Департамент управления недвижимостью Colliers International подсчитал общее количество торговых площадей, построенных в Новой Москве за пять лет ее существования. По оценкам PM-Департамента Colliers International, совокупная площадь всей торговой недвижимости, расположенной на территории Новой Москвы, составляет порядка 906,7 тыс. кв. м с учетом отдельно стоящих гипермаркетов. Из данного объема 112 тыс. кв м представляют собой классические профессиональные торгово-развлекательные центры и гипермаркеты, построенные в Новой Москве за последние пять лет. Остальной объем – это торговая недвижимость разного типа, ранее существовавшая на данной территории до объявления ее Новой Москвой.
Из 112 тыс. кв. м профессиональной торговой недвижимости, функционирующей в Новой Москве с 2011 г., 82 тыс. кв. м приходится на долю торгово-развлекательных центров и 30 тыс. кв. м составляют отдельно стоящие гипермаркеты. Также в данный момент на стадии строительства находятся еще 101 тыс. кв. м профессиональной торговой недвижимости.
В структуре классических современных торгово-развлекательных центров Новой Москвы 62% составляют суперрегиональные ТРЦ (с GLA более 70 тыс. кв. м), 21% – окружные (GLA 20-50 тыс. кв. м) и 17% приходится на долю районных торгово-развлекательных центров с GLA менее 20 тыс. кв. м.
Всего в настоящий момент на территории Новой Москвы действует 282,5 тыс. торговых площадей, представляющих собой классические ТРЦ и отдельно стоящие гипермаркеты, и 624,5 тыс. кв. м торговой недвижимости нестандартных форматов (продовольственный рынок-гипермаркет, строительный рынок, ТЦ в составе бизнес-парка), а также ряд низкокачественных торговых центров малой площади.
«Следует отметить, что практически весь объем действующих и строящихся качественных профессиональных торговых объектов, включая гипермаркеты, сосредоточен в непосредственной близости к МКАД, там, где последние пять лет велось грандиозное городское строительство, - подчеркивает Региональный Директор PM-Департамента Colliers International Маргарита Аристархова, - Это Коммунарка, Саларьево, городское поселение Московский, Румянцево и различные точки на Калужском и Киевском шоссе. Совокупная торговая площадь отдельно стоящих гипермаркетов в Новой Москве достигает более 65 тыс. кв. м, но и они расположены либо на МКАД, либо в непосредственной близости от него. Таким образом, можно считать, что северный пояс Новой Москвы более чем обеспечен качественной торговой недвижимостью, чего нельзя сказать о низко урбанизированных дальних территориях Новой Москвы, расположенных за Троицком».
По официальным подсчетам Colliers International, обеспеченность текущего населения жителей Новой Москвы качественными торговыми площадями в границах территории составляет GLA 1 210 кв. м на 1 000 человек. И на сегодняшний день на территории Новой Москвы на разной стадии реализации (от проекта до строительства) находится порядка 510 тыс. кв. м, не считая замороженных проектов.
«Почти все объекты, находящиеся на стадии проектирования или развития, будут реализованы не в дальних или центральных поясах Новой Москвы, а снова в ближайшем к МКАД, - отмечает Маргарита Аристархова, - также очевидно, что не все из них будут представлять собой исключительно классические ТРЦ, в которых так нуждается неурбанизированная, «малоэтажная» часть территории. Так, в открытых источниках фигурирует информация о развитии неформатной торговой недвижимости в Новой Москве, в частности, например, крытых рынков. Рынки – это, конечно, прекрасно, но вряд ли они заменят профессионально управляемые торгово-развлекательные центры, потребность в которых ощущается жителями агломерации, особенно ее дальних поясов. Следует также отметить, что большинство жителей Новой Москвы – это не «сезонные», а постоянные жители, которые нуждаются не только в продуктах по дороге на дачу, но и в качественных товарах разных сегментов».
По данным эксперта PM-Департамента Colliers International, более половины товарных групп и брендов в ТРЦ составляют fashion-бренды, которые являются основным магнитом для притяжения покупателей. Другие группы – это товары для детей, рекреационные зоны и общепит. Именно в них нуждается посетитель торгового центра. Арендный пул рынка и других нестандартных форматов обычно принципиально иной. Потенциально нестандартные форматы могут быть интересны покупателям, но только после того, как им будет обеспечена шаговая доступность к качественной классической торговой недвижимости.