Рынок УК в сфере торговой недвижимости Петербурга

По данным УК «Мультимекс», обеспеченность жителей Северной столицы торговыми площадями в 2018 г. достигла показателя 700-715 кв. м на 1000 человек. Общий объем торговой недвижимости в Петербурге превышает 3,5 млн кв. м, что является отличным рынком для компаний, которые занимаются управлением коммерческой недвижимостью.
6757
Рынок управления торговой недвижимостью делят сегодня, по оценкам УК «Мультимекс», порядка 100-120 заметных на рынке компаний.
 
Сегодня на долю примерно 120 крупных компаний на рынке управления торговой и коммерческой недвижимостью приходится порядка 55% всего рынка. Оставшиеся 45% делят между собой небольшие, часто аффилированные с объектом и возникшие вместе с ним управляющие компании. Рынок управления коммерческой недвижимостью (как офисной, так и торговой) Петербурга оценивается примерно в 8,5 млрд руб. в год. «Основной передел рынка управления торговой и коммерческой недвижимостью пришелся на оба кризиса. В 2009 и в 2014 гг. большинство собственников крупных объектов обратились в профессиональные УК в надежде сэкономить. Получилось так, что большинство качественных торговых площадей оказались в управлении нескольких крупных компаний. Впрочем, 2017-2018 гг. показывают, что объем ввода торговой недвижимости в год совсем небольшой, рынок ТРК Петербурга близок к насыщению, и рынок управления торговой недвижимостью растет всего лишь на 2-3% в год», - считает Андрей Пригульный, руководитель УК «Мультимекс».

Стоимость услуг управляющей компании будет зависеть от их объема и состава. Так, профессиональная управляющая компания может оказывать услуги эксплуатации объекта, включая ремонт, клининг и т.п., услуги брокериджа (заполнение объекта арендаторами), юридические, коналтинговые, маркетинговые услуги по привлечению посетителей в ТК или ТРК, услуги по реконцепции и проч. Затраты на эксплуатацию объекта ТРК в Петербурге составляют 10-16% от валового дохода, расходы на услуги управляющей компании – 5-10% от дохода, коммунальные затраты составят порядка 6-8%.
 
«Сегодня рынок управления недвижимостью укрупняется. Владельцы торговых центров понимают, что управление объектом – это не только охрана, клининг и своевременный сбор денег с арендаторов. Это еще и маркетинговые исследования, проведение мероприятий для привлечения потока покупателей, и лучше все это отдать одной компании. Более того, часто в крупных ТРК несколько собственников, и передача управления комплексом на аутсорсинг – единственный безконфликтный путь. Легче выбрать один раз УК, чем 10 раз вести переговоры по поводу брокериджа, клининга, маркетинга и так далее», - говорит Андрей Пригульный.

Впрочем, в определенный момент, когда и денежные, и покупательские потоки в ТРК налажены, собственники зачастую хотят взять управление объектом снова в свои руки. Но получается не у всех.



Собственникам некуда бежать, но их спасет франшиза
 
«Психология владельцев объектов коммерческой недвижимости такова, что в определенный момент, когда дела идут хорошо, они думают, что могут сэкономить на управлении объектом без сторонней УК. Тогда они начинают либо организовывать собственную небольшую компанию, либо набирать услуги отдельно на аутсорсинге. В итоге экономия перерастает в затраты. Как правило, итоговая сумма затрат на 20-30% выше, чем при работе с профессиональной УК», - считает Пригульный.

Говоря о перспективах управления торговыми комплексами, аналитики УК «Мультимекс» прогнозируют, что будут успешны те управляющие компании, которые либо смогут предложить рынку уникальные форматы и концепции, либо будут предоставлять услуги по типу франшизы, разъясняя владельцам торговых комплексов, как правильно и эффективно управлять имеющимися площадями и осуществляя иногда что-то вроде авторского надзора в этой сфере.
 
«Такая услуга может быть очень востребована в регионах России, где пока что есть дефицит и качественных торговых площадей, и управляющих», - резюмирует Андрей Пригульный.


Материалы по теме

Точка зрения

Как управлять объектами с множеством собственников?

Мария Онучина, управляющий директор PM УК NAI Becar
 
22.05
Точка зрения

Внешнее управление: отдавать или нет?..

Мария Онучина, управляющий директор PM УК NAI Becar

05.12
Точка зрения

Из интровертов в экстраверты, или Все об эволюции управляющих

Сегодня можно наблюдать тенденцию выхода старожилов инхаус-управления на внешний рынок. С чем связано подобное положение дел? Есть ли риски для клиента, решившего попробовать услуги компании, только-только вступившей «в рыночные отношения»? Об этом рассуждает Сергей Грибов, руководитель департамента управления и эксплуатации  RealJet. 

27.11

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12
Источник: Пресс-служба Pridex
Назначения

Двойное усиление: Pridex Spaces укрепляет команду

Компания объявляет сразу о двух ключевых назначениях.
 
19.12
Источник: Panelao
Игроки рынка

Apleona меняет имя на Panelao

Ребрендинг связан с переходом под управление нового собственника "Делавар Инвестмент Компани". 
16.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre