Юридическая фирма Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP предлагает вашему вниманию сообщение о законодательных изменениях августа 2018 г., которое посвящено регулированию самовольных построек в соответствии с Федеральными законами от 3 августа 2018 г. № 339-ФЗ и 340-ФЗ. Среди наиболее существенных изменений можно выделить следующие:
1) Закон уточнил понятие самовольной постройки. Так, нарушенное разрешенное использование земельного участка, нарушенное требование о получении согласований, разрешений и (или) градостроительные и строительные нормы и правила должны быть установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являться действующими на дату выявления самовольной постройки. Указано также, что не являются самовольными постройками объекты, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
2) Статья 222 Гражданского кодекса РФ позволяет в настоящее время принимать не только традиционное решение о сносе самовольной постройки, но и решение о ее приведении в соответствие с установленными требованиями (это параметры, установленные правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки). Иными словами, лицо, которое осуществило самовольную постройку, имеет теперь возможность при определенных обстоятельствах, например, реконструировать ее.
3) Закон теперь гораздо более детально регулирует действия органов власти при выявлении признаков самовольных построек. В частности, орган власти, обнаруживший при осуществлении государственного надзора или контроля (например, в ходе государственного строительного надзора, государственного земельного надзора, муниципального земельного контроля) признаки самовольных построек, обязан уведомить об этом орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. В свою очередь этот орган местного самоуправления обязан в течение 20-ти дней совершить одно из предписанных действий:
(а) принять решение о сносе самовольной постройки, либо решение о ее приведении в соответствие с установленными требованиями;
(б) обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями;
(в) не согласиться с наличием признаков самовольной постройки.
4) Существенно расширен перечень действий в отношении самовольных построек в административном порядке. Например, при определенных условиях органы местного самоуправления вправе принимать решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, если самовольная постройка возведена на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы либо отсутствует разрешение на строительство.
5) Законодательные изменения позволяют теперь органам власти, по сути, вводить в оборот земельные участки с возведенными на них самовольными постройками: в частности, такие участки могут быть выставлены на торги, и победитель аукциона будет обязан осуществить снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями. Его интерес в совершении таких действий, очевидно, будет заключаться в последующем строительстве на этом земельном участке собственных объектов.
Подводя итог, отметим, что законодательные изменения, с одной стороны, по многим аспектам зафиксировали наработанные за несколько лет позиции судов, с другой стороны, существенно расширили полномочия властей по внесудебным действиям в отношении самовольных построек.
1) Закон уточнил понятие самовольной постройки. Так, нарушенное разрешенное использование земельного участка, нарушенное требование о получении согласований, разрешений и (или) градостроительные и строительные нормы и правила должны быть установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являться действующими на дату выявления самовольной постройки. Указано также, что не являются самовольными постройками объекты, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
2) Статья 222 Гражданского кодекса РФ позволяет в настоящее время принимать не только традиционное решение о сносе самовольной постройки, но и решение о ее приведении в соответствие с установленными требованиями (это параметры, установленные правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки). Иными словами, лицо, которое осуществило самовольную постройку, имеет теперь возможность при определенных обстоятельствах, например, реконструировать ее.
3) Закон теперь гораздо более детально регулирует действия органов власти при выявлении признаков самовольных построек. В частности, орган власти, обнаруживший при осуществлении государственного надзора или контроля (например, в ходе государственного строительного надзора, государственного земельного надзора, муниципального земельного контроля) признаки самовольных построек, обязан уведомить об этом орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. В свою очередь этот орган местного самоуправления обязан в течение 20-ти дней совершить одно из предписанных действий:
(а) принять решение о сносе самовольной постройки, либо решение о ее приведении в соответствие с установленными требованиями;
(б) обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями;
(в) не согласиться с наличием признаков самовольной постройки.
4) Существенно расширен перечень действий в отношении самовольных построек в административном порядке. Например, при определенных условиях органы местного самоуправления вправе принимать решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, если самовольная постройка возведена на земельном участке, в отношении которого отсутствуют правоустанавливающие документы либо отсутствует разрешение на строительство.
5) Законодательные изменения позволяют теперь органам власти, по сути, вводить в оборот земельные участки с возведенными на них самовольными постройками: в частности, такие участки могут быть выставлены на торги, и победитель аукциона будет обязан осуществить снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями. Его интерес в совершении таких действий, очевидно, будет заключаться в последующем строительстве на этом земельном участке собственных объектов.
Подводя итог, отметим, что законодательные изменения, с одной стороны, по многим аспектам зафиксировали наработанные за несколько лет позиции судов, с другой стороны, существенно расширили полномочия властей по внесудебным действиям в отношении самовольных построек.