Автоматизированные склады – будущее уже наступило

Автоматизация работы склада – это сравнительно новое явление, получившее распространение сначала на объектах фармацевтических компаний, а потом и в ретейле, с развитием сегмента e-commerce.
Общественность не всегда положительно относится к этой тенденции, видя в ней грядущие проблемы безработицы, особенно для низкоквалифицированных кадров. Однако часто автоматизация является необходимой мерой для повышения эффективности и возможности расширения бизнеса. Аналитики Skladium (компания ILM) рассмотрели наиболее распространенные технологии, которые применяются для оптимизации рабочих процессов.

Фармацевтические компании начали внедрять автоматизацию складов с начала 2000-х гг.  Решения в этой области позволяют более эффективно использовать складские площади, а также избежать большого количества ошибок, связанных с человеческим фактором. При этом управление и контроль над роботом осуществляется все равно человеком, а машина выполняет работы, связанные с тяжелым физическим трудом. Так, в зоне приемки-хранения распространенными являются решения с применением шаттловой системы и системы с кранами-штабелерами. Эти системы позволяют использовать высоту склада 12 и более м, что стандартно для класса А, и при этом увеличить скорость обработки. Шаттлы – это платформы для перемещения коробок или паллет, передвигающиеся по стеллажной системе со специальными направляющими. Краны-штабелеры бывают двух видов – мостовые и стеллажные. Мостовой кран-штабелер имеет подвесные или опорные пути, по которым передвигается мост, а уже по мосту, в свою очередь, ходит колонна с поворотной платформой, которая и осуществляет манипуляции с грузом. Стеллажный кран-штабелер имеет рельсу, расположенную между двумя стеллажами. По этой рельсе передвигается поворотная колонна с платформой. Таким образом, если в задачи мостового крана входит перемещение по всему складу, то стеллажный предназначен для раскладки товара в одной секции.

Основными преимуществами шаттлов являются сравнительно доступная цена и меньшие габариты, в то время как краны-штабелеры могут обеспечивать большую грузоподъемность – до 12 тонн - против 1,5 тонн в среднем для шаттла. Кроме того, краны-штабелеры считаются более удачным решением для складов с высотой потолков свыше 20 м.

Другая часть работы склада – это область комплектации. Здесь часто используются карусельные и лифтовые системы. Карусельные системы представляют собой стеллажи с лотками, перемещающимися в горизонтальной или вертикальной плоскости. Выбор той или иной системы зависит от возможностей помещения. Так, для склада с низкими потолками (до 4 м) более эффективным будет использование горизонтальной системы, а вертикальная чаще используется и лучше подходит для помещений с высотой потолков до 8 м. Свыше 8 м предпочтительнее выглядят лифтовые системы.

Как следует из названия, карусельные системы основаны на принципе перемещающихся в горизонтальной или вертикальной плоскости лотков с товарами. В лифтовых системах осуществляется отдельное перемещение каждой полки вместе с находящимся на ней товаром. Движутся полки по специальной платформе до окон выдачи. Возможности данной системы могут быть очень широки, конструкции выстраиваются иногда до 30 м в высоту, а чем больше окон выдачи в системе, тем большей скорости операций можно достичь.

Классикой автоматизации комплектования заказа для конечного потребителя уже стала конвейерная система, принцип работы которой мало чем отличается от привычных конвейеров на производственных предприятиях. Однако, с развитием и расширением бизнеса e-commerce, с 2010-х гг. ведущие европейские и американские ретейлеры начали реализовывать новые роботизированные модели работы.

Наиболее известный пример – использование роботов-транспортеров компании KIVA в распределительных центрах Amazon. Ретейлер наращивает флот роботов с 2014 г., их работа заключается в доставке нужных полок до сотрудника, задействованного на комплектации заказа. Для внедрения таких машин требуется четкое отражение всех товаров и процессов в WMS-системе, а также специальная разметка, позволяющая машине ориентироваться. При этом возникающие на пути препятствия роботы распознавать и огибать уже умеют. Ретейлер утверждает, что использование роботов позволило на 50% увеличить вместимость склада. Перемещаются машины со скоростью 1 м/с, а поднимать могут до 340 кг. Общее количество машин в распределительных центрах Amazon на конец 2017 г. составляло более 45 000 единиц.

Сейчас это решение уже не является уникальным, а предложение роботов с аналогичными функциями неуклонно расширяется. Среди представленных на рынке моделей есть как зарубежные, так и отечественные машины, с максимальной грузоподъемностью до 1,5 т и скоростью до 2 м/с.

Другое интересное решение в 2016 г. представил британский ретейлер Ocado. Автоматизированный склад также предназначен для комплектации заказов интернет-магазина. Площадь помещения покрывает металлическая сетка, по которой со скоростью 4 м/с передвигаются роботы (около 1000 машин). В ячейках сетки расположены лотки с товарами (более 250 тыс. наименований). По данным Ocado, производительность склада позволяет комплектовать около 65 000 заказов в неделю, а на подбор одного заказа из 50 позиций у роботов уходит менее 5 минут.



В России также постепенно идет внедрение систем автоматизации. В большинстве случаев речь идет о внедрении систем учета товара, а также конвейерных систем в области комплектации. Такая систем введена, например, на складе Yves Rocher в управлении ID Logistics. X5 Retail Group внедрила информационную систему JDA для интернет-магазина Perekrestok.ru, конвейерная система введена на складе OZON.



Эксперты очень позитивно оценивают будущее автоматизации и роботизации складских процессов, однако сейчас новые системы внедряют большей частью компании, занятые в сферах e-commerce и фармацевтики. Другие пользователи складов не нуждаются в современных решениях так остро в связи с более простой обработкой товара, однако присматриваются к таким возможностям уже многие компании.

Существующий опыт показывает, что внедрением автоматизации занимаются компании, демонстрирующие стабильный рост, и оттого ищущие новых путей расширения объемов и оптимизации процессов. Соответственно, переход на новый формат обработки товара и работы с информационными потоками не приводит к сокращению рабочих мест за счет естественного роста таких компаний. Преимуществами же автоматизации становятся сокращение объемов тяжелого физического труда для персонала и сокращение числа ошибок при учете и комплектации для управляющего складом. Часто отрицательной стороной вопроса называют высокую стоимость новых систем, однако любая технология со временем становится более доступной и более надежной.  
 
Поделиться
Статьи по теме

Складской рынок - в ожидании крупных сделок

Во второй половине 2018 г. российский складской рынок ожидает ряд крупных сделок, уверены эксперты ГК А Plus Development. Положительный прогноз обусловлен стабильным ростом спроса на масштабные проекты со стороны крупных федеральных сетей и представителей интернет-торговли.

Складской сегмент вырос более чем в 2,5 раза

По итогам I полугодия 2018 г. общий объем инвестиционных сделок на российском рынке недвижимости снизился на 29% по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. и составил 1,21 млрд дол., говорится в исследовании компании Knight Frank.

Складской рынок Москвы оживляется

Только 16% заявленного на 2018 год объема складов было введено в 1-м полугодии, однако до конца года рынок Московского региона увеличится еще на 1,1 млн кв. м.
Популярное

Как поднять посещаемость торгового центра? Часть 1

13.11.2018, KnowHow

Управляющий партнер Zirer & Co Андрей Цирер - о тех причинах падения трафика ТЦ, которые можно исправить, и о том, как сделать объект более привлекательным в глазах потребителя.

Какие торговые центры любят покупатели?

Компания «МАГАЗИН МАГАЗИНОВ» совместно с агентством INSIGHT MR провели исследование, посвященное ретейлу и потребительскому поведению. Основной задачей проекта было изучить факторы, которые влияют на выбор потребителями различных розничных форматов торговой недвижимости, а также выяснить, насколько разные торговые центры отвечают запросам респондентов.

Коворкинги и гибкие рабочие решения: итоги III квартала 2018 г.

Эксперты Colliers International рассказали, каким стал III квартал для московского рынка коворкингов.
 
Подписка на рассылки Impress Media

Введите, пожалуйста, свой e-mail
Email *
Ваше имя
В 5 раз больше просмотров
Размещение в Топ-3 раздела
В 2 раза больше информации
В чем отличие премиум-карточки?
Без премиум размещения о Вашей карточке будет доступна базовая информация. Премиум-размещение позволит рассказать о Вас больше и связаться с вами
Базовые Премиум
ФИО
Компания
Должность
Название
Город
Вид деятельности
Название
Город
Тип объекта
E-mail
Телефон
Сайт
Характеристики
О себе 250 символов 500 символов
Описание 250 символов 500 символов
Описание 250 символов 500 символов
Для оформления премиум размещения отправьте заявку на
salecre@impressmedia.ru
Другие проекты издательского дома
© 1998—2018  Impress Media