ЦФО - лидер по строительству торговых площадей

Лидером по строительной активности в России остается Центральный федеральный округ. Здесь в стадии строительства находится 1,1 млн кв. м торговых площадей, что в 3 раза выше, чем в следующем по насыщенности округе – Приволжском. 

Строительство в Центральном регионе обеспечивается за счет традиционной концентрации активности в Москве и Московской области – здесь на стадии строительства находится около 850 тыс. кв. м торговых площадей.

В Приволжском федеральном округе строительство также распределено неравномерно – новые объекты возводятся в основном в восточной части округа, особенно в Самарской и Оренбургской областях. Примечательно, что уже на текущий момент Самара по показателю насыщенности торговыми площадями на тысячу жителей является вторым в России городом после Краснодара - 663 кв. м. При этом данный регион одним из первых показывает сигналы восстановления рынка – в начале года здесь началось строительство нового торгового центра «Эль Рио» общей площадью 88 360 кв. м. 

Если рассматривать отдельные регионы, наибольшая строительная активность в России (за исключением Москвы и Московской области) наблюдается в Красноярском крае и Курской области. Несмотря на то, что Красноярский край является вторым крупнейшим по территории субъектом РФ, строительство здесь сконцентрировано только в столице региона. В Красноярске на стадии строительства находятся 4 торговых объекта общей арендуемой площадью 200 528 кв. м, в Курске строятся 2 объекта общей торговой площадью 132 089 кв. м. Такие объемы нового строительства достигаются в том числе за счет того, что в обоих городах возводятся крупнейшие торговые объекты среди всех проектов, находящихся на стадии строительства в регионах России, запланированных к открытию в 2017 г. – вторая очередь ТЦ Европа (GLA – 107 000 кв. м) в Курске и ТЦ на Северном шоссе (GLA – 106 450 кв. м) в Красноярске.

В последнее время наблюдается постепенное смещение фокуса девелоперов на удаленные от центра регионы. Так, например, девелоперская активность отмечается в Грозном - здесь стартовало строительство крупнейшего в регионе торгового центра «Грозный Молл» (GLA – 59 000 кв. м). За последний год во Владивостоке было открыто 2 профессиональных торговых центра, закончена реконструкция ГУМа, еще один объект находится на стадии строительства. Также началось строительство торгового центра с аквапарком в Хабаровске – «Броско Молл» (GLA – 30 000 кв. м) и проектируется вторая очередь открывшегося в конце 2016 г. ТЦ «На Пушкина». Однако в регионе до сих пор отмечается недостаток федеральных сетевых ритейлеров - в основном торговые центры заполняются локальными брендами или торговыми операторами, работающими по франшизе.

Несмотря на зарождающуюся активность в Дальневосточном федеральном округе, там все еще наблюдаются наименьшие объемы нового строительства по сравнению с другими округами России. Строительство ведется только в трех регионах - Приморский край, Хабаровский край и Амурская область. В остальных субъектах до сих пор нет профессиональных торговых центров и их строительство не планируется в ближайшее время. Это связано с неблагоприятными климатическими условиями в данных регионах, низкой плотностью населения, их труднодоступностью и сложностью организации логистики. 

В 2017-2018 гг. ожидается дальнейшее снижение объемов нового строительства – по прогнозам, в 2017 г. будет введено около 1 млн торговых площадей. Это связано с тем, что начиная с 2015 г. в эксплуатацию вводились только те объекты, строительство которых было начато еще в докризисный период. Однако на рынке заметны первые сигналы потенциального роста – все чаще появляются сообщения от девелоперов о старте строительства или о планах выхода на площадку в ближайшее время. Так, например, в Москве стартовало строительство торгового центра «Салярис» (GLA – 105 тыс. кв. м). Также начало строительства новых торговых центров было анонсировано в Хабаровске, Грозном, Санкт-Петербурге.

«Однако результат восстановления рынка мы сможем увидеть только после 2019 г., т.к. средний цикл реализации торгового объекта составляет 2-3 года. Также не исключаются и переносы сроков ввода объектов», - комментирует Евгения Сафонова, аналитик отдела исследований Cushman & Wakefield. – В целом, региональные рынки уже довольно насыщены торговыми площадями, и девелоперы предпочитают расширение уже существующих стабилизированных проектов новому строительству. 30% всех строящихся в России объектов – новые фазы существующих торговых центров. Так, например, в первом квартале была открыта третья фаза ТЦ «Центр Галереи Чижова» (GLA – 60,000 кв.м) в Воронеже».

Все большую популярность набирает формат аутлетов. В Московском регионе планируется строительство аутлет-центра в Ликино (Одинцовский район), в Санкт-Петербурге стартовало строительство двух проектов – второй очереди Pulkovo Outlet Village и аутлет-центра Fashion House, начало строительства которого было ранее отложено из-за кризиса. В Екатеринбурге планируется строительство первого аутлет-центра в микрорайоне Солнечный.



иГРОКИ РЫНКА

Консалтинг и брокеридж

Cushman & Wakefield

Материалы по теме

Рейтинг

О названиях российских торговых центров

По данным Colliers International, наиболее часто используемыми словами в названиях торговых центров являются такие как «Европа», «галерея», «молл», «гранд», «мега», «полис», а также plaza и city. При этом самыми популярными названиями торговых центров в России, исключая сетевые проекты, являются «ЦУМ», «Москва/Московский», «Аврора», «Атриум», «Континент», «Гостиный двор», «Галерея», «Европейский».

13.06
Рейтинг

Как потребительские расходы влияют на развитие ТЦ?

Потенциал развития торговой недвижимости в российской столице и регионах отнюдь не исчерпан. Даже сегодня, во времена экономической стагнации, у девелоперов торговых центров есть возможности для маневра, и с определенными оговорками можно наращивать объемы торговой недвижимости в большинстве российских городов. 
18.05
Рейтинг

Какие города и почему выбирают международные ритейлеры?

Последние два периода интерес к городам-миллионникам падает, а города с населением 300К-500К интересуют международных торговых операторов все больше, говорится в исследовании компании «Магазин магазинов». Это говорит о том, что бренды все чаще начинают рассматривать для себя возможность выхода на российский рынок в небольших городах. 

08.02

журнал CRE 16 (373)

Сентябрь 2
Скачать номер можно ЗДЕСЬ В номере Цифры и факты Оценка: «Неудовлетворительно»   Тема номера Со дна не стучали. Сколько стоит прогибаться под изменчивый мир   Cover Story No Knock From the Bott om   Тренд Сколько стоит прогибаться под изменчивый мир   Ритейл Приключения электроников   Мнение Торговые коридоры должны вести в светлое будущее   Законодательство «Последствия» пандемии в виде штрафов и уголовной ответственности останутся с нами надолго   Номер выпущен п...

Популярное

не указано

CRE All-Russia Awards 2020 состоялась в Москве!

Церемония награждения победителей CRE All-Russia Awards 2020 прошла в Москве 24 сентября.
 
25.09
Открытие

IKEA открывает флагман на Невском

Компания открывает двухуровневую дизайн-студию в центре Петербурга. Консультантами выступили компании BPG Estate и 1Retail.ru.

23.09
Сделка

EY сдаст площади Space 1

Оператор гибких офисов займется управлением 4,8 тыс. кв. м в «Аврора бизнес-парке».

23.09
Проект

Ant Development построит БЦ на Мясницкой

Многофункциональный офисный центр площадью около 20 тыс. кв. м может появиться рядом со зданием Центрсоюза.

23.09
Проект

Строительство спекулятивного корпуса в «Южных Вратах» началось

Возведением здания площадью около 43 тыс. кв. м в качестве генерального подрядчика займется компания «Мега-Строй-М».

23.09
Сделка

Сбер снял гибкий офис на Поклонке

Банк арендовал 4700 кв. м в проекте Manufaqtury в БЦ Poklonka Place на Кутузовском проспекте.

25.09
Сделка

Часть «Ямская центр» сменила собственника

Генеральный директор «Спартака» выкупил часть бизнес-центра у Белорусского вокзала.
 
24.09

подпишись НА эксклюзивные новости cre