Сегодня объем качественного предложения торговых площадей в регионах России занимает приблизительно 60% рынка. Остальные 40% приходятся на Москву, Московскую область и Санкт-Петербург. По наблюдениям специалистов компании M1 Solutions, в целом можно говорить о росте доли качественных торговых центров в регионах, а также о растущей активности ритейлеров, в том числе зарубежных, в региональных центрах. По предварительным итогам, всего за этот год в регионах на рынке появилось 40 объектов. Девелоперы не заявляли в 2017 г. в Санкт-Петербурге крупных проектов. В Москве также ожидается снижение девелоперской активности. А вот в регионах можно ожидать появления нескольких новых и реконструированных проектов.
В Ижевске в следующем году должен появиться четырехэтажный молл «Матрица» площадью 60 000 кв. м, включающий в себя бассейн и фитнес-центр. Торговая недвижимость Кирова во втором полугодии 2017 г. прирастет еще одним объектом: ТРЦ «Макси», заявленная площадь – 92 000 кв. м.
В Екатеринбурге весной следующего года ожидается открытие пятой очереди ТЦ «Гринвич» площадью 65 000 кв. м, соединенной со станцией метро.
В следующем году в Иркутске планируется открытие специализированного торгового центра «Колхоз». По замыслу девелопера, концепция проекта предполагает размещение в объекте только операторов фермерской продукции.
В Барнауле в ноябре открылась первая очередь ТЦ «Галактика» с якорным арендатором «Ашан», общей площадью 200 000 кв. м. В планах девелопера - запуск второй очереди суперрегионального ТЦ весной следующего года.
В Тольятти во втором квартале компания Immochan готовит к открытию ТЦ «Акварель» около 60 000 кв. м, заявлено, что ТЦ будет соответствовать экологическим критериям BREEAM.
В Благовещенске в 1 квартале следующего года откроется торговый центр площадью 23 000 кв. м с продуктовым гипермаркетом «Самбери» в качестве якорного арендатора.
Марат Манасян, генеральный директор компании M1 Solutions, так комментирует перспективы строительства новых торговых центров в регионах: «Решению открыть новый торговый центр предшествует подробный анализ рынка недвижимости и общей экономической ситуации в регионе. Нужно учитывать и насыщение рынка торговыми площадями, и качество объектов потенциальных конкурентов, и местоположение, но в первую очередь – уровень доходов населения и платежеспособность покупателей. От этого зависят концепция будущего проекта, заполняемость и успех торгового центра. Потребительская активность сейчас ключевой критерий для операторов. Региональным рынкам с высокой степенью насыщенности торговой площадью сегодня часто требуется не столько строительство новых площадей, сколько обновление уже имеющихся».
В городах с высокой обеспеченностью населения торговыми площадями конкуренция подталкивает проекты, существующие на рынке уже долгое время, к реконцепции. В Твери в следующем году планируют начать реконцепцию ТЦ «Олимп». Проекту уже 14 лет, и владелец принял решение повысить конкурентоспособность путем смены концепции. Планируется обновление дизайна, зонирования, а также повышенное внимание уделяется развлекательной составляющей. Во Владивостоке в феврале после реконцепции откроется «Владивостокский ГУМ», расположенный в историческом центре города. Комплекс состоит из нескольких зданий, основное из которых – памятник архитектуры. В Новосибирске в конце 2017 г. после реконцепции откроется ЦУМ в обновленном lifestyle-формате.