За недолгое время существования современного рынка недвижимости инфраструктура в проектах стала для покупателей обыденностью, однако для девелопера грамотно подобранный пул инфраструктурных арендаторов может стать весомым конкурентным преимуществом. Мы собрали 5 ключевых инфраструктурных трендов, которые формируют современные жилые комплексы и комплексы апартаментов.
1) Еда и повседневные потребности. Обязательное условие для проекта любого класса – наличие в рамках инфраструктуры магазина продуктов питания. Присутствующий в проекте супермаркет при этом обязан по своему статусу соответствовать классу самого дома: как сетевые дискаунтеры будут менее востребованы в проекте бизнес-класса, так и в комфорт-классе будет испытывать сложности бренд с ценником выше среднего. Обязательный супермаркет при этом должен дополняться сопутствующими арендаторами: мини-пекарня, магазин фермерских продуктов или небольшая кофейня формируют совместно с супермаркетом кластер, становящийся центром притяжения для жителей других домов в районе. Типовой метраж помещений для супермаркетов варьируется в зависимости от формата в диапазоне от 250 кв. м до 1500 кв. м, а требуемая мощность - от 50 кВт до 160 кВт. Также для магазинов обязательна зона разгрузки со стороны улицы и отсутствие в ближайшей доступности образовательных учреждений (для магазинов, реализующих алкогольную продукцию). Кроме того, супермаркет с ценовым сегментом выше среднего потребует наличия парковки.
2) Спорт, культура и образование. Новый тренд в инфраструктуре жилых проектов – размещение спортивных секций и йога-центров, детских образовательных центров и детских клубов. Если для детского сада по нормативам необходимо отдельное строение с определенными условиями и собственной территорией, то частный детский центр может быть размещен на первом этаже комплекса. Для семейной аудитории наличие таких объектов инфраструктуры в проекте часто помогает сделать решающий выбор в пользу определенного объекта: если образование детей и присмотр за ними возможны в рамках собственного дома, это повышает безопасность детей и освобождает родителям дополнительное время. Отдельные концептуальные объекты в ЖК – библиотеки: на размещение библиотек в жилых комплексах пока готовы немногие девелоперы, но укрепляющийся тренд на создание в рамках библиотек районных комьюнити-центров может заставить девелоперов посмотреть по-новому на привычный формат.
3) Общественные пространства. Инфраструктура современного жилого комплекса не должна заканчиваться входной группой – действительно успешные проекты продолжаются на внутренней территории, эффективно встроенной в канву общей городской застройки. Создать общественные пространства, объединяющие не только жителей комплекса, но и жителей района, можно в рамках парковой зоны и благоустройства территории. Новый тренд – открытые пространства, сочетающиеся с приватностью дома. Если возможности для благоустройства открытой территории нет, стоит предусмотреть общественное пространство внутри дома: это может быть небольшой зал для семейных или дружеских праздников, в котором можно организовать фуршет или вечер. Особенно оценят наличие такого помещения владельцы компактных квартир-студий.
4) Уникальные объекты инфраструктуры. Дополнить инфраструктуру проекта смогут уникальные объекты. В стандартном классическом пуле арендаторов, включающем в себя супермаркеты, салоны красоты или аптеки, должен быть как минимум один нестандартный и привлекающий покупателей объект, пусть даже он будет некоммерческим. К примеру, в клубном доме VIVALDI таковым выступает кинозал: это частный зал с оборудованием для просмотра фильмов, доступный только жителям дома. Кроме того, в доме предусмотрено небольшое пространство для проведения мероприятий: это то место, куда можно пригласить родственников, друзей, заказать услуги кейтеринга и анимации и отметить, например, детский день рождения. Для девелопера данные проекты не являются коммерческими, но при этом мы осознаем важность наличия такого места для объединения жителей апартаментов и их удобства.
5) Деловая составляющая. В связи с ростом тренда на home office и удаленной работы, повышается важность наличия современного рабочего места в пешей доступности от дома. Со стороны девелопера логично занять проактивную позицию в данном вопросе и предусмотреть деловую инфраструктуру в проекте заранее. Средний востребованный коворкингами метраж составляет 300 кв. м, и такую площадь оптимально запланировать в рамках дома. Более оригинальный вариант – квартира-офис: помещение с отдельным входом и возможностью регистрации юридического лица, что очень актуально для частных специалистов – преподавателей, тренеров, психологов, мастеров услуг красоты и т.д. Такие решения ввиду законодательных условий наиболее вероятно создать именно в формате апартаментов, юридический статус которых позволяет создать двухуровневое помещение с отдельным входом, на первом этаже которого можно разместить офис или рабочий кабинет, а на втором создать собственное жилье.
Иван Татаринов, коммерческий директор компании GLINCOM