Центральная и Восточная Европа – пора инвестировать в отели?

Константин Королев, инвестиционный директор Rusland SP в Европе
 
6008
Внимание инвесторов к гостиничной недвижимости в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), таких как Чехия, Венгрия, Румыния, Польша, Словакия, продолжает расти. В первой половине 2017 г. объем сделок в сегменте составил 700 млн евро (34 сделки), что на 11% больше, чем за аналогичный период 2016 г., когда была зафиксирована сумма сделок на 630 млн евро (20 сделок). Конечно, это очень далеко от объема сделок по покупке-продаже гостиниц в Западной Европе, составивших в первой половине 2017 г. почти 9 млрд евро (рост 6%). Тем не менее такая динамика является очевидным свидетельством растущего инвестиционного интереса.

Существует несколько объективных причин для объяснения этой тенденции.

Во-первых, это уверенный экономический рост в странах региона. По ключевым макроэкономическим параметрам они превосходят страны Западной Европы. Так, рост ВВП колеблется в диапазоне от 3,2% (Венгрия) до 5,9% (Румыния), рост потребительской активности от 3,6% (Болгария) до 8,8% (Румыния), промышленное производство – рост от 4,5% (Словакия) до 8,8% (Румыния). Прогноз ВВП по всем этим странам на ближайшие два года превышает 2%.

Во-вторых, растущий туристический поток во всех странах Центральной и Восточной Европы.

За последние 5 лет рост прилетов/размещений составил соответственно в Братиславе - 57%/63%, Будапеште - 37/35%, Бухаресте - 58%/50%, Варшаве - 36%/43% и Праге - 29%/18%. Более низкие проценты Праги не должны смущать – по количеству размещений (около 15 млн) Прага почти в два раза превосходит Будапешт, в три раза Варшаву, в пять раз Бухарест и более 10 раз Братиславу.
В-третьих, высокая доходность (yield) сделок.

Доходность инвестиционных сделок при покупке гостиниц в странах Западной Европы в зависимости от локации, успешности бизнеса и состояния отеля, как правило, находится в диапазоне 3-5%. Доходность от инвестиций в гостиницы в странах ЦВЕ в большинстве случаев, даже в достойных столичных локациях, может быть выше 5-6%.
 
В-четвертых – на протяжении последних лет гостиничная отрасль ЦВЕ показывает неуклонный рост основных показателей, характеризующих деятельность гостиниц. Так, за первые 6 месяцев 2017 г. по сравнению с аналогичным периодом 2016 г., средняя дневная ставка в странах ЦВЕ (ADR – average daily rate) выросла до 79,5 евро (75,5 евро в 2016 г.), выручка на комнату (RevPAR - revenue per available room) увеличилась до 55 евро (50 евро в 2016 г.), заполняемость/загрузка (OCC - occupancy rate) подтянулась до 69,2% (66,8% в 2016 г.). По заполняемости гостиниц с показателем 77% лидируют Прага и Варшава, 75% - у Будапешта. Эти столицы подтверждают свои ведущие позиции на рынке гостиничных услуг ЦВЕ.

Если рассматривать рост показателей по столицам стран ЦВЕ, то этот рост будет еще более показателен: в Братиславе RevPAR вырос на 21%, в Будапеште на 9%, в Бухаресте на 11%, в Варшаве и Праге на 6%.

В-пятых - значительный дефицит качественных гостиничных объектов для инвестирования в странах Западной Европы при избытке денежной ликвидности подталкивают инвесторов к расширению географии.

Помимо перечисленного, учитываются также политическая стабильность в странах ЦВЕ, размер и ликвидность рынка, баланс спроса и предложения гостиничных объектов (номерного фонда), доступность и качество транспортной инфраструктуры, безопасность, соблюдение условий прозрачности.

Среди стран ЦВЕ лидером в 2017 г. по инвестициям в гостиничную отрасль является Польша (более 50% всех инвестиций), далее следуют Чехия (около 25%) и Венгрия (около 15%). Польша вообще является фаворитом среди других стран ЦВЕ, поскольку с населением около 38 млн человек обладает 6-7 крупными урбанистическими агломерациями, представляющими интерес для инвесторов – Краков, Гданьск, Вроцлав, Познань, Катовице. В других странах ЦВЕ инвестиции идут преимущественно в столичные города – Прагу, Будапешт и т.д. Последние значимые сделки в Польше - это продажа в 2016 г. отеля Westin (361 номер) в Варшаве за 56 млн евро арабской Al Siraiya Group и продажа Sheraton Grand Hotel в Кракове (232 номера) за 70 млн евро английскому пенсионному фонду в 2017. В ноябре 2017 г. американский инвестиционный фонд Cerberus подписал договор на покупку отельного комплекса Radisson (763 номера) в Бухаресте за 169,2 млн евро.

Все больший интерес к странам ЦВЕ проявляют международные отельные операторы – Accor Hotels, Hilton, Marriott International, Rezidor Hotel Group, B&B, Louvre Hotel Groups, Best Western. В 2017 г. в Бухаресте открылась гостиница Hilton Garden Inn, а в 2018 г. планируется открытие Ibis Styles Hotel (Accor). Marriott International заявил о намерении запустить в 2020 г. в Будапеште 164 номерной отель под новым брендом W Hotels, а Hilton объявил об открытии в Будапеште в 2018 г. Hilton Garden Inn в дополнение к двум имеющимся. Наиболее активными международными операторами в Польше являются Accor Hotels (71 отель), Best Western (25), Louvre Hotels Group (17) и Hilton Hotels&Resorts (14). В настоящее время в Варшаве планируются к строительству или строятся отели с брендами Motel One, Raffles, Renaissance by Marriott, Puro, Holiday Inn, Four Points be Sheraton, Moxy и Residence Inn.

Юридические и налоговые аспекты при покупке недвижимости различаются в странах ЦВЕ.

Сделки по покупке актива (asset deal) сопровождаются выплатой налога на приобретение недвижимости (Real Estate Transfer Tax) в размере 4% в Чехии и Венгрии (при стоимости сделки выше 1 млрд форинтов, что составляет около 3,2 млн евро, взимается налог 2% на превышение этой суммы), а сделки, осуществляемые через продажу акций (share deal), освобождены от этого налога в Чехии. В Венгрии приобретение не менее 75% акций компании, владеющей недвижимостью, также является предметом налогообложения. В Польше вместо налога на приобретение недвижимости применяется 2% налог (civil transfer tax). Налог на приобретение недвижимости в виде актива или акций отсутствует в Румынии.

В разной степени готовности находится разработка местного законодательства об инвестиционных трастах недвижимости (Real Estate Investment Trusts), которые позволяют оптимизировать налогообложение при совершении сделок купли-продажи недвижимости. В Польше и Румынии это законодательство еще разрабатывается, в Чехии используются открытые фонды недвижимости, в Венгрии при существующем законе о REIT не создано ни одного фонда из-за обременительных условий по их регистрации.

Важной чертой взросления рынка коммерческой недвижимости в странах ЦВЕ является активное использование страхования рисков (Warranty&Indemnity Insurance) при заключении сделок по продаже недвижимости, что создает дополнительный комфорт как для продавца, так и покупателя недвижимости.

Проведя оценку инвестиционной привлекательности гостиничного сегмента, Colliers включила Прагу (10 место), Варшаву (14), Будапешт (15), Бухарест (20) в двадцатку наиболее привлекательных городов Европы. Первые пять мест с большим отрывом занимают стабильные и надежные Париж и Лондон и растущие звезды Барселона, Амстердам и Мадрид. В своем последнем обзоре Deloitte на первое место по инвестиционной привлекательности ставит Амстердам, далее Барселону и Дублин, замыкают пятерку Лондон и Мадрид.

Таким образом, при сохраняющейся приверженности к инвестициям в страны Западной Европы, очевиден рост интереса к странам ЦВЕ. Инвестиции в страны ЦВЕ являются растущим трендом и рассматриваются инвесторами как возможная альтернатива традиционным локациям.
 


иГРОКИ РЫНКА

Королев Константин

Консалтинг и брокеридж

Rusland SP

Материалы по теме

Исследования рынка

Российский рынок инвестиций вырос на 27%

В 2017 г., несмотря на негативный политический фон, российский рынок продемонстрировал рост объемов инвестиций на уровне 27%. Это означает, что рынок адаптировался как к репрайсингу объектов, так и к санкциям.
16.03
Советы юристов

Инвестиции придется обосновывать

С 2019 г. проекты с госучастием будут проходить обязательный публичный технологический и ценовой аудит обоснования инвестиций.
 
13.03
Экспертный анализ

Александр Морозов, S.A. Ricci, об инвестициях: «В России рынок существует главным образом в Москве и Санкт-Петербурге»

Объем инвестиций в коммерческую недвижимость снизился. По данным S.A. Ricci, в 2017 г. объем реализованных сделок составил 4,5 млрд дол., что на 17% меньше по сравнению с 2016 г., когда объем инвестиций в коммерческую недвижимость достигал 5,4 млрд дол. 

12.02

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04
Источник: SLAVA Concept
Экспертный анализ

Оформят возврат: почему качество клиентского опыта станет основным конкурентным преимуществом российских брендов

Качество клиентского опыта и локальная экспертиза станут самой важной компетенцией и основным конкурентным преимуществом российских игроков в случае возвращения в страну иностранных бизнесов. Однако с вызовом справятся далеко не все: сервис по-прежнему – слабое звено отечественных компаний, а изучать своего покупателя интересно единицам из них. С такими вводными мало кому помогут даже искусственные ограничения для «возвращенцев» и государственные программы поддержки, уверены собеседники CRE.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
18.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre