Марат Манасян, генеральный директор компании M1 Solutions
Основная тенденция, общая для всех городов России на сегодняшний день, – высокая ротация арендаторов. В связи с сокращением спроса и экономической нестабильностью многие операторы были вынуждены закрывать убыточные торговые точки, менять локацию, форматы или уходить с первой линии. Влияние изменений в экономике привело к снижению арендных ставок в стрит-ритейле - в зависимости от качества и местоположения площадей падение произошло в среднем на 30%. Спрос на торговые площади сместился в сторону более качественных площадей, стрит-ритейл постепенно теряет своих арендаторов. Неликвидные помещения выходят из игры.
Наибольший спрос в стрит-ритейле в спальных районах формируют магазины одежды и обуви, предприятия общественного питания, организации, предоставляющие товары и услуги повседневного спроса. В центральных торговых коридорах городов наблюдается смещение в сторону ценового сегмента выше среднего - здесь размещаются товары для дома, салоны связи, цифровая техника, бутики. В целом можно отметить рост сетевых и несетевых предприятий общепита и дискаунтеров. Среди арендуемых площадей снизилась доля офисов банковского обслуживания и офисов туристических фирм.
На региональных рынках стрит-ритейла, так же как и на рынках двух столиц, отразилось влияние экономического кризиса, но каждой локации присущи специфические особенности, связанные с особенностями ведения бизнеса и экономического развития региона.
Рынок стрит-ритейла Екатеринбурга перенасыщен и сегодня сталкивается с дефицитом спроса. Несмотря на снижение объемов розничной торговли, в городе сохраняется динамика роста предложения в стрит-ритейле, в основном за счет площадей на первых этажах строящихся жилых комплексов. С начала прошлого года снижение ставок в стрит-ритейле Екатеринбурга составило более 25%. Но отток арендаторов продолжается, а покупательские потоки в торговых коридорах становятся менее интенсивными. Арендаторам приходится оптимизировать бизнес-процессы, искать новые форматы или совершенствовать старые. В городе наблюдается тенденция: стрит-ритейл постепенно теряет конкурентоспособность на фоне торговых центров Екатеринбурга, рынок насыщен качественными объектами, более привлекательными для арендаторов, нежели формат уличной торговли.
Отдельно можно сказать про торговые помещения в центре Екатеринбурга. Торговые коридоры центральных улиц на сегодняшний день буквально пустеют, несмотря на падение ставок, арендаторы перемещаются в спальные районы, более удобные для их целевой аудитории локации. Помимо естественного стремления оптимизировать расходы в кризис, еще одна причина для оттока арендаторов из центра – рост количества платных парковочных мест в центре.
В этом году в городе открылся новый магазин «Дикси», запускается новый ресторан от Ginza Project. А вот сеть фастфуда Subway в прошлом году покинула Екатеринбург.
В Новосибирске снижение цен в центральных торговых коридорах достигло 50% в период кризиса, но есть локации, где арендные ставки остаются на прежнем уровне и даже растут. Основные помещения главных торговых коридоров города заняты. Массового съезда арендаторов не произошло, собственники и арендаторы договариваются на взаимовыгодных условиях. К тому же поведение арендаторов и процессы принятия решений изменились. Сегодня бизнес более осторожно подходит к выбору помещений. Объем площадей торговых помещений снижается из-за стремления арендаторов к экономии. Выше всего спрос на небольшие площади - 30-70 кв. м. Крупные объекты дольше остаются невостребованными. Наиболее активно в Новосибирске развиваются фастфуд, кофейни, еда на вынос, пекарни, булочные, магазины формата «у дома».
В этом году крупный продуктовый ритейлер X5 RetailGroup объявил о намерении расшириться в Новосибирске, к концу года компания планирует открыть порядка 30 магазинов под брендом «Пятерочка». В связи с этим предстоят несколько сделок по аренде торговых площадей в стрит-ритейле города.
Ситуация на челябинском рынке торговых площадей похожа на сложившуюся в Новосибирске. В большинстве случаев помещения стрит-ритейла арендуют со скидками. Собственники, которые не идут на уступки, остаются без арендаторов. Падение уровня ставок достигает 50%, в редких случаях - 70%. В центре города много свободных помещений, чтобы не терпеть убытки на оплате коммунальных платежей, собственники идут навстречу арендаторам, предлагая значительные преференции.
В городе в конце прошлого года появился третий супермаркет сети «Перекресток», открылось вегетарианское кафе международного бренда Goodvegs.
В торговых коридорах Перми за прошедший год значительно вырос уровень вакантных площадей. Можно отметить, что спрос на объекты качественной торговой недвижимости остается неудовлетворенным.
В Перми в 2015 г. локальный продуктовый оператор «Добрыня» прекратил работу, площади, занимаемые им, арендовали сети «Пятерочка» и «Перекресток». С конца прошлого года в городе развивается новая сеть ресторанов быстрого питания Obead.
За последнее время в Нижнем Новгороде не было введено крупных объектов в стрит-ритейле. Тем не менее, наблюдается растущий объем предложения. При этом 90% предложений в стрит-ритейле – площади менее 500 кв. м. Чуть меньше половины всего предложения – помещения площадью до 100 кв. м. В стрит-ритейле Нижнего Новгорода сокращается присутствие fashion-сегмента. Расширение наблюдается у продуктовых операторов. В частности, «Пятерочка» наращивает присутствие в регионе. В этом году в Нижнем Новгороде работает уже 100 магазинов сети.
Особенность стрит-ритейла Самары для ритейлеров заключается в том, что значительная доля торговых помещений представляет собой первые этажи зданий старой жилой постройки 60-х годов, которые не привлекательны для крупных сетевых ритейлеров или их сложно приспособить к торговой функции. Также можно отметить нехватку транспортной инфраструктуры, что тормозит развитие стрит-ритейла. Многие местные предприятия, работающие в небольших форматах, в основном выживают благодаря спросу, сформированному привычкой постоянных покупателей. Стрит-ритейл в Самаре по-прежнему концентрируется вблизи исторического центра города. Насыщенными остаются и спальные районы, которые за последние 5 лет успешно были освоены предпринимателями.
Сложившаяся сегодня экономическая ситуация для ритейлеров и собственников помещений – палка о двух концах. С одной стороны, финансовые сложности заставили операторов сокращать присутствие, а для части собственников вылились в убытки. С другой – происходит постепенное оздоровление рынка торговых помещений. Со стороны арендаторов растут требования к качеству объектов, которым нужно отвечать.