Москва вводит новую форму государственно-частного партнерства — контракты жизненного цикла на производство и поставку вагонов метро, рассказал мэр Сергей Собянин.
Представитель департамента транспорта Москвы объясняет: тип подвижного состава привязан к определенному депо, сейчас единственный поставщик — «Трансмашхолдинг», чем и ограничивается возможность поставки туда любых других вагонов. «Мы строим новые линии и новые депо и можем оборудовать их по-новому, поэтому появилась возможность закупать вагоны у других производителей», — радуется он.
Московское метро эксплуатирует 4800 вагонов, до 2021 г. предстоит закупить более 2000 вагонов.
Вагонов нужно больше, поскольку в эксплуатацию будут вводиться новые линии: сейчас протяженность московского метро — 314 км, а к 2021 г. должно быть около 450 км. Производитель должен быть заинтересован не в том, чтобы поставить подвижной состав и забыть о нем, но в том, чтобы обслуживать его весь жизненный цикл — не только гарантийный период, говорит собеседник «Ведомостей», такова практика большинства развитых стран.
Особенность конкурса в том, что покупаются не вагоны, а услуга предоставления подвижного состава на линию в соответствии с графиком движения.
В конкурсе может быть до трех лотов, т. е. победителями могут быть три разных производителя. Очевидное достоинство такого контракта состоит в том, что Москва в лице метрополитена платит за подвижной состав не в момент приобретения, а равными частями в продолжение всего срока службы вагонов. Производитель же получит всю сумму сразу — от банков, которые профинансируют сделку.
Предполагаемая стоимость подвижного состава в текущих ценах периода — около 200 млрд руб. По условиям контракта жизненного цикла обслуживание удваивает эту стоимость. А если учитывать индексацию и стоимость капитала, то стоимость контракта становится еще больше, предупреждает представитель департамента транспорта.
Интерес производителей к московскому конкурсу чрезвычайно высок, утверждает чиновник мэрии: среди претендентов — Siemens, Hyundai, Bombardier, Alstom, CAF, Hitachi, а также отечественные производители.