Региональный складской рынок – в глубокой спячке

168 тыс. кв. м складских площадей введено в эксплуатацию в регионах России с января по июнь 2016 г., что меньше аналогичного показателя 2015 г. более чем в 2 раза (360 тыс. кв. м) и является минимальным значением с 2011 г. 
6974

168 тыс. кв. м складских площадей введено в эксплуатацию в регионах России с января по июнь 2016 г., что меньше аналогичного показателя 2015 г. более чем в 2 раза (360 тыс. кв. м) и является минимальным значением с 2011 г. (150 тыс. кв. м), отмечают аналитики международной консалтинговой компании Knight Frank, подводя предварительные итоги I полугодия 2016 г. на рынках складской недвижимости 17 региональных городов России. В исследование вошли такие города как Екатеринбург, Новосибирск, Самара, Ростов-на-Дону, Казань, Нижний Новгород, Краснодар, Воронеж, Челябинск, Тула, Красноярск, Калуга, Пермь, Владивосток, Уфа, Тверь, Хабаровск.

· Ограниченный доступ к заемному финансированию, его высокая стоимость, а также значительный объем вакантных площадей стали причинами замедления строительной активности на складском рынке России. На данный момент наиболее востребованным форматом строительства складов является схема built-to-suit, по которой с 2015 г. в России реализовано более 60% объема введенных в эксплуатацию объектов.

· Наибольший объем ввода в эксплуатацию с января 2015 г. по июнь 2016 г. пришелся на Екатеринбург (105,4 тыс. кв. м) и Челябинск (105,8 тыс. кв. м).

· Одной из тенденций текущего времени является расширение географии складского рынка. Качественные складские комплексы появляются в городах, не являющихся крупными логистическими центрами или городами с высокой численностью населения (например, Смоленск, Тюмень, Ульяновск и т.д.), и представляют собой преимущественно распределительные центры крупных торговых сетей.

· На данный момент запрашиваемая ставка аренды на качественные складские помещения в регионах варьируется в диапазоне 300–500 руб. за кв. м в месяц (с учетом НДС и операционных расходов). Относительно прошлого года верхняя и нижняя границы диапазона ставок аренды снизились на 10%.

· Договоры аренды заключаются на короткий срок (1–3 года). Широкий диапазон ставок аренды обусловлен сильной дифференциацией рынка и зависит от объема предлагаемых в аренду складских площадей в отдельно взятом регионе, а также их качества. Стоит отметить, что в тех регионах, где наблюдается дефицит качественного предложения, ставка аренды может вдвое превышать среднюю для объектов аналогичного качества в других городах.

· По состоянию на июнь 2016 г. на региональном рынке свободно около 800 тыс. кв. м складских площадей классов А и B, что сопоставимо с аналогичным показателем в Московском регионе. Наибольший объем вакантных площадей сконцентрирован в Ростове-на-Дону – 30,5% объема рынка региона, а также в Краснодаре и Челябинске – 31,5% и 42,1% соответственно.

Вячеслав Холопов, партнер, директор по складской, индустриальной недвижимости, земле, Knight Frank Russia&CIS, отметил: «На региональных рынках мы наблюдаем логичные с точки зрения девелопмента изменения – торможение развития проектов и переход к предложению по принципу «строительство под ключ», усиление роли региональных девелоперов и снижение активности федеральных. Но масштаб рынка имеет значение: так, объем вакантных площадей во всех региональных качественных логоцентрах практически равен тому количеству пустующих складов, которые мы наблюдаем в московском регионе – а это значит, что любая серьезная арендная сделка, например, на 10-20 тыс. кв. м., существенно меняет уровень вакансии в регионе, в то время как в Московской области для этого необходимы объемы поглощения на порядок выше. Скорее всего, неспешное развитие региональных проектов продолжится, но в ближайшие два-три года не стоит ожидать появления грандиозных логистических центров, построенных не для нужд конкретного клиента».

 

 



иГРОКИ РЫНКА

Raven Russia

Холопов Вячеслав

Консалтинг и брокеридж

NF Group

Материалы по теме

Исследования рынка

Кто обеспечивает стабильный спрос на склады в Московском регионе?

Colliers International проанализировала сегмент складской недвижимости в Московском регионе в I квартале 2016 г. и обозначила основные тренды развития этого сектора. 
16.05
Экспертный анализ

Арендовать склады в 2017 году станет дороже

CBRE проанализировала основные тенденции на рынке складской недвижимости и пришла к выводу, что в 2017 г. доля свободных площадей может вернуться к 10% и дать импульс росту ставок аренды, уровень которых может восстановиться до отметки 4 500 руб. за кв. м в год. 

03.06
Точка зрения

Склады – что поможет привлечь клиентов в условиях кризиса?

Александр Никишов, коммерческий директор Холдинг Строительный Альянс  

16.05
Исследования рынка

Парадокс: спрос на склады высок, но вакантность не уменьшается

По данным компании JLL, за первые три месяца 2016 г. в Московском регионе было введено только три качественных складских объекта общей площадью 92 тыс. кв. м. Таким образом, результат 1-го квартала оказался почти в четыре раза ниже показателя аналогичного периода прошлого года. 
27.04

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04
Источник: SLAVA Concept
Экспертный анализ

Оформят возврат: почему качество клиентского опыта станет основным конкурентным преимуществом российских брендов

Качество клиентского опыта и локальная экспертиза станут самой важной компетенцией и основным конкурентным преимуществом российских игроков в случае возвращения в страну иностранных бизнесов. Однако с вызовом справятся далеко не все: сервис по-прежнему – слабое звено отечественных компаний, а изучать своего покупателя интересно единицам из них. С такими вводными мало кому помогут даже искусственные ограничения для «возвращенцев» и государственные программы поддержки, уверены собеседники CRE.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
18.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre