ЦФО - лидер по строительству торговых площадей

Лидером по строительной активности в России остается Центральный федеральный округ. Здесь в стадии строительства находится 1,1 млн кв. м торговых площадей, что в 3 раза выше, чем в следующем по насыщенности округе – Приволжском. 

8323

Строительство в Центральном регионе обеспечивается за счет традиционной концентрации активности в Москве и Московской области – здесь на стадии строительства находится около 850 тыс. кв. м торговых площадей.

В Приволжском федеральном округе строительство также распределено неравномерно – новые объекты возводятся в основном в восточной части округа, особенно в Самарской и Оренбургской областях. Примечательно, что уже на текущий момент Самара по показателю насыщенности торговыми площадями на тысячу жителей является вторым в России городом после Краснодара - 663 кв. м. При этом данный регион одним из первых показывает сигналы восстановления рынка – в начале года здесь началось строительство нового торгового центра «Эль Рио» общей площадью 88 360 кв. м. 

Если рассматривать отдельные регионы, наибольшая строительная активность в России (за исключением Москвы и Московской области) наблюдается в Красноярском крае и Курской области. Несмотря на то, что Красноярский край является вторым крупнейшим по территории субъектом РФ, строительство здесь сконцентрировано только в столице региона. В Красноярске на стадии строительства находятся 4 торговых объекта общей арендуемой площадью 200 528 кв. м, в Курске строятся 2 объекта общей торговой площадью 132 089 кв. м. Такие объемы нового строительства достигаются в том числе за счет того, что в обоих городах возводятся крупнейшие торговые объекты среди всех проектов, находящихся на стадии строительства в регионах России, запланированных к открытию в 2017 г. – вторая очередь ТЦ Европа (GLA – 107 000 кв. м) в Курске и ТЦ на Северном шоссе (GLA – 106 450 кв. м) в Красноярске.

В последнее время наблюдается постепенное смещение фокуса девелоперов на удаленные от центра регионы. Так, например, девелоперская активность отмечается в Грозном - здесь стартовало строительство крупнейшего в регионе торгового центра «Грозный Молл» (GLA – 59 000 кв. м). За последний год во Владивостоке было открыто 2 профессиональных торговых центра, закончена реконструкция ГУМа, еще один объект находится на стадии строительства. Также началось строительство торгового центра с аквапарком в Хабаровске – «Броско Молл» (GLA – 30 000 кв. м) и проектируется вторая очередь открывшегося в конце 2016 г. ТЦ «На Пушкина». Однако в регионе до сих пор отмечается недостаток федеральных сетевых ритейлеров - в основном торговые центры заполняются локальными брендами или торговыми операторами, работающими по франшизе.

Несмотря на зарождающуюся активность в Дальневосточном федеральном округе, там все еще наблюдаются наименьшие объемы нового строительства по сравнению с другими округами России. Строительство ведется только в трех регионах - Приморский край, Хабаровский край и Амурская область. В остальных субъектах до сих пор нет профессиональных торговых центров и их строительство не планируется в ближайшее время. Это связано с неблагоприятными климатическими условиями в данных регионах, низкой плотностью населения, их труднодоступностью и сложностью организации логистики. 

В 2017-2018 гг. ожидается дальнейшее снижение объемов нового строительства – по прогнозам, в 2017 г. будет введено около 1 млн торговых площадей. Это связано с тем, что начиная с 2015 г. в эксплуатацию вводились только те объекты, строительство которых было начато еще в докризисный период. Однако на рынке заметны первые сигналы потенциального роста – все чаще появляются сообщения от девелоперов о старте строительства или о планах выхода на площадку в ближайшее время. Так, например, в Москве стартовало строительство торгового центра «Салярис» (GLA – 105 тыс. кв. м). Также начало строительства новых торговых центров было анонсировано в Хабаровске, Грозном, Санкт-Петербурге.

«Однако результат восстановления рынка мы сможем увидеть только после 2019 г., т.к. средний цикл реализации торгового объекта составляет 2-3 года. Также не исключаются и переносы сроков ввода объектов», - комментирует Евгения Сафонова, аналитик отдела исследований Cushman & Wakefield. – В целом, региональные рынки уже довольно насыщены торговыми площадями, и девелоперы предпочитают расширение уже существующих стабилизированных проектов новому строительству. 30% всех строящихся в России объектов – новые фазы существующих торговых центров. Так, например, в первом квартале была открыта третья фаза ТЦ «Центр Галереи Чижова» (GLA – 60,000 кв.м) в Воронеже».

Все большую популярность набирает формат аутлетов. В Московском регионе планируется строительство аутлет-центра в Ликино (Одинцовский район), в Санкт-Петербурге стартовало строительство двух проектов – второй очереди Pulkovo Outlet Village и аутлет-центра Fashion House, начало строительства которого было ранее отложено из-за кризиса. В Екатеринбурге планируется строительство первого аутлет-центра в микрорайоне Солнечный.



Материалы по теме

Рейтинг

О названиях российских торговых центров

По данным Colliers International, наиболее часто используемыми словами в названиях торговых центров являются такие как «Европа», «галерея», «молл», «гранд», «мега», «полис», а также plaza и city. При этом самыми популярными названиями торговых центров в России, исключая сетевые проекты, являются «ЦУМ», «Москва/Московский», «Аврора», «Атриум», «Континент», «Гостиный двор», «Галерея», «Европейский».

13.06
Рейтинг

Как потребительские расходы влияют на развитие ТЦ?

Потенциал развития торговой недвижимости в российской столице и регионах отнюдь не исчерпан. Даже сегодня, во времена экономической стагнации, у девелоперов торговых центров есть возможности для маневра, и с определенными оговорками можно наращивать объемы торговой недвижимости в большинстве российских городов. 
18.05
Рейтинг

Какие города и почему выбирают международные ритейлеры?

Последние два периода интерес к городам-миллионникам падает, а города с населением 300К-500К интересуют международных торговых операторов все больше, говорится в исследовании компании «Магазин магазинов». Это говорит о том, что бренды все чаще начинают рассматривать для себя возможность выхода на российский рынок в небольших городах. 

08.02

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: Пресс-служба «Кристалл»
Проект

В Хосте откроют санаторий «Кристалл»

В Сочи впервые за 25 лет открывается новый санаторий «Кристалл», построенный с нуля.
 
15.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre