Сокращение доли свободных площадей вызвано общим улучшением экономической ситуации. В среднесрочной перспективе вакантность продолжит снижаться, что приведет к плавному повышению арендных ставок в среднем на 5% на пешеходных улицах, следует из отчета компании Colliers International.
Наиболее существенно в I квартале по сравнению с концом 2016 г. снизилась вакантность на Кузнецком мосту (с 11% до 4%) и на Никольской улице (с 20% до 7%). На Кузнецком мосту в Iквартале открыли свои точки такие российские и международные операторы как «Московский ювелирный завод», Ketchup, Kiko Milano, Massimo Dutti. На Никольской открылось кафе Bon App Cafe. При этом самой заполненной пешеходной улицей остается Арбат, где доля свободных площадей составляет всего 1%. Свободные площади на пешеходных улицах чаще всего заполнялись операторами общепита, магазинами сотовой связи, ювелирными магазинами.
В целом на фоне увеличения спроса на помещения стрит-ритейла вакантность на торговых улицах Москвы в Iквартале снизилась с 9% до 7,8%. При этом банковские структуры продолжают сокращать свои площади из-за перевода услуг в онлайн. К примеру, за последние несколько месяцев «Сбербанк» сократил несколько своих крупных отделений на Садовом кольце.
Ставки аренды на ключевых торговых коридорах остались без изменений. Так, стоимость аренды на Тверской улице составляет 60-130 тыс. руб./кв. м/год, на ул. Петровка – 60-154 тыс. руб./кв. м/год, на Кузнецком мосту – 65-204 тыс. руб./кв. м/год, на Арбате – 66-120 тыс. руб./кв. м/год, на Новом Арбате – 55-122 тыс. руб./кв. м/год, в Столешниковом переулке – 120-280 тыс. руб./кв. м/год.
В целом в ЦАО особенно активными игроками рынка с точки зрения поглощения арендуемых площадей стали операторы общепита (39%), операторы, предоставляющие услуги (12%), продуктовые операторы (8%). Из 40 открытых заведений общепита в ЦАО наиболее популярными форматами являются рестораны (30%), кафе (28%) и кофейни (15%). При этом стоит отметить, что среди операторов общепита вырос спрос на помещения до 200 кв. м, которые расположены не только на первых линиях, но и в переулках, во дворах, где предлагаются помещения с более низкой арендной стоимостью. Владельцы кафе и ресторанов при выборе помещений для аренды зачастую не привязываются к расположению объекта на первой линии или к локации с высокой проходимостью и привлекают посетителей в свои заведения авторскими и индивидуальными концепциями, а также рекламой на популярных интернет-порталах и в социальных сетях, при этом экономя на арендной плате.
Также сейчас открываются новые форматы магазинов с продуктами быстрого приготовления. Например, отметим появление новой сети магазинов-кулинарий «Все готово». В тоже время набирает популярность европейский формат продуктовых магазинов – например, наблюдается экспансия магазинов Allfoods, воплотивших традиционные форматы европейской торговли и витрин.
Екатерина Подлесных, руководитель департамента street retail по России Colliers International: «В 2017 г. мы ожидаем дальнейшее сокращение вакантных площадей и плавное восстановление ставок аренды. Новый спрос продолжат формировать операторы общественного питания, продуктовые сети и магазины товаров для дома. Предстоящая летняя реконструкция улиц Москвы окажет ощутимое влияние на рынок стрит-ритейла: сначала – доставит временные неудобства для арендаторов, пешеходов и автомобилистов, а после – приведет к увеличению спроса со стороны арендаторов, ориентирующихся на пешеходные потоки. Так, ожидается изменение профилей арендаторов Садового кольца – появление новых сетевых и индивидуальных операторов общепита, магазинов импульсного спроса, ориентированных на пешеходный поток».