Москва
Сегодня в секторе апарт-отелей на рынке недвижимости Москвы выставлены на продажу 9 500 юнитов в 114 комплексах. В связи с переходом части апартаментов на вторичный рынок объем предложения во втором квартале года сократился.
Во втором квартале 2017 г. вышли в продажу два новых комплекса бизнес-класса формата buy-to-live: «Клубный дом Стрешнево» от Hutton Development на 74 ап. и «Level Амурская» от Level Group на 952 ап.
В структуре столичного предложения по-прежнему лидируют юниты для собственного проживания – 94%. Объем предложения комфорт-класса сегодня составил 21% (-2 пп. по сравнению с предыдущим кварталом), бизнес-класса – 66% (+2 пп.), элит-класса – 13% (-4 пп.)
Во втором квартале года объем спроса составил около 1 870 юнитов (в среднем 623 апартамента в месяц). Средние темпы продаж в апарт-отелях варьируются в зависимости от класса объекта: бизнес-класс - 8-10 ап./проект/мес., комфорт-класс - 4- 8 ап./проект/мес., элит-класс - 1-2 ап./проект/мес.
Сегодня в Москве средняя цена квадратного метра апартаментов составляет 295 000 руб./кв. м. За второй квартал аналитиками зафиксирован рост цен на 3,4% в апарт-отелях бизнес-класса, на 1,7% - в комплексах элит-класса и на 0,7% - в объектах комфорт-класса.
Санкт-Петербург
Несмотря на приостановку реализации двух проектов (апарт-отелей «Виват» и «Promenade Apart»), во втором квартале 2017 г. зафиксирован рост предложения: на 7,8% по отношению к первому кварталу года и в 1,8 раза по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Сегодня предложение в сегменте апартаментов Санкт-Петербурга составило 4,5 тысяч юнитов.
Структура рынка апартаментов Петербурга по-прежнему выгодно отличается от Москвы солидной долей комплексов с инвестиционной составляющей – 38% (1 683 ап. в 9 комплексах). Бизнес-класс лидирует в структуре предложения апартаментов как по позиционированию, так и по характеристикам комплексов (бизнес-класс – 46%, комфорт – 45%, элит – 9%).
Цены во втором квартале 2017 г. показали положительную динамику во всех сегментах: +2% в комфорт-классе, +1% в бизнес-классе, +4% в элит-классе. Таким образом, за 12 месяцев цены на юниты выросли в среднем на 8%.
Продажи в апарт-отелях выросли за второй квартал на 38%: было продано около 440 апартаментов, 20% которых было приобретено с инвестиционными целями.
«Мы видим, как растет количество проектов, в концепцию которых девелоперы закладывают формат апарт-отеля, - отмечает Ольга Шарыгина, Управляющий директор департамента управления активами и инвестициями NAI Becar. – Это вызвано тем, что такой формат финансово интернеснее: тогда как в проектах жилищного строительства конкуренция, в основном, строится вокруг цены квадратного метра, то в сегменте апартаментов она имеет более сложный характер. Кроме стоимости лота рынок учитывает дополнительные качественные характеристики, доходные программы, управляющие компании, которые закрепляются на объекте.
В Петербурге конкуренция между апартаментами и псевдожильем ощущается меньше, чем в Москве, где инвестиционный сектор ощутимо проигрывает. Хочется верить, что в северной столице рынок больше понимает разницу между форматами и больше настроен на инвестиционные возможности. Мы видим их, когда проводим самые элементарные расчеты доходности апарт-отелей в сравнении с доходностью проектов псевдожилья: она ощутимо выше. Последние же сегодня в Петербурге конкурируют, скорее, с жилыми комплексами».