Каких арендаторов ждут коворкинги?

Коворкинги начинали свое развитие в России как пространства для IT-специалистов, hackspace, или же мини-офисы для фрилансеров. Спустя 5 лет рынок столичных коворкингов пополнился площадками самой разной специализации. Аналитики компании Blackwood Real Estate выяснили, на каких арендаторов рассчитывают коворкинги сегодня. 

6996

Основную нишу специализированных коворкингов заняли инкубаторы и площадки для поддержки стартапов: 39% от общего объема коворкингов Москвы ориентированы на поддержку бизнеса и стартапов. «В кризис этот тренд особенно актуален: если до 2014 года коворкинги с функцией бизнес-акселераторов и поддержки стартапов были единичным продуктом, то с 2014 по 2016 годы в Москве открылись семь новых площадок, где начинающие предприниматели могут стартовать под руководством менторов. При этом практически везде существует действительно строгий контроль при отборе кандидатов в арендаторы: желающим необходимо представить свой бизнес-план или бизнес-модель, чтобы получить право занять место в коворкинге», - комментирует Александр Шибаев, директор департамента консалтинга, аналитики и исследований компании Blackwood.Согласно данным исследований, около 30% российских бизнес-инкубаторов аффилированы с вузами, а инкубаторы-коворкинги НИУ ВШЭ, МГТУ им. Баумана регулярно попадают в международный рейтинг UBIIndex, который измеряет эффективность их работы по критериям успешности стартапов.

Значительная часть коворкингов перестала придерживаться ограничений по профилю своих арендаторов: 20% коворкингов больше не позиционируют какую-либо специфику при заселении компаний и частных лиц. На IT сейчас специализируются всего 15% коворкингов, и основную их часть представляют хакспейсы: пространства для хакеров и специалистов по информационной безопасности, где они могут собираться, обмениваться знаниями и проводить специализированные мероприятия.

Люди творческих специальностей при этом практически перестали представлять интерес для коворкингов как сплоченная аудитория: на их долю приходится лишь 11% специализированных коворкингов. «Коворкинги для творческих людей представлены преимущественно специальными площадками для архитекторов и художников. Остальные площадки ориентируются на достаточно абстрактный контингент арендаторов, нередко заявляя при этом об их отборе по специфике работы. Преимущественно коворкинги творческой направленности размещаются в рамках арт-кластеров в пределах Садового кольца, а основная часть фрилансеров из творческих профессий занимает коворкинги на окраинах города, в которых специализация четко не обозначена», - отмечает эксперт.

В течение последних лет на рынке появился новый сегмент специализации коворкингов: помещения премиум-уровня, рассчитанные на представителей большого бизнеса (15%). Развитие этой ниши коворкингов происходило достаточно быстро: одним из первых заявивших о концепции высококлассного коворкинга стал MeetingPoint, вслед за ним престижные коворкинги появились в башнях «Москва-Сити», и уже сейчас они имеют высокую долю в сегменте, а некоторые игроки, к примеру, CEORooms, заявляют о планах по расширению. Эти коворкинги отличаются и высокими тарифами, и расположением, и даже интерьерами: в коворкингах премиум-уровня все оформление соответствует заявленному статусу, а в качестве локации они выбирают, как правило, офисы класса А в «Москва-Сити» или в пределах Садового кольца.

Для собственников дорогостоящих объектов размещение коворкинга сегодня становится хорошим шансом снизить вакансию в объекте и монетизировать пустующие площади. «Средняя загрузка в коворкингах преимум-уровня составляет 80%, а основными арендаторами становятся руководители бизнеса, которые проводят деловые встречи, и специалисты международного уровня, которым необходимо рабочее место на несколько часов», - рассказывает Александр Шибаев. По мнению аналитиков, в 2017 г. мы увидим рост в данном секторе: вакансия среди офисов класса А остается высокой, и все больше собственников готовы рассматривать размещение коворкинга в своих бизнес-центрах.

  



иГРОКИ РЫНКА

Kalinka Group

Шибаев Александр

Консалтинг и брокеридж

Blackwood

Материалы по теме

Экспертный анализ

Коворкинги - новый тренд для офисных центров

Коворкинг-пространство может стать альтернативой пустующим площадям в бизнес-центрах - к такому выводу пришли специалисты PM-Департамента Colliers International. 
07.06
Экспертный анализ

Коворкинги - офисы будущего?

Сегмент коворкингов постепенно становится полноправным игроком рынка недвижимости. Если еще недавно о нем говорили как о каком-то экзотическом, забавном, креативном, но несерьезном для крупного бизнеса формате, то уже сегодня такое снисходительное отношение представляется неуместным. 

12.05
Экспертный анализ

Почему коворкинги сегодня в моде?

По мнению специалистов компании Blackwood, одним из трендов текущего года на рынке офисной недвижимости Москвы станет развитие формата коворкинга.

25.03

На смену офисам придут коворкинги

Эксперты объединенной проектной группы RedLine считают, что в северной столице стоит ожидать увеличения числа коворкингов. При этом проекты с оригинальной концепцией и дизайном будут пользоваться наибольшей популярностью.

 

20.06

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12
Источник: Пресс-служба Pridex
Назначения

Двойное усиление: Pridex Spaces укрепляет команду

Компания объявляет сразу о двух ключевых назначениях.
 
19.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre