В ходе пресс-ланча, посвященного данному исследованию, Алессандро Сендерелло, партнер, руководитель международного центра Ernst & Young по оказанию услуг правительственным и государственным учреждениям, рассказал, что в исследовании приняли участие мэры и заместители мэров 70 городов, таких как: Лондон, Париж, Барселона, Копенгаген, Канберра, Богота и др. Цель исследования – определить факторы успешного развития современного города.
«Это не рейтинг, мы выявили лучшие города, которые выступают ролевыми моделями, примером для других городов. Ими стали Барселона, Копенгаген и Лондон, далее следуют Париж и Нью-Йорк», - сказал он.
Барселона вызвала наибольшее признание, почитание и восхищение и среди участников исследования. По мнению респондентов, это «прекрасный пример глобального города на региональном уровне», «хороший пример стратегического планирования и городского развития».
Правильная, продуманная стратегия развития очень важна для города, говорят специалисты. По мнению Алессандро Сендерелло, существует пять ключевых элементов, которые необходимы для хорошей стратегии развития города: инфраструктура, прозрачность в управлении (подотчетность), создание бренда, финансовое управление и образовательные возможности, которые предоставляет город.
Высокий уровень финансовой и хозяйственной деятельности города достигается в результате сложного процесса обмена мнениями между жителями города, управленцами и экспертами. Должна быть абсолютная прозрачность информации, это приводит к удачной стратегии, считает эксперт.
Важным является финансирование. Управление города сейчас в основном рассчитывает на доходы от налогов. Нужно чтобы города больше ориентировались на частных инвесторов, частные фонды, полагают специалисты Ernst & Young.
Для крупных городских проектов, таких как, например, создание целого бизнес района, необходимо участие как государства, так и частных инвесторов. Инвесторы не смогут построить такой район без налоговых льгот от государства. В то же время государство не может взять на себя весь проект. Россия богата ресурсами, поэтому в ней государство, возможно, и способно самостоятельно реализовать крупные проекты, но когда проект уже запущен, необходимо привлекать частные инвестиции для дальнейшего развития, уверены эксперты.
Алессандро Сендерелло отмечает, что одним из основных рычагов привлечения инвестиций является брендинг. Инвесторы должны знать, какой имидж у города, прежде чем инвестировать в него. «Хороший бренд привлекает финансовые и трудовые ресурсы», - считает эксперт.
Важным для города также является способность развивать производственную базу, расширять рынок труда. Как отмечает Ольга Архангельская, партнер Ernst & Young, руководитель группы по оказанию услуг компаниям сферы недвижимости, одной из важных тенденций в России сейчас является создание мегапроектов. Многие девелоперы имеют возможность строить с нуля «идеальные» города. Но чтобы город был успешен, нужно, чтобы он строился вокруг какого-либо направления деятельности. Чтобы был генератор спроса: бизнес, административный (например, перенос столицы), культурный, научный. Что-то должно привлекать людей в этих городах.
Надо отметить, что ни один российский город не попал в исследование. «Но было бы интересно исследовать такие города как Москва и Санкт-Петербург», - признался Алессандро Сендерелло.
Правда, как отмечают эксперты, включая в исследования российские города, придется учитывать многие факторы: географический фактор, специфику развития страны и т.п. Возможно, нужно будет включить в исследование дополнительные вопросы, сказала Ольга Архангельская. В то же время она отметила, что многие российские города проявляют большой интерес к возможности проведения подобного исследования.
«Надо учитывать макроэкономические факторы, каждая страна обладает определенным набором различных рисков. Российские города, возможно, и не станут ролевыми моделями, но могут занять высокое место в нашем исследовании», - добавил Алессандро Сендерелло.