Ключевые операционные и финансовые1 показатели за 3 квартал 2023 года
? Общая выручка выросла на 5,7% год к году до 628,5 млрд руб.;
? Чистая розничная выручка увеличилась на 7,0% год-к году и составила 623,9 млрд руб.;
? Сопоставимые продажи (LFL) 2 увеличились на 3,1% на фоне роста LFL среднего чека на 3,8% и снижения LFL трафика на 0,6%;
? Компания открыла (gross) 440 магазинов (326 магазинов у дома «Магнит» и 15 магазинов у дома «Дикси», 98 магазинов дрогери и один супермаркет) или 398 магазинов (net). Общее количество магазинов сети по состоянию на 30 сентября 2023 г. составило 28 707;
? Торговая площадь Компании увеличилась на 141 тыс. кв. м. Общая торговая площадь составила 9 894 тыс. кв. м. (рост 5,8% год к году);
? Компания выполнила редизайн 250 магазинов (153 магазинов у дома «Магнит» и 91 магазина у дома «Дикси», а также 6 магазинов дрогери);
? Валовая прибыль в 3 квартале 2023 г. увеличилась на 7,8% год к году до 145,3 млрд руб. Валовая рентабельность составила 23,1%;
? Показатель EBITDA составил 42,4 млрд руб. Рентабельность по EBITDA составила 6,7% на фоне динамики коммерческих, общехозяйственных и административных расходов, частично компенсированной ростом валовой рентабельности и прочих доходов и расходов;
? Чистая прибыль увеличилась на 7,8% год к году до 17,6 млрд руб. Рентабельность чистой прибыли составила 2,8%.
Ключевые операционные и финансовые1 показатели за 9 месяцев 2023 года
? Общая выручка выросла на 7,4% год к году до 1 857,9 млрд руб.;
? Чистая розничная выручка увеличилась на 7,7% год-к году и составила 1 827,6 млрд руб.;
? Сопоставимые продажи (LFL) увеличились на 4,6% на фоне роста LFL среднего чека на 3,4% и роста LFL трафика на 1,2%;
? Компания открыла (gross) 1 461 магазин или 1 302 магазина (net). Общее количество магазинов сети по состоянию на 30 сентября 2023 г. составило 28 707;
? Компания выполнила редизайн 867 магазинов (595 магазинов у дома «Магнит» и 265 магазинов у дома «Дикси», 6 магазинов дрогери и одного супермаркета);
? Валовая прибыль увеличилась на 6,7% год к году до 425,0 млрд руб. Валовая рентабельность снизилась на 15 б. п. год к году до 22,9% в результате увеличения интенсивности промо и роста потерь;
? Показатель EBITDA составил 124,2 млрд руб. Рентабельность по EBITDA составила 6,7% на фоне динамики валовой рентабельности и коммерческих, общехозяйственных и административных расходов, частично компенсированной ростом прочих доходов и расходов;
? Чистая прибыль увеличилась на 13,5% год к году до 54,9 млрд руб. Рентабельность чистой прибыли увеличилась на 16 б. п. год к году и составила 3,0%;
? По состоянию на 30 сентября 2023 г. чистый долг составил 150,7 млрд руб. Соотношение чистый долг / EBITDA составило 0,9x (МСБУ 17).
Ключевые события 3 квартала 2023 г. и после отчетного периода
10 октября 2023 г. «Магнит» объявил о дополнительном тендерном предложении его дочернего общества акционерам Компании о приобретении до 8 023 740 обыкновенных акций «Магнита» или до 7,9% от всех находящихся в обращении акций. Дополнительное тендерное предложение объявлено с целью предоставления ликвидности инвесторам, которые хотели бы монетизировать свои инвестиции в «Магните», но ввиду различных обстоятельств не смогли принять участие в предыдущем тендерном предложении, анонсированном 16 июня 2023 г.
«Магнит» заключил с крупнейшим на Дальнем Востоке ритейлером «Самбери» и его владельцами соглашение о приобретении 33,01% долей в уставном капитале «Самбери», а также предоставлении опциона на выкуп оставшихся долей в течение пяти лет.
«Магнит» закрыл сделку по покупке маркетплейса KazanExpress и приступает к интеграции этой площадки для запуска на ее основе собственного маркетплейса «Магнит Маркет».
«Магнит» открыл первый распределительный центр для сети жестких дискаунтеров «Первый выбор» в Московской области, рассчитанный на обслуживание до 200 магазинов.
Розничная сеть «Дикси» разработала новый концепт магазинов и запускает программу обновления сети. Первый обновленный магазин открылся в Центральном округе Москвы.
Операционные показатели
В 3 квартале 2023 г. общая выручка выросла на 5,7% год к году и составила 628,5 млрд руб. Чистая розничная выручка выросла на 7,0% год к году на фоне увеличения торговой площади на 5,8% и роста LFL продаж на 3,1%. Чистая розничная выручка магазинов под брендом «Магнит» увеличилась на 8,1% благодаря росту LFL продаж в зрелых магазинах и увеличению торговой площади.
Рост чистой розничной выручки продолжал опережать рост торговой площади благодаря дальнейшему повышению плотности продаж. Выручка с кв. м по всей сети в 3 квартале 2023 г. увеличилась на 3,4% год к году, при этом выручка с кв. м в супермаркетах «Магнит» выросла на 6,5% год к году.
Динамика продаж улучшалась каждый месяц квартала. Рост чистой розничной выручки ускорился с 5,7% в июле до 8,5% в сентябре.
Рост торговой площади немного ускорился до 5,8% год к году по сравнению с 5,3% в предыдущем квартале благодаря органическому развитию торговой сети. В отчетном квартале Компания открыла (gross) 440 магазинов или 398 магазинов (net). Прирост торговой площади (net) в 3 квартале 2023 г. составил 141 тыс. кв. м. Общее количество магазинов сети по состоянию на 30 сентября 2023 г. составило 28 707 (+1 648 за последние 12 месяцев или +1 302 с начала года).
Рост LFL продаж замедлился с 4,7% во 2 квартале 2023 г. до 3,1% в отчетном квартале. 437 магазинов (net) вошли в базу LFL в 3 квартале. На данный момент 89% торговой площади Компании уже достигли зрелого уровня продаж, и только 11% находится в стадии выхода на целевые показатели. Таким образом, рост LFL продаж был обусловлен высокими показателями зрелых магазинов, а не темпами увеличения торговой площади. Основной причиной замедления роста LFL продаж было снижение инфляции на полке год к году.
Рост LFL продаж в отчетном квартале был обусловлен ростом LFL среднего чека на 3,8% и снижением LFL трафика на 0,6%. Рост LFL среднего чека стал результатом повышения промо активности и увеличением количества товаров в корзине, частично нивелированным небольшим эффектом перехода покупателей на более дешевые товары. Промо активность усилилась как квартал к кварталу, так и год к году. LFL трафик стал отрицательным в связи с эффектом высокой базы прошлого года и логистическими затруднениями в доставке товаров в отдельных регионах.
В 3 квартале количество держателей карт лояльности достигло 74,3 млн. В целом по Компании доля покупок с использованием карт лояльности составила 48% в чеках и 64% в продажах. В пиковые дни квартала она достигала 51% и 67% соответственно. Программа лояльности продолжает давать положительные кроссформатные результаты – около 38% покупателей «Магнита» посещают два и более формата магазинов. Средний чек активного пользователя карты лояльности в 1,9 раза выше по сравнению с транзакцией без карты.
Развитие сети магазинов и результаты форматов
Магазины у дома под брендом «Магнит» составили 70,2% в розничных продажах Компании в 3 квартале 2023 г. В отчетном квартале Компания открыла (gross) 326 магазинов у дома и закрыла 21 магазин в рамках продолжающейся кампании по повышению операционной эффективности. В результате Компания открыла (net) 305 магазинов у дома в 3 квартале 2023 г. 74% магазинов, открытых Компанией в отчетном квартале, составляют магазины у дома «Магнит» (включая дискаунтеры). Чистая розничная выручка выросла на 9,2% благодаря приросту торговой площади на 7,4% и увеличению LFL продаж на 3,7%. Рост LFL продаж был обусловлен ростом LFL среднего чека на 3,4% и ростом LFL трафика на 0,3%.
Супермаркеты «Магнит» сформировали 9,9% розничных продаж Компании в отчетном квартале. В 3 квартале 2023 г. Компания открыла один супермаркет и закрыла три магазина, сфокусировавшись на увеличении плотности продаж действующей сети магазинов. Выручка с кв. м в данном формате увеличилась на 6,5% год к году - самый высокий показатель среди всех форматов Компании. Торговая площадь супермаркетов составила 981 тыс. кв. м. Супермаркеты показали самый высокий рост LFL продаж среди всех форматов Компании (+4,6%), обусловленный ростом LFL среднего чека на 4,5% и ростом LFL трафика на 0,1%. В результате рост чистых розничных продаж супермаркетов составил 5,5% в отчетном квартале.
Доля формата дрогери в розничных продажах Компании составила 8,2%. В 3 квартале 2023 г. были открыты (gross) 98 магазинов (22% от общего количества открытых магазинов) и закрыты 9 магазинов. В результате на 30 сентября 2023 г. общее количество магазинов косметики составило 7 623. Прирост торговой площади составил 87 тыс. кв. м или 5,2% год к году. Темп прироста LFL продаж магазинов дрогери стал отрицательным и составил -3,0% на фоне снижения LFL трафика на 6,2%, частично компенсированного ростом LFL среднего чека на 3,4%. Отрицательная динамика LFL продаж обусловлена главным образом эффектом высокой базы прошлого года, когда магазины дрогери показали самый сильный рост среди всех форматов - на 19,3%. Рост чистых розничных продаж магазинов косметики составил 1,1% в отчетном квартале.
Доля магазинов «Дикси» в розничных продажах Компании немного сократилась и составила 11,2% в отчетном квартале. В 3 квартале 2023 г. были открыты 15 магазинов у дома и закрыты 9 магазинов. В результате на 30 сентября 2023 г. количество магазинов составило 2 219, а торговая площадь – 732 тыс. кв. м. Динамика LFL продаж магазинов у дома «Дикси» вышла в положительную зону с - 0,9% в предыдущем квартале до 2,0% благодаря значительному росту LFL среднего чека на 6,1%, частично нивелированному снижением LFL трафика на 3,8%. Чистые розничные продажи магазинов у дома «Дикси» сократились на 0,1% год к году. Снижение розничной выручки в бизнесе «Дикси» обусловлено точечной конвертацией магазинов «Дикси» в магазины под брендом «Магнит».
В 3 квартале 2023 г. «Магнит» продолжил программу реновации. Обновление прошли 250 магазинов (153 магазина у дома «Магнит» и 91 магазин у дома «Дикси», а также 6 магазинов дрогери).
Онлайн-коммерция
В настоящее время Компания осуществляет ряд онлайн-проектов доставки – собственных и партнерских (экспресс-доставка, регулярная доставка, онлайнаптека, косметика и партнерства). Общий онлайн оборот товаров (GMV) с НДС в отчетном периоде составил 11,1 млрд руб. по сравнению с 7,1 млрд руб. в 3 квартале 2022 г.
Общий онлайн оборот товаров (GMV) с НДС за первые девять месяцев 2023 г. составил 28,1 млрд руб.
В 3 квартале 2023 г. среднее количество заказов в день достигло 72 885 (+23,9% год к году).
Средний чек по всем онлайн-сервисам составил около 1 660 руб. с НДС, что в 4 раза выше, чем в магазинах у дома (407 руб. с НДС в 3 квартале 2023 г.). В основном это связано с большим количеством товаров в корзине.
Количество офлайн-магазинов, подключенных к сервисам e-commerce «Магнита», выросло до более 18 тысяч в 67 регионах и 1 740 населенных пунктах. При этом 79% текущей выручки генерируется за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Самым крупным и быстро растущим сегментом является экспресс-доставка, при которой заказы выполнятся в течение 60 минут.
Мягкие дискаунтеры
«Магнит» начал тестировать формат мягких дискаунтеров в июле 2020 года в качестве ответной меры на изменение потребительского спроса. Концепция дискаунтера ориентирована на покупателей, чувствительных к цене, совершающих частые небольшие покупки традиционного ассортимента товаров или приобретающих продукцию впрок.
По состоянию на 30 сентября 2023 г. сеть насчитывала 1 134 дискаунтера «Моя цена» по сравнению с 566 магазинами годом ранее. В отчетном квартале Компания открыла 73 магазина, включая 63 новых и 10 переформатированных из магазинов у дома.
Жесткие дискаунтеры
«Магнит» запустил формат жесткого дискаунтера в феврале 2023 г., открыв первые пилотные магазины в Московской области под брендом В1, или «Первый выбор». Новая сеть усилит присутствие Компании в сегменте дискаунтеров и охватит еще больше покупательских миссий. В1 – это магазины с фокусом на ограниченном качественном ассортименте по привлекательным ценам, закрывающем основные потребности покупателя.
По состоянию на 30 сентября 2023 г. было открыто 19 магазинов В1.