За первые три месяца 2025 года объем онлайн-продаж продуктов питания достиг 396 млрд руб., заняв долю в 13% от общего объема онлайн-торговли в России (3,1 трлн руб.). Для сравнения, 5 лет назад (по итогам 1 квартала 2020 года) объем продуктового онлайн-ритейла составлял всего 29 млрд руб. или 5% от общего объема онлайн-торговли в России (572 млрд руб.).
В структуре онлайн-продаж категория продуктов питания второй год подряд не только опережает темпы роста рынка в целом, но и является наиболее быстрорастущим. Так, по итогам 2024 года объем продаж продуктового онлайн-ритейла увеличился на 54%, в то время как рынок онлайн-торговли в целом вырос на 39%. Ключевые причины такого внушительного роста сегмента – повышение лояльности и уровня доверия потребителей к доставке продуктов, расширение ассортиментных линеек, а также стремительный рост цен.
Значительное повышение эффективности и скорости логистики, а также качества доставляемых товаров способствовали укреплению потребительских привычек и увеличению частотности заказов. На такой динамике сказался рост популярности готовой еды и значительное расширение ассортимента в данном сегменте. Кроме того, продукты – одна из наиболее быстрорастущих в цене категорий, что также способствовало увеличению объемов продаж.

Количество заказов в категории продуктов питания по итогам I квартала 2025 года составило 255 млн шт. или 11% от общего объема заказов. Для сравнения, в I квартале 2020 года на продукты питания приходилось всего около 16 млн заказов. По итогам 2025 года мы прогнозируем увеличение показателя до 1,2 млрд шт., что обеспечит рост на 35% г/г.
Благодаря усилению интеграции онлайн в повседневную жизнь, а также значительному прогрессу игроков рынка в части клиентского сервиса, заказ товаров посредством онлайн входит в повседневную привычку у населения. Данный тренд способствует увеличению количества заказов и, что немаловажно, спонтанных покупок. Если ранее потребление продуктов питания через онлайн носило плановый характер и предполагало закупки впрок, то на сегодня практика спонтанных заказов с небольшой корзиной становится новой нормой. На фоне такой трансформации, значительного роста количества заказов и усиления нагрузки на логистику, игроки адаптируются и вводят минимальную стоимость заказа или минимальную стоимость для получения бесплатной доставки.

Тем не менее, рынок продуктового онлайн-ритейла все еще имеет потенциал для дальнейшего развития. Так, если доля онлайн в общем обороте розничной торговли составляет сегодня 20%, то в категории продуктов питания на формат приходится только 4% от всех продаж.
В структуре онлайн-продаж категория продуктов питания второй год подряд не только опережает темпы роста рынка в целом, но и является наиболее быстрорастущим. Так, по итогам 2024 года объем продаж продуктового онлайн-ритейла увеличился на 54%, в то время как рынок онлайн-торговли в целом вырос на 39%. Ключевые причины такого внушительного роста сегмента – повышение лояльности и уровня доверия потребителей к доставке продуктов, расширение ассортиментных линеек, а также стремительный рост цен.
Значительное повышение эффективности и скорости логистики, а также качества доставляемых товаров способствовали укреплению потребительских привычек и увеличению частотности заказов. На такой динамике сказался рост популярности готовой еды и значительное расширение ассортимента в данном сегменте. Кроме того, продукты – одна из наиболее быстрорастущих в цене категорий, что также способствовало увеличению объемов продаж.

Количество заказов в категории продуктов питания по итогам I квартала 2025 года составило 255 млн шт. или 11% от общего объема заказов. Для сравнения, в I квартале 2020 года на продукты питания приходилось всего около 16 млн заказов. По итогам 2025 года мы прогнозируем увеличение показателя до 1,2 млрд шт., что обеспечит рост на 35% г/г.
Благодаря усилению интеграции онлайн в повседневную жизнь, а также значительному прогрессу игроков рынка в части клиентского сервиса, заказ товаров посредством онлайн входит в повседневную привычку у населения. Данный тренд способствует увеличению количества заказов и, что немаловажно, спонтанных покупок. Если ранее потребление продуктов питания через онлайн носило плановый характер и предполагало закупки впрок, то на сегодня практика спонтанных заказов с небольшой корзиной становится новой нормой. На фоне такой трансформации, значительного роста количества заказов и усиления нагрузки на логистику, игроки адаптируются и вводят минимальную стоимость заказа или минимальную стоимость для получения бесплатной доставки.

Тем не менее, рынок продуктового онлайн-ритейла все еще имеет потенциал для дальнейшего развития. Так, если доля онлайн в общем обороте розничной торговли составляет сегодня 20%, то в категории продуктов питания на формат приходится только 4% от всех продаж.
«Продуктовый онлайн-ритейл продолжает демонстрировать высокие темпы роста, опережая другие сегменты рынка и оставаясь одним из самых перспективных направлений электронной коммерции. В условиях усиливающейся консолидации рынка на универсальных маркетплейсах продукты питания остаются единственным сегментом онлайн-рынка, доля которого в общем объеме продаж продолжает возрастать. Дальнейшему росту сегмента способствует стремительное развитие крупнейших игроков, которые в условиях постоянной трансформации потребительского поведения стремятся не только своевременно удовлетворять потребности покупателей, но и работают на опережение, формируя лучшие практики, сервисы и услуги для потребителей», – отмечает Евгений Бумагин, член совета директоров, руководитель департамента по работе со складскими и производственными помещениями IBC Real Estate.