По подсчетам Ernst&Young, в России насчитывается 8 тысяч гостиниц и «аналогичных средств размещения», еще 4,5 тысячи – это санаторно-курортные организации, зачастую предлагающие аналогичные услуги. При этом 70% рынка сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге. Загрузка отелей в столице в среднем находится на уровне 73% (это уже данные городского Комитета по туризму и гостиничному хозяйству), турпоток из года в год неуклонно растет (в прошлом году рост составил 21%).
В таких условиях власти идут навстречу инвесторам – например, готовы за минимальные суммы отдать в аренду исторические здания в центре города при условии реконструкции и строительства гостиниц.
Впрочем, ведущие международные операторы, такие как Accor Group, Inter Continental, Hilton, Marriott и т.д., и без того намерены развивать свои гостиничные сети в России. Кто-то, как, например, Inter Continental, задумывается над созданием центрального операционного офиса в Москве. Стратегию отельеров озвучил Арон Либинсон, вице-президент по стратегическому развитию в России и СНГ. По его словам, с 90-е гг., когда IHG вышла на российский рынок, ее поведение характеризовалось как «стратегия без стратегии». «Строили то, что получалось строить – там, где были связи, возможности, где собственник привлекал гостиничного оператора. Поэтому проекты получались разрозненными», - пояснил г-н Либинсон. В 2000-х гг. компания начала развивать свой основной бренд – Holiday Inn, выходить в регионы. В дальнейших планах – сделать Россию и СНГ ключевым рынком в Европе.
У российских операторов история пока не такая длинная – по словам главы «Росинвестотеля» (на рынке с 2008 года, управляет сетью Voyage Hotels&Resorts) Кирилла Иртюги, за неимением известного бренда приходится «брать» компетенцией и гораздо более плотно заниматься проектом, чем международные операторы – вплоть до помощи девелоперам в строительстве и отделке здания.
Что касается региональных гостиничных рынков, то наиболее привлекательными городами для вложения средств остаются города - «миллионники», где развивается как бизнес-туризм, так и туристическое направление. Другой фокус – туристические центры вроде Черноморского побережья, городов Золотого кольца (в Суздали, по словам местного отельера, около 100 гостиниц, прибыльности которых может позавидовать даже столица).
Однако курортные гостиницы возводить гораздо затратнее – по словам Мариуса Гомолы, управляющего директора Horwath HTL Hungary&Russia, они все строятся по индивидуальным проектам, располагаются в уникальных туристических местах (как правило, синоним плохой транспортной доступности и отсутствия необходимой рабочей силы, строительной техники, экспертов и т.д.).
Проблема кадров, впрочем, стоит перед всеми операторами – некоторые из них даже открыли (Бизнес-школа управления в индустрии гостеприимства SWISSAM) или собираются открывать (академия IHG) собственные «фабрики» по производству квалифицированных работников для собственных отелей. Власти же предлагают помочь международными стажировками для специалистов отрасли.