Офис в стиле «лайф»

Евгения Лучицкая, официальный представитель компании A-Store Estates, девелопера делового квартала Neopolis

4066

Технологии развиваются со стремительной скоростью, меняя все вокруг. Если еще 15 лет назад мы пользовались факсом и кнопочным телефоном, то сегодня с развитием скоростного интернета, смартфона и социальных сетей имеем доступ к единому информационному пространству из любой точки мира. Вслед за тем, как современные технологии меняют нашу жизнь, меняется и офисное пространство. Офис все меньше похож на привычное место работы: кабинет, стол, стул, компьютер. И все больше — на гибкое многофункциональное пространство для работы, отдыха и коммуникаций.
 

Сменить обстановку
 

Глобальное развитие интернета и цифровых технологий изменили отношение к работе у целого поколения. Так, «миллениалы», составляющие костяк креативного и инновационного бизнеса, выдвигают совсем другие требования, чем предыдущее поколение Х. На первое место «игреки» ставят не столько материальные блага, сколько возможность личностного роста и занятие интересной работой, баланс между личной жизнью и работой, интеллектуальное развитие, путешествия и здоровый образ жизни. Многие передовые компании понимают это и стараются следовать духу времени — создавать как можно более дружественную, творческую и демократичную рабочую атмосферу, подстраивая под нее офисное пространство.

Офисы перестают быть скучными и однотипными — и становятся более гибкими, свободными и творческими. На смену фиксированному месту работы приходит большое разнообразие общественных пространств, предназначенных для самых разных занятий: работы, отдыха, общения, образования и активной жизни. Офисы наполняются площадками для творческого развития, event-пространствами, спортивными зонами, стрит-фудами и зелеными насаждениями. Разнообразие общественных зон дает возможность быстро менять обстановку, переключаться с одной задачи на другую, устанавливать горизонтальные связи и коммуницировать с большим количеством коллег. А следовательно — повышать эффективность работы.
 

Пионерами lifestyle-офисов стали IT-гиганты. Резиденты Кремниевой долины первыми поняли, что чем меньше офис похож на привычное рабочее место, тем охотнее и разнообразнее их сотрудники проводят время на работе — а следовательно, тем выше их креативность и продуктивность. Так, новый офис Facebook в Калифорнии представляет собой «город в городе», из которого не хочется выходить 24 часа в сутки. Улицы «города» заполнены кафе и ресторанами, ремесленными мастерскими и музыкальными студиями, спортзалами и игровыми комнатами, где сотрудники могут проводить все свое свободное время. Внутри здания пространство украшено граффити и арт-объектами. А на крыше центрального корпуса разбит большой ландшафтный парк, где в тени деревьев можно проводить совместные пикники, общаться и работать. В штаб-квартире компании Google в Маунтин-вью, также построенной по принципу микрогорода, гамаки и качели заменяют привычные рабочие места, вместо традиционных лестниц — детские горки, свободное время можно провести в открытом бассейне, а на работу прийти со своим домашним питомцем.

Граффити на стенах и йога на крыше
 

Концепция lifestyle-офисов постепенно проникает и в российские проекты. Интересные общественные пространства создаются не только в городе, но и в бизнес комплексах, привлекая внимание как со стороны арендаторов, так и жителей города. Один из интересных примеров — внутренний двор бизнес-центра «Романов двор III», созданный по принципу открытой общественно-досуговой зоны. Пространство двора включает площадку для проведения мероприятий, гастрономическую улицу с кафе и ресторанами и прогулочную зону, призванную стать новым центром притяжения горожан.

Все большее внимание сегодня девелоперы уделяют зеленым и рекреационным зонам. Для этого в ход идут все возможные площади. На эксплуатируемых крышах девелоперы устраивают площадки для спорта и йоги. На территории, если она позволяет, разбивают сады и фонтаны. Внутри офисов создают зеленые уголки и перегородки из растений.
 

Разнообразие в офисную среду привносят малые формы, арт-объекты и граффити, которые раньше можно было встретить только в творческих кластерах. Своим присутствием они создают творческую атмосферу, повышают уровень креативности сотрудников и формируют запоминающийся облик офиса. Так, например, практически все стены в новом бизнес-центре с говорящим названием Graffiti в Санкт-Петербурге отображают всю историю развития искусства граффити — от наскальных изображений до 3D графики.

Еще одним нововведением является разнообразие зон общепита. Если еще недавно в бизнес-центре достаточным было создать столовую или кафе, то сегодня девелоперы стараются привнести в свои бизнес-центры кулинарные новшества. Так, в деловом квартале «Красная роза» первые этажи бизнес-центров занимают десятки кафе, баров и ресторанов, а недавно на территории открылся Eat Market с возможностью заказать еду из разных кафе и расплатиться по единому чеку. По мысли создателей проекта, такие инфраструктурные объекты являются дополнительными центрами притяжения среди резидентов и гостей квартала и создают все условия для комфортной работы и отдыха. 
 

Под влиянием транспортной системы, стимулирующей отказ от личного автомобиля, сотрудники офисов все больше предпочитают личный автомобиль каршерингу. По данным экспертов JPMorgan, спрос на краткосрочную аренду автомобилей в Москве за последний год увеличился в два раза. Что в свою очередь подстегивает девелоперов создавать в своих бизнес-центрах парковки для каршеринга.
 

Увеличивается спрос на гибкие пространства, которые можно менять в зависимости от задач и проектов компании. К наиболее популярному формату гибких офисов относятся коворкинги. По прогнозам компании CBRE, к 2020 г. в России только семь сотрудников из десяти будут работать в офисе, остальные — удаленно или на фриланс, многие из которых предпочтут работать в коворкингах. Не случайно почти четверть коворкингов сегодня находится в бизнес-центрах. А заполняемость такого формата находится на уровне 75%. Кроме того, коворкинги положительно влияют на развитие самих офисов: их резиденты пользуются инфраструктурой бизнес-центра.
 

Цена или ценность?
 

Девелоперы вынуждены реагировать на новые запросы арендаторов и по-новому учиться реализовывать квадратные метры, делая ставку на общественные пространства и развитую инфраструктуру. Наилучшего эффекта достигают проекты, рожденные в процессе коллаборации собственника объекта и будущих резидентов. Для максимальной гибкости девелоперу необходимо заложить все технические решения на стадии проектирования объекта, а потом видоизменять их в зависимости от текущих потребностей клиента, меняющихся так же быстро, как рынок офисов. Во многом в этом и заключается концепция lifestyle-офисов — откликаться на все нужды арендатора. Для одних — делать площадки для совместных зарядок на крыше, для других — вечерние кафе, а для третьих — студии восточных единоборств.
 

По данным компании Cushman & Wakefield, затраты на общественные пространства относительно общих объемов вложений в Европе составляют в среднем 5-10% от общих расходов на строительство, когда как в Москве не превышают 2-3%. При этом конвертация вложений на их организацию напрямую зависит от местоположения объекта. Так, если деловой центр находится внутри Садового кольца, развитая инфраструктура может приносить вполне ощутимую прибыль. Например, в бизнес-центрах, расположенных вблизи транспортных и пешеходных потоков, — таких как «Москва-Сити» или «Белая площадь» — востребованные площади под инфраструктуру сами становятся центрами притяжения не только для офисных сотрудников, но и для горожан, принося собственникам стабильный доход.

Совсем другая история у бизнес-центров, расположенных от ТТК до МКАД. В условиях удаленности от центра собственники таких форматов создают уникальную насыщенную инфраструктуру, направленную на максимально комфортное пребывание сотрудников офисов. При этом благодаря наличию своей собственной территории бизнес-парки могут реализовать на ней самые амбициозные и новаторские идеи, которые подчас невозможны в плотной застройке центра города: разбивать сады и парки, прокладывать велодорожки, делать спортивные клубы с бассейнами, вместительные паркинги и площадки для каршеринга. сезона: летом — йога, зимой — каток. В кафе и ресторанах с открытыми верандами можно проводить творческие, культурные и бизнес-мероприятия. А сквозь видовое окно бассейна фитнес-центра открывается панорамный вид на окружающую природу. Используя свои территориальные ресурсы, бизнес-парки реализуют самые прогрессивные идеи по созданию интересной насыщенной среды.
 

Наличие разнообразных сервисов и общественных пространств напрямую влияет на скорость заполнения бизнес-парков — в среднем в полтора раза, и увеличивают ставки аренды на 10-15%. В итоге собственник получает совокупный доход от наличия инфраструктуры, а арендаторы, довольные проектом, обеспечивают максимальную заполняемость проекта и высокий уровень ставок даже в самые переменчивые времена. А это сегодня дорогого стоит.



иГРОКИ РЫНКА

A-Store Estates

Лучицкая Евгения

Девелопмент

A-Store Estates

Материалы по теме

Экспертный анализ

Офисная среда становится все более сервисной

Привычного набора инфраструктуры – кафе, ресторанов и химчисток - уже недостаточно для офисного центра, чтобы быть успешным в текущих условиях. Эксперты обсудили текущие и будущие тренды в рамках Рождественского саммита в Москве.
14.12
Экспертный анализ

Как выглядят офисы нового поколения?

За последние сто лет офисы совершили настоящую эволюцию. В начале ХХ в. традиционная кабинетная система сменилась шумными open-space. На смену им пришли офисные модули «кубиклы», формирующие бесконечные лабиринты ячеек. С развитием технологий современные офисы серьезно преобразились.
03.12
Экспертный анализ

Новым БЦ Москвы будет сложно найти арендаторов

Рост предложения на рынке офисной недвижимости Москвы в будущем как следствие реализации новых проектов может в ближайшие пять лет обернуться новым ростом вакантности помещений, полагает руководитель управления экономического и социального развития ГК «А101» Марина Гордеева.
22.11

журнал CRE 20 (398)

ноябрь 2
 CRE №20 (398) ноябрь 2 Номер выпущен при поддержке  Raven Russia www.rrpa.ru CBRE www.cbre.ru В НОМЕРЕ: Тема номера ВРЕМЕНА КОДА   Опрос ПРОДУКТ НЕПРОТИВЛЕНИЯ СТОРОН   Тренды ТЦ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ   Классификация ОФИСЫ ЛИШАТСЯ БУКВЫ «С»   Тенденции ЗДРАВСТВУЙТЕ   Ре ПОЛУОСТРОВ ГРИНВИЧ, ЛОНДОН, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ  ...

Популярное

Игроки рынка

Выручка Colliers за три месяца составила миллиард долларов

Компания опубликовала финансовые результаты за III квартал 2021 г.

26.11
Открытие

В Нижнем Новгороде открыли ТРЦ OCEANIS Mall

Общая площадь торгового центра составляет более 60 тыс. кв. м, арендопригодная – 35 тыс. кв. м.
25.11
Аукцион

Банк «Открытие» продает особняк у Садового кольца

Площадь здания, расположенного в пешей доступности от станции метро «Сухаревская» составляет 2785 кв. м.

26.11
Назначения

Анастасия Корневич поможет Accent Capital со складами

Она назначена на должность директора департамента логистической недвижимости инвестиционной компании.
25.11
Проект

ВТБ даст денег на люксовый аутлет Hines

Банк выделит 100 млн евро на строительство аутлета Архангельское сроком на 5 лет.
26.11
Сделка

Ozon арендовал 15000 кв. м складов

Консультантом выступила компания Herzen.
24.11
Переговоры

Ozon может занять Grand Tower

Общая площадь строящейся башни составит около 400 тыс. кв. м, арендопригодная – 232 тыс. кв. м.
24.11

подпишись НА эксклюзивные новости cre