Россия недообеспечена торговыми центрами

Согласно ежегодному отчету Cushman & Wakefield «Торговые центры Европы» Россия сохраняет позицию крупнейшего рынка торговых центров в Центральной и Восточной Европе. В первой половине 2016 г. общая площадь торговых объектов в стране составила 17,7 млн кв. м. 
4982

Крупнейший проект, построенный в Москве в этом году, - торговый центр «Ривьера» общей арендуемой площадью 100 000 кв. м. В Санкт-Петербурге самым значимым торговым комплексом стал Охта Молл (GLA 78 000 кв. м). Самый большой ввод торговых площадей в регионах России ожидается в Самаре, благодаря запуску многофункционального комплекса Good’OK (GLA 115 000 кв. м). К концу 2017 г., согласно заявленным планам девелоперов, общая площадь торговых центров в России может увеличиться еще на 2,3 млн кв. м, включая московский Вегас III (119,467 кв. м.). Однако с учетом переноса сроков строительства, по прогнозам Cushman & Wakefield, свет увидят не более половины заявленных площадей. Несмотря на значительный объем ввода, обеспеченность России торговыми центрами остается достаточно низкой — всего 121 кв. м на 1 тыс. жителей. Для сравнения - у европейского лидера по обеспеченности торговыми площадями – Норвегии - этот показатель составляет 913 кв. м на 1 тыс. жителей.

Татьяна Дивина, старший директор отдела исследований Cushman & Wakefield: «Несмотря на очевидную тенденцию к снижению темпов нового строительства за последние три года, Россия остается лидером по темпам роста предложения торговых площадей в Европе. По предварительным оценкам, общее количество вновь построенных площадей в 2016 г. только в России сравнимо со всей строительной активностью Западной Европы за этот период (около 1,6 млн кв. м будет построено в России и 1,9 млн кв. м в Западной Европе). Хотя о возвращении к росту говорить еще рано, в 2016 г. мы отмечаем стабилизацию на рынке недвижимости. Поэтому объемы нового строительства в этом и следующем годах представляются значительными, но реализуемыми в текущих рыночных условиях (с учетом более длительных сроков экспозиции, чем ранее)».

В течение 2017 г. на европейском рынке торговой недвижимости ожидается рост девелоперской активности. Если в первом полугодии в регионе было построено лишь 1,3 млн кв. м. торговых площадей, что на 7% меньше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, то во второй половине 2016-2017 гг. заявлено к вводу 8,1 млн кв. м  торговых площадей. Это увеличит размер рынка торговой недвижимости до 164,4 млн кв. м. к концу следующего года. Наиболее активными рынками признаны Турция и Россия, на долю этих стран приходится 40% от общего объема площадей заявленных к вводу торговых центров.

Согласно отчету, общая площадь качественных торговых центров в Западной Европе к концу 2016 г. увеличилась на 1,9 млн кв. м, что на 25% выше показателей 2015 г. К концу 2017 г. планируется построить еще 1,7 млн кв. м дополнительных площадей. Франция является лидером в данном регионе по итогам первого полугодия 2016 г. (142 000 кв. м новых торговых площадей).  Ключевые проекты - Avenue 83 (51 000 кв. м) в Ла-Валет-дю-Вар и Forum des Halles (87 000 кв. м) в Париже. В 2017 г. здесь запланирован прирост торговых площадей на 800 000 кв. м, 140 000 из которых приходится на столицу Франции.

В связи с ограниченным предложением земельных участков под новые объекты в Западной Европе, прослеживается тенденция строительства торговых центров в несколько очередей. Например, благодаря увеличению площади Westfild-London на 69 000 кв. м, этот торговый центр обгонит московский «Авиапарк» и станет самым большим ТЦ в Европе. В 2017 г. в Западной Европе площадь строительства новых фаз уже существующих объектов составит порядка 40% к общему объему строительства ТЦ. В России этот показатель ожидается на уровне 25%, что говорит о значительном потенциале развития рынка торговой недвижимости страны.

В Центральной и Восточной Европе во втором полугодии 2016 и в 2017 г. появятся 2,4 и 2,6 млн кв. м новых торговых площадей соответственно. В Турции будет построен масштабный торговый центр Emaar Square площадью 150 000 кв. м., в Польше, в городе Познань, открылся ТЦ Posnania (100 000 кв. м.).

Что касается инвестиций, в первом полугодии 2016 г. в торговые центры Европы было вложено 8,5 млрд евро, что практически на 50% меньше аналогичного показателя 2015 г. Инвесторы в поисках новых рынков для размещения капитала все больше обращают внимание на Восточную и Центральную Европу. Данный регион показал 20%-ный рост по сравнению с прошлым годом. Объемы инвестиций  здесь достигли 1,9 млрд евро, 50% из которых приходятся на Польшу (928 млн евро). Объемы сделок в России и Турции снизились по сравнению с предыдущим годом на 79% и 93% соответственно. По подсчетам Cushman & Wakefield, в I квартале торговая недвижимость России получила 25 млн евро инвестиций, во II квартале – 22 млн евро, в III квартале – 324 млн евро. Итого за три квартала 2016 г. – 371 млн евро.

 



Материалы по теме

Экспертный анализ

Какие торговые центры сегодня нужны Москве?

На VI Московском урбанистическом форуме эксперты обсуждали в том числе и оптимальные площади ТЦ, которые уместно вводить сегодня в столице. Некоторые считают, что строительство крупных ТЦ сейчас не рентабельно.
04.07
Исследования рынка

Как покупатели выбирают торговые центры?

Международная консалтинговая компания CBRE провела исследование среди 21 000 потребителей в 21 стране и выяснила, как и где люди совершают покупки, а также, чем они руководствуются в своем выборе.
10.11

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12
Источник: Пресс-служба Pridex
Назначения

Двойное усиление: Pridex Spaces укрепляет команду

Компания объявляет сразу о двух ключевых назначениях.
 
19.12
Источник: Panelao
Игроки рынка

Apleona меняет имя на Panelao

Ребрендинг связан с переходом под управление нового собственника "Делавар Инвестмент Компани". 
16.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre