Это и многое другое обсудили участники круглого стола «Благоприятный инвестиционный климат Москвы», который недавно прошел в московском отделении «Деловой России».
«Среди стимулирующих мер развития малого и среднего предпринимательства (МСП) можно выделить: информационную поддержку бизнеса, когда любой бизнесмен может получить информацию по программам поддержки, их применению; финансовую поддержку (субсидии, льготное кредитование); имущественную поддержку (инфраструктура, льготная аренда), а также стимулирование спроса на продукцию малого и среднего бизнеса - через систему госзакупок, инвесткиосков и т.д», - рассказал Эмиль Петросян, заместитель руководителя департамента науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы. По словам эксперта, за последние годы в городе созданы десятки новых технопарков, на которых трудятся порядка 40 тыс. человек. Технопарки пользуются определенными налоговыми преференциями, равно как и их резиденты. «Буквально недавно мы приняли несколько положений о финансовой поддержке резидентов МСП — например, мы готовы компенсировать им часть затрат на обновление оборудования. Если оно приобретается в лизинг или на собственные средства, мы субсидируем кредитную ставку. Среди других мер: запуск стартап-школ, поддержка предпринимателей по входу на иностранные рынки», - отметил Эмиль Петросян.
«Несмотря на то, что у нас остаются прорехи в вопросах создания благоприятного инвестиционного климата, эффективность предпринятых шагов подтверждает международный рейтинг DoingBusiness, в котором за последние 5 лет Россия поднялась со 120 на 35 место, - констатировал Геннадий Дегтев, руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике. - Впрочем, я уверен, что нельзя по столичным городам судить об экономике всей страны и таким образом отвлекать регионы от решения сложных стратегических задач. Москва и регионы — в силу статуса, масштабов и объемов бизнеса — совершенно разные весовые категории».
Рейтинг рейтингом, но нельзя забывать про условность оценок и критериев и тем более обольщаться результатами, напомнил Сурен Вардянян, руководитель Экспертного совета при Штабе по защите прав, законных интересов субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности города Москвы: «С моей точки зрения, гораздо важнее предусмотреть информационную открытость для бизнес-сообщества и власти, которая сегодня все еще оставляет желать лучшего. Необходимо создание реально работающей электронной площадки, которая позволит обмениваться мнениями, получать информацию обо всех городских программах поддержки предпринимательства. И получать ее быстро, эффективно и комплексно. В свою очередь эта же площадка могла бы стать местом для формирования консолидированной точки зрения бизнеса по разным отраслям — для лоббирования тех или иных интересов, отстаивания своей позиции перед властью».
Александр Селиванов, Заместитель Председателя Фонда Социального страхования РФ, рассказал об инфраструктурных мерах, которые уже предприняты городом для поддержки бизнеса:«Сейчас город сдает в аренду 8 000 объектов недвижимости. Порядка 4000 объектов арендуется компаниями малого бизнеса, из которых по двум тысячам контрактов установлена минимальная ставка в размере от 3,5 до 4,5 тыс. руб. за кв.м в год. Если сравнить эту ставку с рыночной ценой, льгота существенная». Правительством Москвы создана особая комиссия по оказанию имущественной поддержки, которая решает, кому предоставить льготную аренду. «За последние 11 месяцев мы получили порядка 950 обращений, 470 из них были удовлетворены», - констатировал эксперт.
Эдуард Гулян, член Генсовета «Деловой России», член Экспертного Совета при штабе по защите предпринимательства города Москвы, бизнес-посол в Испании, рассказал, что дополнительной стимулирующей мерой в рамках поддержки технопарков и их резидентов, могла бы быть интеграция подобных проектов в Международную сеть технопарков. «Несколько лет назад мы были в Международной ассоциация технопарков в Испании. Интеграция наших проектов в эту сеть могла бы в разы увеличить эффективность бизнеса: известно, что в Европе довольно активное развитие получают венчурные проекты, которые у нас не имеют такой динамики. Объединив отечественную экспертизу и международный опыт и финансирование, мы могли бы только выиграть от партнерства», - рассказал Эдуард Гулян. Кроме того, особенное партнерство город должен налаживать с теми предпринимателями, которые сегодня начинают заниматься социальными проектами. «Сегодня мы прорабатываем программу создания городских центров коммуникации, которые позволят в рамках формата ГЧП и на базе городской инфраструктуры развивать городские сообщества (семей, пожилых, молодежи, эмигрантов-«новых россиян»), предлагать им интересный досуг и в целом формировать добрососедские отношения в обществе. При создании программы мы опираемся на лучшие европейские практики. В частности, это опыт Барселоны, где есть клубы для пожилых людей, общественные центры и т.д. Примечательно, что многие подобные заведения предполагают программы для всех трех поколений людей. Так, в одном месте можно встретить детский парк, клуб для пожилых людей и хобби-центр».
Михаил Шапошников, директор департамента стратегического консалтинга RealJet, рассказал о тенденциях на рынке потребительских расходов, которые, по его словам, могут лечь в основу важных городских программ по стимулированию тех или иных видов бизнеса:
- с 2016 г. здесь сильно упали расходы на питание вне дома. Все идет к тому, что предприниматели, имеющие бизнес в этой сфере, начнут закрывать кафе и рестораны, которые не выходят на запланированные показатели прибыли.
- В 2017 г. значительно увеличились расходы на транспорт — в 18 (!) раз. «Очевидно, что получат свое развитие бизнесы, связанные с транспортной инфраструктурой (автомойки, заправки, автосервис и т.д.)», - рассказал эксперт.
- Увеличились расходы на образование, причем речь идет не о бюджетных расходах, а о расходах физических лиц на получение дополнительных навыков, компетенций. «Таким образом, стоит ожидать прироста компаний, работающих в этой сфере. Эта же тенденция характерна и для медицинского сектора. Расходы на здравоохранение выросли, растет число частных клиник, способных удовлетворить этот спрос», - рассказал Михаил Шапошников.
- Продолжается рост онлайн-ретейла, который, в свою очередь, создает спрос на склады формата «Последняя миля» - небольшие комплексы в черте города, способные обслуживать магазины и обеспечить быструю доставку товара конечным пользователям.
Вместо заключения
В целом, все участники мероприятия сошлись на том, что сегодня бизнес часто не владеет всей необходимой информацией, на какую помощь он может рассчитывать. «Предприниматели уже запутались в мерах поддержки. У нас сегодня 44 государственные программы поддержки, 39 государственных институтов развития, сотни региональных институтов, и первое, что нужно сделать, чтобы помочь бедному предпринимателю разобраться - на базе московского правительства создать портал, где интуитивно, не прикладывая никаких особых усилий, можно найти всю необходимую информацию о ведении бизнеса», - подытожил Владимир Гамза, Председатель Комитета ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям.