В 3 кв. 2016 г. рынок торговой недвижимости Москвы продолжил устанавливать рекорды по объемам ввода, что спровоцировало увеличение уровня вакансии и снижение показателей средних арендных ставок. NAI Becar озвучила итоги отчетного периода.
Предложение
Объем ввода на рынке торговой недвижимости в 3 кв. 2016 г. составил 283,2 тыс. кв. м (GLA) или 560 тыс .кв. м (GBA), что в 2,4 раза больше, чем во 2 кв. 2016 г. Всего за первые три квартала 2016 г. на рынок было выведено 478,2 тыс. кв. м. Данный показатель на 25% превышает результаты аналогичного периода 2015 г.
В период с июля по сентябрь включительно было открыто 6 торговых комплексов, из которых 3 объекта имеют GBA свыше 100 тыс. кв. м, и 2 из них являются проектами одного девелопера – «ТПС Недвижимость» (ТРЦ «Океания» и ТРЦ «Хорошо!»).
Основные объекты, введенные в 3 кв. 2016 г.
По данным аналитиков, большинство новых объектов открылись с низким уровнем заполняемости. Так, например, в наиболее крупном из введенных объектов – ТРЦ «Рига Молл» - на момент запуска работали только якорные арендаторы, под размещение которых отведено порядка 50% площадей.
Среди магазинов, открывшихся в торговых центрах Москвы в 3 кв. 2016 г., - первый в России монобутик швейцарской косметики «Jouvence Eternelle» (ТРЦ «Афимолл Сити»); первый в России магазин «Lillapois Beauty» - новый ритейл-концепт «Auchan Retail» (ТРЦ «Тройка»); первые магазины «Hoff Home» (ТРЦ «Метрополис» и «Океания»); первый российский монобрендовый магазин «Billabong» (ТРК «Авиапарк»); второй офф-лайн магазин «KupiVIP» (1,2 тыс. кв. м, ТЦ «Калита»).
Спрос
В 3 кв. 2016 г. тенденция к росту уровня вакансии в торговых центрах Москвы сохраняется. На конец отчетного периода средний уровень вакансии составил 12%, увеличившись на 7,9% или 0,9 п.п. относительно 2 кв. 2016 г.
Наиболее крупной сделкой отчетного периода стала аренда 4,8 тыс. кв. м в ТРК «Золотой Вавилон» компанией «IDEAS4RETAIL» для размещения магазина сети «Hamleys». Это будет 2-й в России магазин, созданный в формате «Мир Hamleys». К открытию магазина на крыше ТЦ будет оборудован семейный паркинг с прямым доступом в «Hamleys».
Коммерческие условия
За 3 кв. 2016 г. средняя арендная ставка для торговой галереи снизилась относительно ситуации на конец предыдущего отчетного периода на 5,5% и составила 38,3 тыс.руб./кв.м/год. Отмечается снижение верхней границы ценового диапазона.
Для якорных арендаторов длина ценового предложения осталась в прежних границах, но средняя арендная ставка также снизилась относительно 2 кв. 2016 г. – на 5,6% - и составила 13,2 тыс.руб.кв.м/год.
Прогнозы по вводу торговых площадей
До конца года может быть введено в эксплуатацию еще порядка 200-250 тыс. кв. м (GLA). Таким образом, годовой объем ввода может превысить показатели 2015 г. на 10%, составив 600-650 тыс. кв. м (GLA) или порядка 1,2 млн кв. м (GBA). При этом сроки завершения ряда проектов, ввод которых был запланирован на 2016 г., перенесены на 2017-2018 гг. (порядка 150 тыс. кв. м GLA).
Анна Данченок, директор департамента консалтинга NAI Becar, комментирует: «При всех негативных рыночных факторах лишь некоторые девелоперы всерьез озабочены поиском новых идей и концепций, хотя уровень вакансии 20-25% уже является критическим для успешности объекта (в первую очередь с точки зрения слабеющего трафика покупателей, которым становится неинтересно находиться в ТЦ). При этом уже сегодня у девелоперов есть масса инструментов повышения интереса к ТЦ, таких как общественные пространства, образовательные центры, лектории, шоу-румы и эдьютеймент-зоны, мультиконцепции общепита (аналог ubanspace) и пр.».