«Количество запросов со стороны startup-компаний на аренду небольших (до 100 кв. м) офисов класса В и С в наших объектах резко увеличилась осенью прошлого года. А по сравнению с началом 2016 г. их доля в структуре спроса выросла примерно вдвое», - сообщает собственник ГК «ЭКООФИС» Андрей Ковалев. Такой ход событий эксперт считает вполне закономерным и выделяет несколько категорий арендаторов.
Первая – те, кто начал бизнес непосредственно в период кризиса. «Не будучи уверенными, что их бизнес сможет развиться, они поначалу предпочитали вкладывать деньги только в самое необходимое для обеспечения своей деятельности. А в качестве офиса использовали собственные квартиры, благо статус ИП, например, это позволяет, - говорит Андрей Ковалев. – По прошествии года-полутора они почувствовали уверенность в своих силах и уже не боятся выделять часть средств на аренду. К тому же у них возникла потребность в расширении штата. Соответственно, сейчас у них есть возможность и необходимость обзавестись офисом». Если говорить о видах деятельности, то среди таких арендаторов преобладают торговые фирмы, которые осуществляют доставку товаров на дом по заказу, компании, оказывающие услуги по ремонту (например, установке натяжных потолков или укладке напольных покрытий), шоу-румы, аудиторские фирмы и другие. Словом, те, кто мог начать свой бизнес в собственной квартире с собственным мобильным телефоном.
Вторая категория – компании, которые вынуждены были закрыться, не пережив кризисного спада. Сейчас владельцы многих из них, освоившись в новой экономической «данности» и разработав новые бизнес-планы с учетом «ошибок прошлого», готовы перезапускать свой бизнес.
Наконец, это новая волна «стартапов», среди которых преобладают молодые люди. Выросшие уже в постсоветское время и получившие соответствующее образование, они ориентированы на построение бизнеса «по всем правилам науки». Многие из них нацелены на инновационную сферу деятельности - например, разработку новых приложений и других высокотехнологичных продуктов.
«Кроме того, довольно активный спрос наблюдается и со стороны региональных компаний, которые неплохо развивают производство в своем регионе и рассчитывают найти своих потребителей в столице, не прибегая к услугам крупных сетей», - добавляет Андрей Ковалев.