Крупнейший проект, построенный в Москве в этом году, - торговый центр «Ривьера» общей арендуемой площадью 100 000 кв. м. В Санкт-Петербурге самым значимым торговым комплексом стал Охта Молл (GLA 78 000 кв. м). Самый большой ввод торговых площадей в регионах России ожидается в Самаре, благодаря запуску многофункционального комплекса Good’OK (GLA 115 000 кв. м). К концу 2017 г., согласно заявленным планам девелоперов, общая площадь торговых центров в России может увеличиться еще на 2,3 млн кв. м, включая московский Вегас III (119,467 кв. м.). Однако с учетом переноса сроков строительства, по прогнозам Cushman & Wakefield, свет увидят не более половины заявленных площадей. Несмотря на значительный объем ввода, обеспеченность России торговыми центрами остается достаточно низкой — всего 121 кв. м на 1 тыс. жителей. Для сравнения - у европейского лидера по обеспеченности торговыми площадями – Норвегии - этот показатель составляет 913 кв. м на 1 тыс. жителей.
Татьяна Дивина, старший директор отдела исследований Cushman & Wakefield: «Несмотря на очевидную тенденцию к снижению темпов нового строительства за последние три года, Россия остается лидером по темпам роста предложения торговых площадей в Европе. По предварительным оценкам, общее количество вновь построенных площадей в 2016 г. только в России сравнимо со всей строительной активностью Западной Европы за этот период (около 1,6 млн кв. м будет построено в России и 1,9 млн кв. м в Западной Европе). Хотя о возвращении к росту говорить еще рано, в 2016 г. мы отмечаем стабилизацию на рынке недвижимости. Поэтому объемы нового строительства в этом и следующем годах представляются значительными, но реализуемыми в текущих рыночных условиях (с учетом более длительных сроков экспозиции, чем ранее)».
В течение 2017 г. на европейском рынке торговой недвижимости ожидается рост девелоперской активности. Если в первом полугодии в регионе было построено лишь 1,3 млн кв. м. торговых площадей, что на 7% меньше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, то во второй половине 2016-2017 гг. заявлено к вводу 8,1 млн кв. м торговых площадей. Это увеличит размер рынка торговой недвижимости до 164,4 млн кв. м. к концу следующего года. Наиболее активными рынками признаны Турция и Россия, на долю этих стран приходится 40% от общего объема площадей заявленных к вводу торговых центров.
Согласно отчету, общая площадь качественных торговых центров в Западной Европе к концу 2016 г. увеличилась на 1,9 млн кв. м, что на 25% выше показателей 2015 г. К концу 2017 г. планируется построить еще 1,7 млн кв. м дополнительных площадей. Франция является лидером в данном регионе по итогам первого полугодия 2016 г. (142 000 кв. м новых торговых площадей). Ключевые проекты - Avenue 83 (51 000 кв. м) в Ла-Валет-дю-Вар и Forum des Halles (87 000 кв. м) в Париже. В 2017 г. здесь запланирован прирост торговых площадей на 800 000 кв. м, 140 000 из которых приходится на столицу Франции.
В связи с ограниченным предложением земельных участков под новые объекты в Западной Европе, прослеживается тенденция строительства торговых центров в несколько очередей. Например, благодаря увеличению площади Westfild-London на 69 000 кв. м, этот торговый центр обгонит московский «Авиапарк» и станет самым большим ТЦ в Европе. В 2017 г. в Западной Европе площадь строительства новых фаз уже существующих объектов составит порядка 40% к общему объему строительства ТЦ. В России этот показатель ожидается на уровне 25%, что говорит о значительном потенциале развития рынка торговой недвижимости страны.
В Центральной и Восточной Европе во втором полугодии 2016 и в 2017 г. появятся 2,4 и 2,6 млн кв. м новых торговых площадей соответственно. В Турции будет построен масштабный торговый центр Emaar Square площадью 150 000 кв. м., в Польше, в городе Познань, открылся ТЦ Posnania (100 000 кв. м.).
Что касается инвестиций, в первом полугодии 2016 г. в торговые центры Европы было вложено 8,5 млрд евро, что практически на 50% меньше аналогичного показателя 2015 г. Инвесторы в поисках новых рынков для размещения капитала все больше обращают внимание на Восточную и Центральную Европу. Данный регион показал 20%-ный рост по сравнению с прошлым годом. Объемы инвестиций здесь достигли 1,9 млрд евро, 50% из которых приходятся на Польшу (928 млн евро). Объемы сделок в России и Турции снизились по сравнению с предыдущим годом на 79% и 93% соответственно. По подсчетам Cushman & Wakefield, в I квартале торговая недвижимость России получила 25 млн евро инвестиций, во II квартале – 22 млн евро, в III квартале – 324 млн евро. Итого за три квартала 2016 г. – 371 млн евро.