Гостиничный рынок Петербурга. Прошлое и настоящее

Качественный номерной фонд Санкт-Петербурга – это 147 отелей на 22 000 номеров. Это отели с номерным фондом более 40, которые прошли классификацию и получили категорию 3*, 4* или 5*. Из них 35 отелей (более 9 000 номеров) находятся под управлением международных гостиничных операторов.
16518
Если учитывать все средства размещения, включая мини-отели, хостелы и др., то объемы значительно больше – 1200 отелей на 40 000 номеров.  Гостиничный рынок достаточно развит, сбалансирован и удовлетворяет спрос разных категорий туристов, которых каждый год становится все больше и больше. В 2017 г. Санкт-Петербург посетили около 7,5 млн человек, прогноз на 2018 год - более 8 млн.

Первые гостиницы в Санкт-Петербурге появились сразу после основания города и представляли собой постоялые дворы. Отели в современном виде в городе были построены в 19 в. В 1894 г. в Санкт-Петербурге работало 40 гостиниц, к 1917 г. – 120, в 2018-м – 1200 разного рода средств размещения.

В Санкт-Петербурге популярна реконструкция исторических зданий под гостиничную функцию. На текущий момент 41% качественного номерного фонда петербургских отелей располагается в зданиях с историей, реконструированных и приспособленных под современные нужды.

В 2018 г. в Санкт-Петербурге открылось 7 новых отелей категории 3 и 4* с общим номерным фондом чуть менее 1 000 комнат. Все они полностью или частично находятся в реконструированных зданиях.

Большинство зданий, реконструированных под отели в Санкт-Петербурге, во внутреннем оформлении и планировке ничем не отличается от современных гостиниц. Их былое прошлое зачастую выдают только фасад и отдельные фрагменты в оформлении интерьеров. Лишь немногие сохраняют отдельные элементы внутренней отделки, зачастую находящейся под охраной КГИОП. Часто реконструкция происходит в Петербурге слишком кардинально, и от прежнего облика зданий мало, что остается.

Например, при создании интерьеров отеля Росси 4* на набережной реки Фонтанки максимально сохранены и вписаны в интерьер деревянные перекрытия, кирпичные стены, изразцовые печи и камины. Сохранены и удачно обыграны в номерах пережитки советских времен, когда в доме были расположены коммунальные квартиры – полы, след от печки-буржуйки и от мебели на полу. Таким образом, создается соответствующая атмосфера, чувствуется дух времени, присутствие эпохи в номерах.

Более половины всех зданий, реконструированных под отели в Санкт-Петербурге (56%), представляют собой бывшие жилые дома. Это и особняки, и доходные дома, и небольшие дома, построенные в советское время. В бывших доходных домах расположено более 3 000 гостиничных номеров. Например, в 2018 г. открылся Гранд Отель Чайковский 4* (70 номеров) в здании бывшего доходного дома архитектора А. К. Кольмана на ул. Чайковского, 55.

Немалую долю рынка отелей представляют собой бывшие общежития, дома отдыха или гостиницы, прошедшие реконструкцию и сменившие название. Среди наиболее известных отелей города, история которых насчитывает 100 лет и более и которые существуют до сих пор – «Астория» 5*, Grand Hotel Europe 5* (ранее - гостиница «Европейская»), Radisson Royal hotel 5* (ранее гостиница «Москва»).

9% зданий, реконструированных под отели – это бывшие образовательные учреждения в широком смысле слова. Ранее там располагались школы, училища, гимназии, детский сад. Весной 2018 г. на Лиговском пр., 1 открылся отель 3* Станция L1 (105 номеров) в здании, которое во второй половине ХIХ в. было построено для гимназии и реального училища.

Под отели в Петербурге реконструировали здания, которые изначально строились под торговую функцию (магазины и гостиный двор), склад, клуб, ателье, вокзал, медсанчасть, типографию и др. В 2016 г. в здании Медсанчасти № 12 Невского завода открылся 3* отель на 46 номеров Avetpark Hotel. В 2018 г. в одном из зданий типографии «Лениздата» (ранее - Министерство внутренних дел) на набережной реки Фонтанки открылся 4* отель Imperial Art Hotel (204 номера).

Петербург, несомненно, является музеем под открытым небом. За три века в городе по проектам самых известных российских и зарубежных зодчих было построено множество великолепных дворцов, зданий различных государственных учреждений, особняков и доходных домов. Сегодня эти архитектурные памятники являются украшением Северной столицы и представляют культурно-историческую ценность. Но, к сожалению, большинство из них до сих пор находится в аварийном состоянии, а некоторые ограничения в использовании объектов недвижимости не позволяют получать прибыль, которая позволила бы содержать здание в необходимом техническом состоянии.

Правительство Санкт-Петербурга поддерживает развитие гостиничного сегмента города. Одной из последних инициатив властей Санкт-Петербурга является приспособление исторических зданий под гостиницы с использованием механизма концессии. Суть данной концепции заключается в передаче инвесторам в управление исторических зданий и участков в центре города на 49 лет в рамках концессионных договоров. Весной этого года комитет по инвестициям объявил первый концессионный конкурс. Пилотным объектом стало здание на Среднем проспекте ВО, 40, площадь особняка – 3 500 кв. м. По данным комитета по инвестициям, на объект есть потенциальный концессионер – компания «Центр АТР-Сайгон». Она планирует реконструировать здание под отель уровня «три звезды».

В Санкт-Петербурге по-прежнему существует потенциал для редевелопмента памятников архитектуры под гостиничные или другие нужды. При нехватке свободных площадей под застройку в центральной части города такие здания интересны девелоперам.
 
Исследование подготовлено экспертами компании Maris в ассоциации с CBRE


Материалы по теме

Исследования рынка

Итоги 2017 г. на рынке гостиничной недвижимости Петербурга

Эксперты компании Knight Frank St Petersburg рассказали, каким стал 2017-й для офисного рынка Петербурга.

02.04
Экспертный анализ

Как изменятся цены в петербургских гостиницах в 2018-м?

В 2017 г. рынок увеличился на 890 номеров в 10 отелях, что стало самым высоким показателем после 2010 г. По итогам 4Q номерной фонд Санкт-Петербурга составил 24 тыс. номеров в 360 качественных отелях. При этом максимальную долю предложения (без учета мини-отелей) занимают гостиницы 4*.

26.02
Исследования рынка

Годовой обзор рынка гостиниц Петербурга от IPG.Estate

Каким стал 2017-й для гостиниц Санкт-Петербурга и чего ждать от текущего года?

21.02

журнал CRE 9(443)

Октябрь
Вышел из печати CRE №9 (443) Стратегический партнер журнала в 2024 году компания Pioneer компания ADG group Читайте спецвыпуск с ФОТОАЛЬБОМОМ по итогам церемонии награждения победителей премии CRE FEDERAL AWARDS 2024  ТЕМА НОМЕРА: Война миров: как противостояние в IT и отключение от сервисов влияют на рынок коммерческой недвижимости УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ Все по полочкам. Как сегментируется рынок недвижимости ОФИСЫ Офис-сад. Что стоит знать об озеленении пространства ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 октября)

Новый проект Capital Group, распродажи Газпрома и Траста, сразу две крупные сделки Aspace, крупный апарт-отель в Петербурге, развитие ТЦ «Фили Град», а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.10
Источник: CRE
Экспертный анализ

Электронная очередь: проиграет ли e-commerce «каменной рознице»?

В 2024-м впервые в истории российского рынка продажи одежды и обуви онлайн де-факто догнали оффлайн. С одной стороны, очевидно, что модель омниканальности в том виде, в котором игроки продвигали её много лет подряд – «онлайн не конкурирует, а дополняет оффлайн» – не работает: e-commerce не только конкурирует и уводит клиентов из «каменной розницы», но давно изменил доходность, форматы магазинов, потребительское поведение и расстановку сил. В пользу маркетплейсов традиционно говорят удобство «магазина на диване», «бесконечная полка» и цена. В пользу оффлайна – более высокое качество клиентского опыта, возможность примерки и тактильного контакта с товарами, «атмосферность», социализация и пр. С другой стороны, инфляция, удорожание и усложнение логистики, транзакций, падающий уровень сервиса, ценовая гонка, ужесточение условий работы и проблемы бизнес-модели самих маркетплейсов и электронной торговли в целом уже в ближайшие полгода могут сделать покупки в сети не такими привлекательными. Это, возможно, позволит отвоевать «каменной рознице» у онлайна не всё, но многое, а у e-commerce с середины 2025-го начнётся спад.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.10
Источник: Пресс-служба October Group
Открытие

В Питере открылся Well

Партнер October Group открыл первый апарт-отель Well формата well-being.
 
18.10
Источник: Lynks Property Management
Открытие

В ТЦ «Фили Град» будут «Дети и радости»

Детский клуб площадью 80 кв. м разместился на первом этаже торгового центра.
17.10
Источник: Пресс-служба «Железно»
Игроки рынка

«Железно» построит для регионов

Федеральный девелопер «Железно», чья штаб-квартира размещается в Кирове, планирует увеличить портфель КРТ проектов до 1 000 000 кв. м в 2024 г.
18.10
Источник: Aspace
Сделка

МТС Ads стала якорным арендатором Aspace Никольская

Компания заняла 622 рабочих места во флагманском пространстве Aspace, таким образом обеспечив практически 100%-ю заполняемость проекта. Консультантом сделки выступила компания Ricci.
17.10
Источник: cre.ru
Аукцион

«ТРАСТ» продает права требования

Банк «ТРАСТ» выставил на торги права (требования) к владельцам коммерческой недвижимости в Москве.
 
17.10

подпишись НА эксклюзивные новости cre