За три часа эксперты обсудили перспективы инвестиционной привлекательности города в 2018 г. и инструменты ее повышения, потенциально интересные площадки для развития коммерческих объектов, социальную инфраструктуру как неотъемлемую часть рынка коммерческой недвижимости, проекты московских и зарубежных технопарков, бизнес- и торговые центры новых форматов, а также комплексное развитие территорий и промышленных зон. «Шесть лет назад Москва приросла новыми территориями, - напомнил Павел Перепелица, заместитель руководителя департамента развития новых территорий города Москвы. – С их присоединением изменился и город, и они сами – сегодня это единый организм. До 2035 г. в развитие новых территорий должно быть вложено более 7 трлн руб.; сейчас уже инвестировано 800 млрд руб. Основная часть, конечно же, - жилье, транспортная инфраструктура, инженерия и объекты социального назначения. За последние пять лет на этих землях уже построено около 10 млн кв. м недвижимости, 53 объекта социальной инфраструктуры».
Павел Перепелица оценил инвестиционный потенциал присоединенных территорий для нежилых проектов на уровне 28 тыс. га, при этом застроено на сегодняшний день не более 5%. Продолжится и строительство дорог (до 2021 г. – 250 км новых трасс), социальной инфраструктуры – в Новой Москве возведут дополнительно 125 объектов здравоохранения, 110 школ, 300 детских садов и 700 спортивных сооружений. Всего до 2035 г. на территории Новой Москвы будет сдано еще около 100 млн кв. м. недвижимости, 50-60 миллионов из которых – жилая.
Эдуард Гулян, член генсовета «Деловой России», бизнес-посол в Испании, Председатель Комитета Московского регионального отделения по ГЧП и коммерческой недвижимости, в свою очередь, отметил новые форматы взаимодействия потенциальных инвесторов и власти: «Город стал более открытым. Мы каждые два-три месяца проводим мероприятия с различными департаментами Москвы и, в отличие от многих городских конференций, протоколируем абсолютно все важные вопросы и затем мониторим процент их выполнения. Результативность работы выросла в разы. Получается, что в отношении взаимодействия власти и бизнеса появился дополнительный мостик».
Василий Калинкин, начальник отдела привлечения инвестиций департамента конкурентной политики города Москвы, также отметил открытость городских программ и проектов для инвесторов, акцентируя внимание сообщества на участии в городских аукционах: «Например, наш городской инвестиционный портал – это такая «белая книга» Москвы, там есть абсолютно вся информация, что, где и за сколько предлагает город. Аренда, приватизация, пакетные акции, освоение земельных участков, нестационарная торговля, машиноместа – все это в режиме онлайн, с удобным интерфейсом для физических и юридических лиц. Мы называем портал городским магазином на диване – вы можете принять участие в любом аукционе, не выходя из дома, пригласив к монитору, например, своего юриста или аудитора. К каждому объекту, кроме того, прикреплен персональный менеджер, готовый в любой момент дать консультации, а посредничество между чиновниками и бизнесом исключено в принципе. Благодаря такому формату в торгах принимают участие предприниматели со всей России и разного уровня».
Михаил Шапошников, директор департамента стратегического консалтинга RealJet, в свою очередь, отметил, что несмотря на то, что возможностей в городе действительно много, самыми лакомыми инвестиционными возможностями остаются земли «на потоках» - у ТПУ, в местах высокой плотности населения. «В случае с Новой Москвой есть еще одно перспективное направление – новые транспортные магистрали. Однако, там тоже есть свои нюансы для бизнеса – ведь пока территория не будет полноценно заселена и освоена, в магазины и банки просто некому ходить», - отметил Шапошников.
Кроме того, эксперт подчеркнул, что посткризисные реалии вывели на первое место в городском девелопменте модель built-to-suit – когда проект возводится буквально по лекалам будущих арендаторов. «При том, что до недавнего времени это было характерно в основном для рынка складов, сейчас эта тенденция наблюдается и в других сегментах. Коррективы вносят даже банки, входящие в проекты финансирования теперь только в том случае, если арендатор есть как минимум на 40% строящихся площадей. Новые форматы «под клиента» появляются и в результате изменения покупательского поведения – учитывая взрывной рост e-commerce, интернет-магазины все чаще запрашивают высокотехнологичные логистические центры и «склады последней мили», - отметил Шапошников.
Таким образом, развитие коммерческой недвижимости в ближайшие десять лет как никогда будет связано с комплексным освоением территорий, социальной инфраструктурой и городской политикой в целом, - резюмировали участники круглого стола.