Завтрак с «восходящей звездой»

14 марта 2018 г. в рамках Международной инвестиционной выставки MIPIM в Каннах в отеле Barriere Le Majestic в 28-й раз состоялся «Русский завтрак». Здесь представлен подробный отчет о мероприятии.
6796
«Восходящая звезда Европы» - так на «Русском завтраке» наш рынок представил Заместитель Министра окружающей среды и урбанизации Турции, Мехмет Чейлан. Для нас, людей, привыкших мыслить менее восторженными определениями и более приземленными категориями, такой отзыв показался скорее неуместным, нежели лестным. Тем не менее, спикеры и модераторы не раз к нему возвращались. А это позволяет надеяться, что излишний, на первый взгляд, оптимизм все же имеет под собой некоторые основания.

Как и обещалось, «формальная часть» 28-го «Русского завтрака» на MIPIM была оформлена как игра, где весь зал поделился на две команды – «черных» и «белых». Модераторы – Владимир Пинаев, CBRE, и Александр Шарапов, группа Becar - озвучивали тезисы, а командам предлагалось защитить или опровергнуть их, в зависимости от того, как жребий пал.

Но до игры естественным было напомнить реалии инвестиционного рынка России. Специально для этого небольшой доклад был подготовлен аналитиками JLL, а представил его региональный директор отдела финансовых рынков и инвестиций компании Евгений Семенов.

Эксперт отметил емкость инвестиционного рынка, для оценки которой аналитики сравнили отношение инвестиций в недвижимость к ВВП страны в России и Европе. Для отечественного рынка этот коэффициент составил 0,3%, что в 10 раз ниже, чем в Британии и в 3 раза ниже, чем в Польше. Также Семенов отметил рост иностранных инвестиций в 2017 г. по сравнению с 2016 г. Их доля составила 18%. Кроме того, несмотря на сохраняющуюся гегемонию Москвы, за год увеличилась доля инвестиций в Санкт-Петербург.

После этого слова взял модератор сессии Владимир Пинаев, CBRE, который рассказал о формате мероприятия, а также о составе жюри, в которое вошли: Станислав Бибик, Colliers International, Александр Ольховский, банк ВТБ, Андрей Постников, ГК «Ориентир», Владимир Кириенко, PPF Real Estate, Денис Колокольников, RRG, Ирина Дзюба, MR Group, Евгений Семенов, JLL. 

Первый тезис, предложенный участникам игры, звучал следующим образом: «Офисная недвижимость останется в долгосрочной перспективе самым привлекательным сегментом для больших инвестиций». Команде «черных» досталось право защищать данный тезис, а команде «белых» - его опровергать. На подготовку команды получили 3 минуты.

Начала команда «черных», которая предложила следующие аргументы: 1) в Москве построили огромное количество ЖК, поэтому нужно трудоустраивать их жителей; 2) противопожарные системы и системы безопасности в офисных центрах лучше организованы, что даст им дополнительное преимущество в случае войны.

В свою очередь, команда «белых» напомнила залу о мировом тренде укрепления городов, что говорит в пользу жилого строительства. Вторым аргументом были автоматизация и роботизация всех процессов, а третьим – увеличение складских площадей по сравнению с ритейлом. Все эти тренды говорят о том, что есть более актуальные направления для инвестиций.

Далее ход снова перешел к «черным», которые напомнили о том, что в Москве большая доля бизнес-центров представляет собой здания, приспособленные под офисы. Эти объекты действительно будут перепрофилироваться, но для огромного числа компаний, которым модель с удаленной работой сотрудников не подходит, потребуются как раз современные качественные офисные помещения.

Команда «белых» согласилась с тем, что офисная недвижимость будет оставаться инвестиционно привлекательной, но с той оговоркой, что по темпам роста лучшие показатели будут у складов за счет e-commerce и ритейла за счет районных ТЦ.

Далее по теме высказались и другие участники команд. В пользу команды «черных» напомнили о слайде JLL, на котором было отображено, что доля инвестиций в офисы в мире составляет 49%, в то время как в России только 41%, а значит, есть куда расти. Кроме того, низкие ставки делают этот рынок привлекательным для входа именно сейчас. В качестве альтернативы классическим офисам оппоненты из команды «белых» привели новые форматы недвижимости, такие как коворкинги и коливинги.  

В результате голосования победила команда «белых», а Александр Ольховский от лица жюри отметил, что «черным» почти удалось переломить ход дискуссии, хотя поначалу казалось, что победа «белых» будет безоговорочной.

Далее Александр Шарапов объявил второй вопрос игры, спонсором которого выступила компания CBRE: «Стоит ли начинать строительство и инвестировать в новые бизнес-центры?».

Команда «черных» в защиту строительства бизнес-центров предложила очень креативную версию, основанную на тренде к экономии времени. Офисные центры должны становиться многофункциональными и включать в себя в том числе и жилые площади, чтобы не было необходимости тратить лишнее время на дорогу. Именно такие БЦ сейчас необходимо строить, по мнению экспертов.

Ответ команды «белых» был предельно четким и лаконичным: на рынке много качественных проектов, предлагающих офисы по привлекательным ставкам. Нет смысла начинать новые проекты, пока не «пережеваны» старые.

Следующим аргументом «черных» стал тезис о том, что развитие экономики требует развития бизнеса. Кроме того, спикер напомнил, что строительство жилья сейчас требует создания рабочих мест даже на законодательном уровне.

«Белые» напомнили, в свою очередь, о переезде в Петербург «Газпрома» и Конституционного суда, что должно освободить большое количество помещений в Москве. Кроме того, спикер затронул тему реновации, сказав, что в новых районах можно было бы открывать коворкинги с целью снизить транспортную нагрузку и создать удобную инфраструктуру для жителей.

Стоит отметить, что конкретизация вопроса именно по строительству и инвестированию родила дополнительные обсуждения и вопросы аудитории. Ведь новое строительство практически невозможно без банковского финансирования, а банки относятся к проектам очень осторожно, потому что не хотят продолжать тренд получения активов в счет долга заемщика. Кроме того, простая, казалось бы, истина - нужно в первую очередь понимать, для кого строить. Возможно, для госсектора, - один из участников предположил, что крупные площади потребуются одному новому банковскому объединению. Наверное, здесь каждому нужно решать самостоятельно, строить или нет.

В результате же голосования жюри, оценивавшего аргументацию сторон, победа снова досталась «белым». За скобки тут можно вывести, что в зале присутствовали многие компании, анонсировавшие уже новые офисные проекты, консультанты, заинтересованные в новом строительстве… Возможно, дело в том, что обосновать бесполезность любого действия всегда проще, чем доказать его необходимость. Так или иначе, аргументация команды, которой выпал по жребию негативный взгляд, звучала четче и убедительней.

Третий вопрос: «Будут ли преобладать на рынке новые форматы?».

В этом вопросе на стороне новых форматов выступала «черная» команда, представитель которой в своем выступлении сделал акцент на потребностях миллениалов. В трендах у данного поколения, в частности, не владение, а использование, временное место для жизни и временное же – для работы, что отлично укладывается в концепцию коворкингов и коливингов в разных городах и по всему миру. Второй аргумент – большая доходность с квадратного метра.

«Белые» в своем выступлении начали издалека и припомнили, что человеку всегда нужно было «хлеба и зрелищ». Поэтому торговые центры, как бы они ни экспериментировали с форматом и долей развлечений, все равно останутся торговыми центрами. А в качестве второго аргумента опять была упомянута банковская сфера: проще привлечь финансирование на понятный и просчитываемый с точки зрения доходности формат.

Следующим аргументом «черных» стал тот факт, что все новое неизбежно растет, так как раньше его не было вообще. А контраргументом «белых» стал тезис о том, что новые форматы в любом сегменте не превысят доли в 30-40%, а следовательно, приверженность к старым форматам для бизнеса останется более актуальной.

Победителями в этом раунде стала команда «черных», а в общем победа со счетом 2:1 досталась команде «белых», среди которых и были разыграны призы - 4 билета категории «Бизнес» на конференцию Ицхака Адизеса в апреле 2018 г.

Традиционно «Русский завтрак» закончился неформальной частью с закусками и напитками, общением и новыми знакомствами. Мероприятие было организовано компанией Impress Media при поддержке генерального партнера Raven Russia.
Павел Назаркин
 


иГРОКИ РЫНКА

CORE.XP

Пинаев Владимир

Консалтинг и брокеридж

CORE.XP

IBC Real Estate

Семенов Евгений

Консалтинг и брокеридж

IBC Real Estate

Becar Asset Management

Шарапов Александр

Управление и эксплуатация недвижимости

PPF Real Estate Russia

CORE.XP

Постников Андрей

Консалтинг и брокеридж

Nikoliers

RRG

Колокольников Денис

Банки

ВТБ

ВТБ

Ольховский Александр

Девелопмент

MR Group

Материалы по теме

Экспертный анализ

Новый Русский Завтрак, или зачем ехать на MAPIC

Подводим итоги 27-го Русского Завтрака в рамках MAPIC 2017. В этом году мероприятие проходило в обновленном формате, который пришелся по вкусу участникам.

28.11
Экспертный анализ

«Русский завтрак»: стабильно сдержанный оптимизм

За 2016 г. объем инвестиционных сделок на рынке составил 4,2 млрд долл., что на 74% больше показателя предыдущего года. Лидерам рынка недвижимости было предложено обсудить как эти цифры, так и тенденции, итоги и прогнозы на 2017 г.
16.03
Исследования рынка

MIPIM-2013: Мировые инвестиции в недвижимость в 2013 г. превысят $1 трлн

Согласно последнему отчету «Атлас международных инвестиций» компании Cushman & Wakefield, опубликованном на МIPIM, в 2012 году мировые инвестиции в недвижимость выросли на 6% до объема $929 млрд. (714 млрд евро).
14.03

журнал CRE 7(441)

Июль
Вышел из печати CRE №7 (441) Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Читайте в номере: АКТУАЛЬНО Ушли в коммерцию: перейдут ли инвесторы из жилой недвижимости в коммерческую? Эксперты журнала ожидают возвращения интереса к коммерческой недвижимости у игроков рынка, однако подчеркивают, что процесс этот не будет слишком активным. ТЕМА НОМЕРА Это моя поляна: как укрупнение сегмента девелопмента влияет на отрасль и отдельные ее направления. УПРАВЛЕНИЕ ...

Популярное

Источник: Kanzler
Экспертный анализ

Кодовое слово: как менялся дресс-код на рынке недвижимости

Лето-2024 стало одним из самых жарких в истории наблюдений, и семь из десяти компаний Москвы и Подмосковья, по данным SuperJob, смягчили дресс-код. При этом, многие сотрудники российских бизнесов поддерживают соблюдение стандартов даже летом: 36% опрошенных «Авито» считают, что носить прозрачную одежду на работе категорически нельзя, 31% против ношения маек, кроп-топов и «вещей с оголённой талией», 29% — шорт, но только на мужчинах. Ещё 26% не радуют тапочки или сланцы коллег, 22% респондентов-женщин – глубокие декольте, и только 31% респондентов не раздражает ничего. Ведущие эксперты российского рынка недвижимости, ритейла, логистики и индустрии гостеприимства вспомнили для CRE, как менялся дресс-код в отрасли за тридцать лет, и поделились, что можно, а что нельзя в их офисах и вне офисов (но в рабочее время) сегодня.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
22.07
Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (15-21 июля)

Готовящаяся сделка Radius Group и Ozon, новый крупный склад под Уфой, новости Accent Capital, O1 Properties и У Aspace, блины в красноярской «Планете», крупные складские сделки в Петербурге и Москве, ход работ в Stone Ленинский, а также новая статья из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке. 
21.07
Источник: SOK
Экспертный анализ

Наденьте это немедленно

38% сотрудников российских компаний всегда придерживаются правил дресс-кода, хотя он их и раздражает. 35% нарушали их, но очень редко, а 40% считают важным соблюдение дресс-кода в офисах в принципе. CRE продолжает серию летних публикаций о том, как менялся дресс-код на рынке недвижимости, в ритейле, логистике, индустрии гостеприимства и смежных сегментах.

Продолжение. Начало - здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
23.07
Источник: cre.ru
Проект

«Гранель» построит склад для Ozon

Ozon займет склад, который построит «Гранель» в Новой Москве.
 
22.07
Источник: Пресс-служба Business Club
Игроки рынка

Business Club построит премиальный БЦ на Ходынке

Business Club презентовал бизнес-центр нового формата.

24.07
Источник: Pridex
Открытие

Штаб-квартира «Уральской Стали» переехала на Пресню

Головной офис одного из лидеров металлургического рынка площадью 4 тыс. кв. м реализован компанией Pridex на территории бывшего лакокрасочного завода братьев Мамонтовых.
23.07
Источник: CRE
Открытие

YoBody Fitness пришел на ЗИЛ

Фитнес займет свыше 1 900 кв. м в ТРЦ ЗУМ. 
22.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre