Вслед за торговыми центрами, где вот уже несколько лет наблюдается рост доли «нестандартных» арендаторов, в бизнес-центрах за последний год явственно обозначились тенденции по переориентации площадей в офисных объектах в сторону таких форматов как коворкинги, антикафе, «гибкие» офисы, переговорные, помещения для проведения деловых и обучающих мероприятий, организации танцевальных и спортивных секций. В большинстве случаев для собственника приспособление помещения под одну или сразу несколько подобных функций не ведет к существенным расходам, однако позволяет значительно поднять заполняемость.
«Процесс идет как за счет привлечения арендаторов соответствующего профиля — например, сейчас очень активно развиваются сети коворкингов и антикафе, популярные у креативных арендаторов, представителей малого и среднего бизнеса, оптимизировавших затраты на офис, — так и за счет открытия собственных коворкингов, организации помещений с «креативными» функциями, — рассказывает собственник ГК «ЭКООФИС» Андрей Ковалев. — Во втором случае, при грамотном продвижении своего продукта, можно не только решить проблемы с заполняемостью объекта, но и поднять доход — ставка краткосрочной аренды может быть на 25-35% выше, чем при долгосрочной».
При этом, как отмечают в ГК «ЭКООФИС», если коворкинг выступает в качестве долгосрочного арендатора, то ставки – напротив – могут быть ниже на те же 20-25%. В этом случае на размер ставок влияет тот факт, что организаторы коворкингов арендуют большую площадь.