На сегодняшний день Дальний Восток пока является аутсайдером по присутствию международных брендов среди всех макрорегионов России. Свои магазины здесь открыли лишь 5% от общего числа присутствующих в нашей стране глобальных ритейлеров. Однако это не означает, что регион не интересен для международных и федеральных игроков. Наоборот, мы видим высокую заинтересованность розничных сетей в развитии на Дальнем Востоке.
В недалеком прошлом основным сдерживающим фактором для активной экспансии ритейлеров в регион являлась удаленность городов от Москвы. Несмотря на близость региона к основным странам-поставщикам продукции для глобальных брендов (Китаю, странам Юго-Восточной Азии), логистика магазинов большинства крупнейших сетей выстраивается через распределительные центры, сконцентрированные в Центральной России. Географическая удаленность от Москвы и большая разница в часовых поясах также сказывалась на качестве управления точками сетей. До сих пор для многих технологических сфер, например, бизнеса кинопоказа, одним из сдерживающих факторов для выхода в регион является необходимость круглосуточного контроля работы локальных точек. Ведь в то время как в Москве начинается рабочий день, во Владивостоке или Хабаровске он подходит к концу.
Сейчас основные розничные игроки уже более активно рассматривают Дальний Восток как регион для экспансии. Но, конечно же, существуют различия по профильным сегментам. Так, удаленность городов ДВ от распределительных мощностей пока что останавливает крупнейших продовольственных операторов. В регионе не представлен ни один из лидеров FMCG-розницы. Такие крупнейшие сети как Магнит, X5 Retail Group, Ашан, Лента пока что присматриваются к региону, но не заявляют о конкретных сроках открытия первых магазинов.
В отсутствие топ-продуктовых сетей, на Дальнем Востоке прочно закрепились свои региональные игроки. Лидирующие позиции в FMCG-секторе Дальнего Востока занимает ГК «Невада Групп», развивающая сети во всех форматах - гипермаркеты «Самбери», супермаркеты «Наш Универсам», а также магазины шаговой доступности «Раз Два». Интересно, что, осуществляя долгое время органическую экспансию сети «Самбери», в 2014 – 2015 гг. ГК «Невада Групп» провела ряд сделок по поглощению небольших локальных сетей, что позволило ей закрепиться во всех форматах торговли продовольственными товарами. Флагманский проект компании – гипермаркеты «Самбери», занимающие площадь до 14 тыс. кв. м, открыты почти во всех субъектах ДФО и являются якорными арендаторами крупнейших торговых центров Хабаровска, Владивостока, Комсомольска-на-Амуре.
Основные международные и федеральные DIY-сети пока не представлены в регионе. Очевидный лидер сегмента, сеть LeroyMerlin, станет «первопроходцем», как в последнее время часто происходит во многих регионах. В апреле 2017 г. LeroyMerlin открывает первый отдельностоящий гипермаркет в Хабаровске. Следующий объект сеть планирует запустить в пригороде Владивостока. На текущий момент LeroyMerlin- единственный игрок рынка, активно рассматривающий площадки во всех крупных городах ДВ.
На российском рынке работают розничные компании, которые начинали свое развитие именно с городов ДВ. Самые известные из них – сеть гипермаркетов детских товаров Бубль Гум и магазины цифровой и бытовой техники ДНС. Обе компании начали свое развитие с открытия точек в Приморском крае и остаются там лидерами по представленности в своем профиле. Ведущий ритейлер детской розницы - Детский мир - пока не развивается в регионе. Из большой тройки продавцов бытовой техники свои гипермаркеты в регионе открыли Эльдорадо и М.Видео. Последний начал активное освоение крупнейших городов ДВ в 2016 г., «заякорив» два ТЦ во Владивостоке и один в Хабаровске. Как неоднократно заявляла компания, ДФО является для них одним из приоритетных для открытия новых магазинов.
Примечательно, что компания ДНС, охватив своей розничной сетью почти все субъекты РФ, теперь выступает в роли девелопера коммерческой недвижимости. Самый известный её проект – единственный на ДВ логистический комплекс класса А «Янковский» в районе аэропорта г. Владивостока. Сейчас компания рассматривает несколько проектов строительства торговых центров в домашнем для себя регионе.
Если среди традиционных якорей торговых центров девелоперам есть из кого выбирать, то fashion-сегмент рынка ДВ далек от насыщения. Самое знаковое для рынка торговой недвижимости fashion-открытие состоялось в 2015 г. – тогда Inditexgroupоткрыл свой первый и до сих пор единственный на Дальнем Востоке магазин Zara. Компания планирует свое дальнейшее развитие во Владивостоке и городах Хабаровского края. Пока основным сдерживающим фактором активной экспансии в регионе является отсутствие подходящих площадей. Работающий во Владивостоке магазин Zara открылся в составе ТЦ «Большой ГУМ», но фактически является самостоятельной streetretail-точкой с отдельным входом и своей внутренней логистикой. Второй знаковый одежный бренд-индикатор H&M- пока не открыл ни одного магазина на ДВ, но активно рассматривает все поступающие предложения. Ближайшее открытие магазина шведского гиганта запланировано в строящемся ТРЦ «Калина Молл» во Владивостоке.
Владивосток – наиболее зрелый на ДВ рынок в плане присутствия международных брендов. Но даже здесь такие известные международные fashion-бренды, как Terranova, New Yorker, Mango представлены магазинами локальных партнеров. Это в целом характерно для дальневосточного рынка – «прямых» магазинов здесь немного, что компенсируется высокой активностью местных предпринимателей. Так, владельцы одного из первых профессиональных ТЦ региона – «Сити Молл» в Южно-Сахалинске - при запуске проекта в 2009 г. были вынуждены заняться непрофильной для себя деятельностью и, получив франшизы большого количества федеральных и международных брендов, самостоятельно привели их на Сахалин.
В условиях дефицита качественных площадей в ТЦ, большая доля магазинов под международными брендами в Хабаровске, Владивостоке и других крупных городах открывается в уличных помещениях. ДФО – единственный макрорегион в РФ, где существенная доля открытий приходится на streetretail.
Отсутствие качественных площадей, соответствующих требованиям международных fashion-операторов, - одна из основных проблем развития дальневосточного рынка. Все интересные открытия магазинов международных брендов в будущем стоит ожидать в составе строящихся и недавно запущенных ТЦ региона.
Обзор был бы неполным без упоминания операторов сферы развлечений и общественного питания. Так же, как и в случае с ритейлом, тон здесь задают локальные компании. Крупнейшие российские сети кинопоказа – Синема Парк, Формула кино, Каро и Киномакс - не представлены ни в одном из дальневосточных городов. По планам, Киномакс дебютирует в качестве якорного арендатора ТРЦ «Калина Молл». Но остальные федеральные сети пока не спешат самостоятельно инвестировать в развитие в столь отдаленном регионе. Таким образом, в каждом из крупнейших городов ДВ - свой лидер кинопоказа.
Один из самых перспективных сегментов индустрии развлечений сегодня – edutainment-центры. В этом сегменте на ДВ запущен сетевой проект. Детский город профессий «КидБург» открыт в декабре 2016 г. в ТРЦ «Седанка Сити» во Владивостоке на площади 2,2 тыс. кв. м и уже сейчас имеет хорошие финансовые показатели.
Из тройки крупнейших операторов быстрого питания - McDonalds, KFC и Burger King - регион планируют активно осваивать две последние сети. В прошлом году на рынок Владивостока вышла сеть KFC, традиционно открыв сначала отдельностоящий ресторан, а следом точку в ТРЦ «Седанка Сити». В ближайшее время в одном из новых ТЦ открывается первый в Хабаровском крае ресторан этой всемирно известной сети. Burger King пока представлен только двумя ресторанами – в сегменте street retail во Владивостоке и в составе ТЦ в Уссурийске, но при этом планирует активное развитие сети в ближайшее время. Самая известная сеть быстрого питания McDonalds пока не рассматривает Дальний Восток как приоритетный регион для экспансии. Самый восточный российский город, где планирует открываться американская сеть, – Красноярск.
Андрей Васюткин, руководитель отдела исследований и консалтинга компании «Магазин Магазинов»