ЦФО - лидер по строительству торговых площадей

Лидером по строительной активности в России остается Центральный федеральный округ. Здесь в стадии строительства находится 1,1 млн кв. м торговых площадей, что в 3 раза выше, чем в следующем по насыщенности округе – Приволжском. 

7945

Строительство в Центральном регионе обеспечивается за счет традиционной концентрации активности в Москве и Московской области – здесь на стадии строительства находится около 850 тыс. кв. м торговых площадей.

В Приволжском федеральном округе строительство также распределено неравномерно – новые объекты возводятся в основном в восточной части округа, особенно в Самарской и Оренбургской областях. Примечательно, что уже на текущий момент Самара по показателю насыщенности торговыми площадями на тысячу жителей является вторым в России городом после Краснодара - 663 кв. м. При этом данный регион одним из первых показывает сигналы восстановления рынка – в начале года здесь началось строительство нового торгового центра «Эль Рио» общей площадью 88 360 кв. м. 

Если рассматривать отдельные регионы, наибольшая строительная активность в России (за исключением Москвы и Московской области) наблюдается в Красноярском крае и Курской области. Несмотря на то, что Красноярский край является вторым крупнейшим по территории субъектом РФ, строительство здесь сконцентрировано только в столице региона. В Красноярске на стадии строительства находятся 4 торговых объекта общей арендуемой площадью 200 528 кв. м, в Курске строятся 2 объекта общей торговой площадью 132 089 кв. м. Такие объемы нового строительства достигаются в том числе за счет того, что в обоих городах возводятся крупнейшие торговые объекты среди всех проектов, находящихся на стадии строительства в регионах России, запланированных к открытию в 2017 г. – вторая очередь ТЦ Европа (GLA – 107 000 кв. м) в Курске и ТЦ на Северном шоссе (GLA – 106 450 кв. м) в Красноярске.

В последнее время наблюдается постепенное смещение фокуса девелоперов на удаленные от центра регионы. Так, например, девелоперская активность отмечается в Грозном - здесь стартовало строительство крупнейшего в регионе торгового центра «Грозный Молл» (GLA – 59 000 кв. м). За последний год во Владивостоке было открыто 2 профессиональных торговых центра, закончена реконструкция ГУМа, еще один объект находится на стадии строительства. Также началось строительство торгового центра с аквапарком в Хабаровске – «Броско Молл» (GLA – 30 000 кв. м) и проектируется вторая очередь открывшегося в конце 2016 г. ТЦ «На Пушкина». Однако в регионе до сих пор отмечается недостаток федеральных сетевых ритейлеров - в основном торговые центры заполняются локальными брендами или торговыми операторами, работающими по франшизе.

Несмотря на зарождающуюся активность в Дальневосточном федеральном округе, там все еще наблюдаются наименьшие объемы нового строительства по сравнению с другими округами России. Строительство ведется только в трех регионах - Приморский край, Хабаровский край и Амурская область. В остальных субъектах до сих пор нет профессиональных торговых центров и их строительство не планируется в ближайшее время. Это связано с неблагоприятными климатическими условиями в данных регионах, низкой плотностью населения, их труднодоступностью и сложностью организации логистики. 

В 2017-2018 гг. ожидается дальнейшее снижение объемов нового строительства – по прогнозам, в 2017 г. будет введено около 1 млн торговых площадей. Это связано с тем, что начиная с 2015 г. в эксплуатацию вводились только те объекты, строительство которых было начато еще в докризисный период. Однако на рынке заметны первые сигналы потенциального роста – все чаще появляются сообщения от девелоперов о старте строительства или о планах выхода на площадку в ближайшее время. Так, например, в Москве стартовало строительство торгового центра «Салярис» (GLA – 105 тыс. кв. м). Также начало строительства новых торговых центров было анонсировано в Хабаровске, Грозном, Санкт-Петербурге.

«Однако результат восстановления рынка мы сможем увидеть только после 2019 г., т.к. средний цикл реализации торгового объекта составляет 2-3 года. Также не исключаются и переносы сроков ввода объектов», - комментирует Евгения Сафонова, аналитик отдела исследований Cushman & Wakefield. – В целом, региональные рынки уже довольно насыщены торговыми площадями, и девелоперы предпочитают расширение уже существующих стабилизированных проектов новому строительству. 30% всех строящихся в России объектов – новые фазы существующих торговых центров. Так, например, в первом квартале была открыта третья фаза ТЦ «Центр Галереи Чижова» (GLA – 60,000 кв.м) в Воронеже».

Все большую популярность набирает формат аутлетов. В Московском регионе планируется строительство аутлет-центра в Ликино (Одинцовский район), в Санкт-Петербурге стартовало строительство двух проектов – второй очереди Pulkovo Outlet Village и аутлет-центра Fashion House, начало строительства которого было ранее отложено из-за кризиса. В Екатеринбурге планируется строительство первого аутлет-центра в микрорайоне Солнечный.



Материалы по теме

Рейтинг

О названиях российских торговых центров

По данным Colliers International, наиболее часто используемыми словами в названиях торговых центров являются такие как «Европа», «галерея», «молл», «гранд», «мега», «полис», а также plaza и city. При этом самыми популярными названиями торговых центров в России, исключая сетевые проекты, являются «ЦУМ», «Москва/Московский», «Аврора», «Атриум», «Континент», «Гостиный двор», «Галерея», «Европейский».

13.06
Рейтинг

Как потребительские расходы влияют на развитие ТЦ?

Потенциал развития торговой недвижимости в российской столице и регионах отнюдь не исчерпан. Даже сегодня, во времена экономической стагнации, у девелоперов торговых центров есть возможности для маневра, и с определенными оговорками можно наращивать объемы торговой недвижимости в большинстве российских городов. 
18.05
Рейтинг

Какие города и почему выбирают международные ритейлеры?

Последние два периода интерес к городам-миллионникам падает, а города с населением 300К-500К интересуют международных торговых операторов все больше, говорится в исследовании компании «Магазин магазинов». Это говорит о том, что бренды все чаще начинают рассматривать для себя возможность выхода на российский рынок в небольших городах. 

08.02

журнал CRE 5 (439)

Май
Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Вышел из печати CRE № 5 (439).   Читайте в номере:   CRE Moscow AWARDS 2024 ОТ ПОБЕДЫ К ПОБЕДЕ Фоторепортаж с церемонии премии   Тема номера ИНОГДА ОНИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ? «Лихие 90-ые» нам не грозят   Мнение СКРЫТЫЕ РЕЗЕРВЫ РАЗВИТИЯ СКЛАДСКОГО РЫНКА Генеральный директор «Raven Russia» Игорь Богородов делится своим видением ситуации   Офисы В ЗОНУ КОМФОРТА Будущее офисного рынка – за сервисом   Индустрия го...

Популярное

Источник: CRE
Игроки рынка

«Леруа Мерлен» - теперь «Лемана ПРО»

Под этим брендом компания продолжит работу в России.
18.06
Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (10-16 июня)

ЦОД для ведущего маркетплейса, попытки продать ТРЦ Mari и Orlikov Plaza, новый формат для «Дикси», первые сделки в «РТС «Автозаводская», сделки в Дмитровском, «Вентуре» и Space 1 Меркурий, готовность БЦ «Фили Центр» - в нашей традиционной подборке за неделю.
16.06
Источник: CRE
Экспертный анализ

Нам года не беда: как живут торговые центры старше двадцати лет

По данным Nikoliers, из всего современного предложения торговых центров России сто восемнадцать объектов были открыты ранее 2004 года. Однако привлекательными и для арендаторов, и для покупателей из них остаются единицы. На большинство «возрастных» моллов намного существеннее, чем остальной рынок торговой недвижимости, повлияли пандемия коронавируса, уход иностранных игроков, растущее давление e-commerce, инфляция и изменение покупательского поведения. Ведущие российские эксперты вспоминают для CRE времена, когда для привлечения трафика не нужно было делать ничего, обсуждают, как в разные годы изменялись управление, позиционирование, пул арендаторов, место под солнцем на бизнес-картах, отношение к клиентскому опыту, и прогнозируют, кто сохранит место в топе гранд-объектов, а кто – продолжит работать по принципу «спасибо, что живой».

Текст: Максим Барабаш. Журнал CRE Retail
17.06
Источник: Глория Джинс
Игроки рынка

Максим Басов - новый генеральный директор Глория Джинс

Лилия Булатова возглавила блок создания и развития продукта ритейлера.
17.06
Источник: Nextons
Экспертный анализ

«Ильфы» и Петровы: как уход иностранных фирм перекроил юридическую карту России

Два года назад из России ушли практически все иностранные юридические фирмы, некоторые из которых открывали московские и ленинградские представительства ещё во времена позднего СССР. В режиме онлайн изменялась не только юридическая карта, когда-то чётко сегментированная «ильфами» и «рульфами», но и клиентские портфели и бизнес-климат: с уходом транснациональных игроков начался самый масштабный с девяностых передел активов с рекордными инвестициями в недвижимость, парад дауннейминга и даунбрендинга, а конкуренция в условиях сжатия рынка, санкционного давления и с появлением «ньюльфов» стала ещё более жёсткой.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE.
19.06
Источник: CORE.XP
Проект

CORE.XP реализовала «Столешники Хаус»

Площадь здания составляет 7 000 кв. м, а его резидентами стали именитые рестораторы. Команда CORE.XP изначально была автором коммерческой концепции проекта, разработанной в 2017 году, после чего приступила к реализации с началом строительных работ.
17.06
Источник: CRE
Игроки рынка

ГК «Инсити» выходит на рынок складской недвижимости

Краснодарский девелопер запускает проекты совокупной площадью около 850 тыс. кв. м в Москве и Краснодаре. Эксклюзивным партнером и консультантом по этому направлению выступает компания NF Group. 
19.06

подпишись НА эксклюзивные новости cre