Выставка коммерческой недвижимости MAPIC в этом году собрала более 10 тыс. участников. На мероприятие зарегистрировались свыше 1 тыс. компаний, а совокупная площадь выставочных пространств составила более 11 тыс. кв. м.
По оценкам Анны Никандровой (Colliers International), в этом году из России на выставку приехали примерно 450 человек против 600 участников в 2015 г. Однако многие отметили изменение настроений в среде российских бизнесменов.
«Большинство девелоперов уже успели прийти в себя, реорганизоваться, реструктурировать кредиты и определиться со стратегией на ближайшие три года. Какого-то особенного оптимизма мы не наблюдали, однако заметно, что все научились работать с тем рынком и тем состоянием экономики, которые мы имеем на сегодняшний день», - рассказала редакции Cre.ru Марина Малахатько, CBRE.
«Что касается выставки MAPIC, хочу отметить, что она намного активнее, чем в предыдущие 2 года, и намного позитивнее», - отметила Маргарита Аристархова, MALLTECH by РосЕвроДевелопмент.
«Участники выставки настроены оптимистично. У нас в календаре более 100 встреч было назначено еще до того, как мы сюда приехали, и 95% из них – это ритейлеры. Т.е. это бренды, у которых есть интерес к экспансии в России», - рассказала в первый день выставки Светлана Бурзянцева, IKEA Centrus Russia.
В первый день выставки состоялась «Русская Сессия», в рамках которой тему «Развитие бизнеса в России» обсудили Дмитрий Бурлов, генеральный директор «Магазин Магазинов», Брендон О`Рейли, управляющий директор Fashion House Group, Денис Боннинг, директор по экспорту Undiz, Андерс Лильенстолпе, заместитель регионального директора SRV, и Алина Стрелкова, операционный директор ECE Russland.
«Я сходил на русскую сессию, а также сессию о диджитал шопинге, поскольку мы все знаем, что диджитал продолжит влиять на показатели ритейла как в России, так и во всем мире. Русскую сессию посетили международные бренды и девелоперы. Все согласились, что рынок все еще переживает спад, и отдача сейчас ниже, чем раньше. Но, по крайней мере, у нас остаются профессионализм, терпение и способность мыслить в рамках долговременных стратегий, что для России сейчас огромный плюс. Я вообще считаю, что сейчас очень хорошее время и для покупателей, и для ритейлеров, и для рынка в целом», - поделился впечатлениями Андерс Лильенстолпе.
17 ноября специалистов рынка собрал 25-й «Русский Завтрак», темой которого стал вопрос «Чего желает современный покупатель?». Модераторами выступали Андрей Постников, управляющий директор «Логопарк Девелопмент», и Александр Обуховский, директор департамента торговой недвижимости Knight Frank. В рамках данной темы выступили: Максим Щеголев, директор по интеграции и развитию форматов Lenta LTD, Наталья Тишендорф, генеральный директор Avica, Эдуард Киценко, генеральный директор Podium Market, Евгений Бутман, совладелец Ideas4retail, Ольга Летютина, генеральный директор УК «Столица Менеджмент», Олег Суковатов, вице-президент по продажам «Эльдорадо», Николай Артеменко, генеральный директор «РосЕвроДевелопмент» и Марина Малахатько, директор, руководитель отдела торговых помещений CBRE в Москве.
«На «Русском завтраке» обсудили борьбу за трафик посетителя, его портрет, перспективы ближайших 10 лет и борьбу за конвертацию трафика покупки. Очень интересная и подробная дискуссия была в тройке Евгений Бутман – Николай Артеменко – Максим Щеголев. Они как раз обсуждали работу с конкретными цифрами и один из тезисов касательно того, что уже прошла эпоха больших открытий и идет работа над улучшением небольшого количества малозначимых показателей, которые в итоге приводят к росту конвертации и доходов ритейлеров и девелоперов», - рассказал Александр Обуховский, Knight Frank.
«MAPIC– это выставка уже не гламурная, а рабочая: люди обсуждают конкретные контракты, арендные сделки… я оцениваю этот MAPIC как небольшой «отскок от дна», потому что в прошлом году… настроения царили в основном пессимистические. А сейчас люди понимают уже, как и что делать, новые проекты запускают. Поэтому я думаю, что это, пусть и скромное, но начало нового движения вперед», - подводит итоги Николай Казанский, управляющий партнер Colliers International в России.