Работа без ошибок

Артем Пантелеев, коммерческий директор «Гинт-М»
 
В российской практике до 100% проектов адаптируется, видоизменяется и дополняется уже на строительном этапе. Статистика печальная, учитывая, что мы имеем дело с посткризисным рынком, на котором, по идее, должны быть хорошо отлажены и оптимизированы все бизнес-процессы. Кто виноват и что делать?

В идеальном мире уже на этапе разработки проекта в обсуждении должны участвовать не только заказчик и архитектор, но и «полевые» эксперты – инженеры, строители, эксплуатирующие специалисты. В реальном же последних приглашают обычно в тот момент, когда проект отрисован до запятой, смета утверждена и даже заказаны кое-какие материалы.

Причины понятны – заказчику, как любому человеку, далекому от строительства, интересно увидеть в 3D плафоны, отделку и мебель, и совсем неинтересно – электрику между потолочным покрытием и потолком. Архитектор же, в свою очередь, убежден, что современные технологии позволяют реализовать и на ходу скорректировать любой проект, а если кто-то отказывается это делать, то это просто подрядчик попался неправильный. В итоге еще на эскизной стадии – как раз тогда, когда можно поправить абсолютно все, – совершается несколько ошибок.

Командный пункт

Да, технологии в проектировании и строительстве действительно достигли такого уровня, который еще пять лет назад никому из нас не снился. Мы с легкостью можем демонстрировать клиенту проект с помощью виртуальной или дополненной реальности, которая теперь задействует все органы чувств; можем вместе в режиме онлайн «двигать стены», можем до бесконечности «клеить» разные обои или «встраивать» мебель, и все это - при поддержке любого магазина мира.

Все это, повторюсь, выводит бизнес на совершенно новый уровень, но – лишь при условии скрупулезной точности расчетов и выполнения тех самых «черных» подготовительных работ, которые так не любят заказчики и недолюбливают архитекторы.

Впрочем, ни тем, ни другим все это любить и не нужно, и даже противопоказано – на то есть профильные специалисты, которых нужно лишь вовремя привлечь. Тогда, приехав на площадку с проектом в руках, инженер не схватится за голову со словами: «да, коллеги, деревянный потолок в проекте смотрится эффектно, но при такой его высоте будет невозможно разместить воздуховод, а значит, с вентиляцией в помещении будет проблема».

Или бытовые розетки, недостаток которых в одночасье стал отдельной проблемой: вот сдается красивый офис, заезжают сотрудники, но утром приходит уборщица, и оказывается, что ей негде подключить пылесос. Еще через день приезжает представитель кофейной компании и также понимает, что на кухне нет розетки для кофемашины. Ну а через три в помещении становится слишком сухо, все требуют увлажнитель воздуха, он куплен, но –его, снова же, некуда подключить.

Невыполненные или схематично выполненные замеры, умозрительные планировки, незнание нормативов, приводящее затем к частичным или полным переделкам и отклонениям от первоначального проекта, – всего этого можно избежать в случае, если уже на этапе эскизов вы посадите за один стол архитектора, инженера, механика-электрика, строителей и представителей эксплуатирующей организации.

Каждая работа проходит как минимум четыре стадии согласования, и если вы собрали всех вышеперечисленных хотя бы дважды, то риски «ветра перемен» сводятся практически к нулю. Разумеется, если архитектор будет продолжать вести авторский надзор по ходу работ, - в ином варианте каждый специалист и компания будут идти по пути наименьшего сопротивления. На это нельзя обижаться, как нельзя обижаться на снег в феврале: строго говоря, всегда легче построить квадратное, чем круглое, и если вы перестаете смотреть за строителями, то они именно это и сделают. Нельзя слишком рано отказываться на площадке и от инженера: ему нужно построить все так, чтобы эксплуатирующей организации было легко это обслуживать, а пожарный инспектор не выписал вам потом штраф за несоблюдение норм пожарной безопасности.

Авторская копия

Бывают и изменения в проекте, проходящие в наших кругах под грифом «не было бы счастья». Например, по ходу работ выясняется, что в одном месте невозможно будет соблюсти симметрию - все в панике, и настроились на «снос с реконструкцией». Но тут приезжает архитектор и легким движением карандаша превращает то, что казалось катастрофой, в интерьерную «фишку».

Или вот приехали покупать выбранные по интернет-каталогу обои, но у магазина что-то не срослось с учетом - на складе нужного товара нет, а есть другой фактуры и цвета. Снова же - один звонок архитектору, который за час расставляет иначе цветовые и световые акценты в проекте, и проблема решена.

А бывает и так: где-нибудь в Швеции клиент увидел офис, в который влюбился, и хочет теперь если не такой, то похожий, - и ничего, что уже все решено и подписано. Что удивительно – такие вот проекты «с колес» и переделанные «на коленке» обычно оказываются наиболее удачными. Вдохновение – самая заразительная вещь на свете, и если влюбившийся где-то в Стокгольме в интерьеры заказчик сумеет поделиться им с архитектором и подрядчиками, то, поверьте, будет ему лучший офис на свете.

Кстати, любые изменения далеко не всегда повышают стоимость работ. Обои другого цвета и фактуры могут оказаться значительно дешевле заявленных в смете, а «шведский» проект от заказчика – намного более аскетичным, чем придуманный два месяца назад в Москве.
 
Все ниже и ниже

Ещё один тренд, который, по моему мнению, будет задавать тон строительному бизнесу в ближайшее десятилетие, – так называемая оптимизация с повышением качества.

Происходит это так: сначала заказчиком собираются предложения от проектных организаций, затем он хлопает в ладоши – все это хорошо, коллеги, но теперь представьте мне те же самые проекты с удешевлением, но без потери качества и сроков.

И вот здесь вступают в игру те, о ком так давно говорят социологи, – компании «с человеческим лицом». Например, мы знаем, что в Москве производят фальшпол пять фирм, но с одной из них мы работаем давно, и ее коммерческий директор готов отгрузить необходимое количество материала завтра утром и с хорошей скидкой. А другую компанию мы знаем не так хорошо, да и они нас тоже, поэтому готовы начинать поставки только после подписания всех нужных бумаг и полной предоплаты. Угадайте, кого мы выберем и кто, в свою очередь, будет стараться иметь максимальный ассортимент?

Строительство уберизируется космическими темпами, а в его фундамент заливается все больше «человеческого фактора». Это, конечно, накладывает известные риски, однако другого пути в условиях оптимизации стоимости, уменьшения сроков и максимального результата при наименьших усилиях быть не может.

Да, еще пять лет назад даже самые продвинутые заказчики относились к архитекторам-фрилансерам, живущим, скажем, на Бали, с подозрением: как возможно проектировать и осуществлять авторский надзор, находясь за девять тысяч километров? Однако сейчас таких специалистов зачастую предпочитают именитым бюро, и не зря: они делают все быстрее, точнее, но главное - исповедуют то самое «штучно-сервисное» отношение к каждому клиенту. Их партнеры в Москве за считанные часы выполняют замеры и фотографии, они всегда выходят вовремя в онлайн-обсуждения, не ссылаются на пробки, и вообще готовы быть на связи чуть ли не круглосуточно.

То же самое – с главными инженерами, которых московские собственники теперь ищут по всему миру. Конечно, здесь тоже не обходится без адаптаций: бывает так, что клиент приглашает архитектора и инженера из Сингапура для строительства офиса в Петербурге. Увы, эти специалисты будут долго и прилежно читать про петербургскую сырость и дефицит солнца, но если они не были хотя бы однажды «в полях», то предусмотреть все нюансы не смогут при самом большом желании. Но и такие адаптации уже сейчас - дело одного дня. И, учитывая, насколько все в мире с каждым годом вращается быстрее – от денег и вещей до решений и времени на обработку информации – скорости в строительстве будут также увеличиваться.

Как свести к минимуму риски изменений
 
- Определитесь с ключевыми игроками строительной команды как можно раньше: к эскизной стадии проекта вы уже, как минимум, должны знать, кто будет главным инженером, а лучше – еще и эксплуатирующей организацией.

- Постарайтесь собрать эту команду два, а лучше – четыре раза.

- Если архитектор хочет сделать красиво, а инженер – полезно, слушайте инженера – в конце концов, духота в помещениях из-за отсутствия правильной вентиляции — веский повод начинать все сначала.

- Не бойтесь брать на проект удаленных архитекторов и инженеров – в 99% случаев эти специалисты относятся к работе более ответственно, чем «статусные» и «штатные», - как минимум потому, что намного более заинтересованы в повторных заказах, постоянных клиентах и хороших рекомендациях.

- Вообще, не бойтесь любых изменений по ходу проекта, если только они, как уже говорилось выше, не идут в ущерб безопасности и эффективности обслуживания.
 
 
Поделиться
Статьи по теме

Как оценить риски проектов?

Андрей Протасов, управляющий директор ILM

Зачем дробить крупные помещения? О высоком спросе на аренду малых площадей

Светлана Лапшина, генеральный директор агентства недвижимости «Биг Риэлти»

Популярное

Срок жизни торговых центров сократится вдвое

Жизнеспособность проекта в сфере торговой недвижимости сейчас составляет в среднем от 5 до 7 лет, а вскоре сократится до 3 лет, считает Ольга Летютина, генеральный директор управляющей компании «Столица Менеджмент».

Вырастут ли ставки на складском рынке?

Девелоперская активность на складском рынке минимальна, но спрос стабилен. Будет ли рост ставок?
 

Инвестиции «перетекли» из Москвы в Санкт-Петербург

Департамент аналитики и консалтинга компании Knight Frank подготовил отчет о состоянии российского рынка инвестиций в III квартале 2018 г.
Подписка на рассылки Impress Media

Введите, пожалуйста, свой e-mail
Email *
Ваше имя
В 5 раз больше просмотров
Размещение в Топ-3 раздела
В 2 раза больше информации
В чем отличие премиум-карточки?
Без премиум размещения о Вашей карточке будет доступна базовая информация. Премиум-размещение позволит рассказать о Вас больше и связаться с вами
Базовые Премиум
ФИО
Компания
Должность
Название
Город
Вид деятельности
Название
Город
Тип объекта
E-mail
Телефон
Сайт
Характеристики
О себе 250 символов 500 символов
Описание 250 символов 500 символов
Описание 250 символов 500 символов
Для оформления премиум размещения отправьте заявку на
salecre@impressmedia.ru
Другие проекты издательского дома
© 1998—2018  Impress Media