлайн-ритейла увеличился на 10% г/г. Такая динамика вызвана рядом факторов. С одной стороны, продолжается постепенная трансформация потребительского поведения – приобретение продуктов онлайн стало частью повседневности покупателей. Эту же тенденцию подтверждает востребованность сервисов экспресс-доставки продуктов на дом. В то же время продукты питания – одна из наиболее быстро растущих в цене категорий. Более того, стратегия ритейлеров, нацеленных на оптимизацию затрат в условиях постоянного роста стоимости логистики и дефицита кадров, приводит к увеличению среднего чека за счет сокращения зон бесплатной доставки и повышения стоимости доставки в удаленные районы. 



Продуктовый онлайн-ритейл характеризуется высоким потенциалом роста – особенно в крупных городах России. Из-за отсутствия выстроенной логистики со стороны ритейлеров и ее дороговизны главным преимуществом в развитии региональных рынков обладают витрины – партнерские сервисы, которые осуществляют доставку товаров ритейлеров. 


иГРОКИ РЫНКА

IBC Real Estate

Бумагин Евгений

Консалтинг и брокеридж

IBC Real Estate

Материалы по теме

Источник: NF Group
Исследования рынка

NF Group: В ЖК бизнес-класса Петербурга есть всё, но больше всего - келлеров

Аналитики NF Group проанализировали жилые комплексы бизнес-класса Санкт-Петербурга с точки зрения наличия и состава внутренней инфраструктуры. Исследование показало, что в 76% новостроек бизнес-класса предусмотрены объекты внутренней инфраструктуры – этот показатель сопоставим с рынком элитного жилья (79%). Наиболее распространенным элементом внутренней инфраструктуры в новостройках бизнес-класса стали решения для хранения – ими оснащены 65% ЖК. При этом на рынке элитного жилья такой формат встречается значительно реже, всего в 16% случаев.
19.03
Источник: CMWP
Исследования рынка

CMWP: Россияне нарастили депозиты

Согласно годовому отчету Marketbeat компании Commonwealth Partnership (CMWP), по состоянию на 1 декабря 2024 г. сумма средств населения в банковской системе РФ составляет 53,9 трлн руб, что в 1,3 раза превышает расходную часть бюджета РФ на 2025 г. К 1 января сумма средств физлиц выросла до 57,5 трлн руб. С проведением жесткой денежно-кредитной политики (ДКП) Центробанком физические лица последовательно снижают темпы кредитования и наращивают объем депозитов.
26.02
Источник: cre.ru
Исследования рынка

Международные бренды идут в онлайн

Более 85% новых международных брендов в России делают ставку на онлайн.
 
27.02

журнал CRE 2(447)

Март
Пакуют все: какие новые продукты выйдут на рынок коллективных инвестиций? Доходность депозитов в России всё ещё высока, конкуренция между управляющими ЗПИФ компаниями – всё жёстче. Удастся ли убедить «частников» в них вкладываться, и вообще изменить отношение к исторически непонятной и сложной для них commercial real estate? Высокие отношения: насколько вероятна так называемая деградация девелопмента?    За МКАДом жизнь есть: «великий офисный исход» за МКАД прогнозировался ещё двадца...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (24-30 марта)

Об упаковке квартир в ЗПИФы, новом ТЦ в Восточном Бирюлеве, офисах Аэрофлота и Лукойла, гибких проектах Aspace и AFI, крупной складской сделке в Татарстане, масштабном проекте в Анапе и новых офисах от А101, а также о том, что обсуждалось на Office & Development Brunch 2025 - в нашей традиционной подборке.
30.03
Источник: Страна Девелопмент
Открытие

В Восточном Бирюлеве построили ТЦ «Среда»

ГК «Страна Девелопмент» получила разрешение на ввод в эксплуатацию торгового центра площадью около 8,7 тыс. кв. м на Элеваторной улице. Открытие запланировано на апрель 2025 года. 
25.03
Источник: CRE
События

Office & Development Brunch 2025: "Конечникам" везде у нас дорога, инвесторам всегда у нас доход!

20 марта в Москве состоялась ежегодная встреча, посвященная офисному рынку. Ведущие девелоперы, консультанты и эксперты затронули общие тренды рынка, дали аналитику и порассуждали о портрете покупателя. Мы, журналисты, всегда любим говорить о новой реальности или нормальности, но дискуссия показала, что рынок действительно поменялся, и даже глубже, чем мы себе представляли. И в то же время есть маркеры, которые говорят о движении в обратную сторону - сторону аренды этажами и блоками (то, как всегда представляли профессиональный рынок). Причем это даже без учета возможного возвращения международных компаний. Просто в мелкую нарезку с высокими доходами уже поиграли, а клиенту теперь снова нужно, как было, только современнее, сервиснее и зеленее. Девелопмент, фокус на который казался определяющим (КРТ, МПТ и прочее), на самом деле тоже зависим от человека и от "Рынка" (именно так, с большой буквы и в несколько мистическом понимании), поэтому тезис "всё не будет как прежде уже никогда" конечно же имеет место быть, но ни отдельные проекты, ни компании, ни десятки девелоперов жилья для этого рынка уже не становятся определяющими.  
 
Полное видео ТУТ. Фотоотчет ЗДЕСЬ.
26.03
Источник: Union Brokers
Сделка

Union Brokers сдала склад в Татарстане

«Биек Тау» - складской парк в Татарстане – принял нового арендатора.
 
27.03
Источник: Курорт Лучи
Проект

В Анапе к 2030 году построят крупнейший курорт

На площади свыше 32 га курорта «Лучи» откроются отели операторов Azimut, Cosmos, Alean и Domina. Также здесь запланированы торговый центр, аквапарк, конгресс-холл и другая инфраструктура. Проект реализует СЗ «Авангард».
25.03
Источник: AFI Development
Игроки рынка

AFI Development станет более гибким

Девелопер запускает собственного оператора гибких офисов и коворкингов AFI Flex. Пилотной площадкой станет офисная часть МФК «АФИ Галерея» площадью 9,2 тыс. кв. м. Количество рабочих мест - 1300.
25.03
Источник: cre.ru
Проект

Южный порт прирастет офисами

Более 350 тыс. кв. м офисной недвижимости будет построено в Южном порту.
 
27.03

подпишись НА эксклюзивные новости cre