Модератором мероприятия выступил Денис Колокольников, управляющий партнер компании RRG. В обсуждении принимали участие: Евгения Аничкова, директор, Управление коммерческой недвижимостью «ПроГород» (Группа ВЭБ.РФ); Наталья Карасева, СЕО «Альфа-Сервис»; Дмитрий Коряков, директор по развитию розничной сети 12 Storeez; Юрий Лосев, вице-президент по развитию сети супермаркетов «Азбука Вкуса»; Елена Малофеева, руководитель пресс-службы ТРЦ «Щелковский» и гастрономического пространства «Центральный рынок»; Евгения Осипова, директор проектов ADG GROUP; Алексей Сигал, партнер Ricci | BlackStone; Алина Стрелкова, директор по коммерции и развитию группы объектов Mall Management Group; Марина Харитонова, генеральный директор Accent Capital.
В ходе встречи ожидаемо был затронут вопрос приостановки деятельности западных брендов в ТРЦ. Собственники и девелоперы объектов не хотят их терять, но вместе с тем и сами бренды пока не торопятся освобождать занимаемые площади. По мнению Дениса Колокольникова, самыми «проблемными» сегодня являются средние ТЦ, в то время как «районники» в этом плане практически не пострадали: там практически нет «уходящих» брендов. Далее участники обсудили вакансию в различных объектах и сошлись на том, что она минимальна. В «Павелецкая Плаза» представлено достаточно много международных брендов, которые временно приостановили свою деятельность в России, но трафик пока не страдает, в частности, благодаря парковой зоне на верхнем ярусе. Елена Малофеева рассказала, что ТРЦ «Щелковский» недавно принимал у себя делегацию турецких ретейлеров, которые готовы рассмотреть возможность выхода на российский рынок. Готовы к этому и непосредственно российские бренды, которые рады представившейся возможности. Однако, по словам Марины Харитоновой, монобрендовые российские компании сейчас не могут занимать площади от 500 кв. м и выше, как это делали западные сети, а мультибрендовых игроков в России мало. Таким образом, для крупных объектов вопрос высвобождения больших площадей пока остается злободневным.
Также, отметила Марина Харитонова, к концу 2021 г. существенно выросла себестоимость складов, поэтому девелоперы пока не рассматривают возможность нового строительства. Евгения Аничкова подчеркнула, что самым перспективным региональным рынком для складов сегодня является Казань.
Участники встречи обсудили в том числе судьбу российских кинотеатров, которым сегодня приходится нелегко в силу отсутствия самого востребованного у публики «западного» контента. Евгения Осипова сказала, что ADG GROUP продолжит работать с кинотеатрами, потому что верит в их перспективы. В настоящее время компания ведет переговоры об открытии новых точек. Также Евгения Осипова подчеркнула, что на площадках «Место встречи» кинотеатры демонстрируют хороший трафик.
Денис Колокольников видит будущее за развитием ретейла в т.н. «горизонтальных ТЦ», т.е. - на первых этажах строящихся ЖК.
Было уделено внимание также кадровому вопросу. Наталья Карасева подчеркнула, что обеление отрасли – пока в процессе. Оптимизация идет за счет менеджмента.
Алекcей Сигал считает, что наступило самое интересное время для ретейла, поскольку раньше «все строилось по определенным лекалам, и все ТЦ были похожи один на другой. Сейчас же каждый объект будет искать новые решения, и мы получим много интересных разнообразных проектов».
Таким образом, встреча прошла в позитивном ключе. Эксперты отметили, что ретейл переживает сложные времена, но вместе с тем это и новые возможности.
Партнеры мероприятия: «ВЭБ.РФ. Управление активами»; «Альфа-Сервис»; Multispace Paveletskaya. Спонсоры: PIONEER; Accent Capital.