Основную нишу специализированных коворкингов заняли инкубаторы и площадки для поддержки стартапов: 39% от общего объема коворкингов Москвы ориентированы на поддержку бизнеса и стартапов. «В кризис этот тренд особенно актуален: если до 2014 года коворкинги с функцией бизнес-акселераторов и поддержки стартапов были единичным продуктом, то с 2014 по 2016 годы в Москве открылись семь новых площадок, где начинающие предприниматели могут стартовать под руководством менторов. При этом практически везде существует действительно строгий контроль при отборе кандидатов в арендаторы: желающим необходимо представить свой бизнес-план или бизнес-модель, чтобы получить право занять место в коворкинге», - комментирует Александр Шибаев, директор департамента консалтинга, аналитики и исследований компании Blackwood.Согласно данным исследований, около 30% российских бизнес-инкубаторов аффилированы с вузами, а инкубаторы-коворкинги НИУ ВШЭ, МГТУ им. Баумана регулярно попадают в международный рейтинг UBIIndex, который измеряет эффективность их работы по критериям успешности стартапов.
Значительная часть коворкингов перестала придерживаться ограничений по профилю своих арендаторов: 20% коворкингов больше не позиционируют какую-либо специфику при заселении компаний и частных лиц. На IT сейчас специализируются всего 15% коворкингов, и основную их часть представляют хакспейсы: пространства для хакеров и специалистов по информационной безопасности, где они могут собираться, обмениваться знаниями и проводить специализированные мероприятия.
Люди творческих специальностей при этом практически перестали представлять интерес для коворкингов как сплоченная аудитория: на их долю приходится лишь 11% специализированных коворкингов. «Коворкинги для творческих людей представлены преимущественно специальными площадками для архитекторов и художников. Остальные площадки ориентируются на достаточно абстрактный контингент арендаторов, нередко заявляя при этом об их отборе по специфике работы. Преимущественно коворкинги творческой направленности размещаются в рамках арт-кластеров в пределах Садового кольца, а основная часть фрилансеров из творческих профессий занимает коворкинги на окраинах города, в которых специализация четко не обозначена», - отмечает эксперт.
В течение последних лет на рынке появился новый сегмент специализации коворкингов: помещения премиум-уровня, рассчитанные на представителей большого бизнеса (15%). Развитие этой ниши коворкингов происходило достаточно быстро: одним из первых заявивших о концепции высококлассного коворкинга стал MeetingPoint, вслед за ним престижные коворкинги появились в башнях «Москва-Сити», и уже сейчас они имеют высокую долю в сегменте, а некоторые игроки, к примеру, CEORooms, заявляют о планах по расширению. Эти коворкинги отличаются и высокими тарифами, и расположением, и даже интерьерами: в коворкингах премиум-уровня все оформление соответствует заявленному статусу, а в качестве локации они выбирают, как правило, офисы класса А в «Москва-Сити» или в пределах Садового кольца.
Для собственников дорогостоящих объектов размещение коворкинга сегодня становится хорошим шансом снизить вакансию в объекте и монетизировать пустующие площади. «Средняя загрузка в коворкингах преимум-уровня составляет 80%, а основными арендаторами становятся руководители бизнеса, которые проводят деловые встречи, и специалисты международного уровня, которым необходимо рабочее место на несколько часов», - рассказывает Александр Шибаев. По мнению аналитиков, в 2017 г. мы увидим рост в данном секторе: вакансия среди офисов класса А остается высокой, и все больше собственников готовы рассматривать размещение коворкинга в своих бизнес-центрах.