Технологии развиваются со стремительной скоростью, меняя все вокруг. Если еще 15 лет назад мы пользовались факсом и кнопочным телефоном, то сегодня с развитием скоростного интернета, смартфона и социальных сетей имеем доступ к единому информационному пространству из любой точки мира. Вслед за тем, как современные технологии меняют нашу жизнь, меняется и офисное пространство. Офис все меньше похож на привычное место работы: кабинет, стол, стул, компьютер. И все больше — на гибкое многофункциональное пространство для работы, отдыха и коммуникаций.
Сменить обстановку
Глобальное развитие интернета и цифровых технологий изменили отношение к работе у целого поколения. Так, «миллениалы», составляющие костяк креативного и инновационного бизнеса, выдвигают совсем другие требования, чем предыдущее поколение Х. На первое место «игреки» ставят не столько материальные блага, сколько возможность личностного роста и занятие интересной работой, баланс между личной жизнью и работой, интеллектуальное развитие, путешествия и здоровый образ жизни. Многие передовые компании понимают это и стараются следовать духу времени — создавать как можно более дружественную, творческую и демократичную рабочую атмосферу, подстраивая под нее офисное пространство.
Офисы перестают быть скучными и однотипными — и становятся более гибкими, свободными и творческими. На смену фиксированному месту работы приходит большое разнообразие общественных пространств, предназначенных для самых разных занятий: работы, отдыха, общения, образования и активной жизни. Офисы наполняются площадками для творческого развития, event-пространствами, спортивными зонами, стрит-фудами и зелеными насаждениями. Разнообразие общественных зон дает возможность быстро менять обстановку, переключаться с одной задачи на другую, устанавливать горизонтальные связи и коммуницировать с большим количеством коллег. А следовательно — повышать эффективность работы.
Пионерами lifestyle-офисов стали IT-гиганты. Резиденты Кремниевой долины первыми поняли, что чем меньше офис похож на привычное рабочее место, тем охотнее и разнообразнее их сотрудники проводят время на работе — а следовательно, тем выше их креативность и продуктивность. Так, новый офис Facebook в Калифорнии представляет собой «город в городе», из которого не хочется выходить 24 часа в сутки. Улицы «города» заполнены кафе и ресторанами, ремесленными мастерскими и музыкальными студиями, спортзалами и игровыми комнатами, где сотрудники могут проводить все свое свободное время. Внутри здания пространство украшено граффити и арт-объектами. А на крыше центрального корпуса разбит большой ландшафтный парк, где в тени деревьев можно проводить совместные пикники, общаться и работать. В штаб-квартире компании Google в Маунтин-вью, также построенной по принципу микрогорода, гамаки и качели заменяют привычные рабочие места, вместо традиционных лестниц — детские горки, свободное время можно провести в открытом бассейне, а на работу прийти со своим домашним питомцем.
Граффити на стенах и йога на крыше
Концепция lifestyle-офисов постепенно проникает и в российские проекты. Интересные общественные пространства создаются не только в городе, но и в бизнес комплексах, привлекая внимание как со стороны арендаторов, так и жителей города. Один из интересных примеров — внутренний двор бизнес-центра «Романов двор III», созданный по принципу открытой общественно-досуговой зоны. Пространство двора включает площадку для проведения мероприятий, гастрономическую улицу с кафе и ресторанами и прогулочную зону, призванную стать новым центром притяжения горожан.
Все большее внимание сегодня девелоперы уделяют зеленым и рекреационным зонам. Для этого в ход идут все возможные площади. На эксплуатируемых крышах девелоперы устраивают площадки для спорта и йоги. На территории, если она позволяет, разбивают сады и фонтаны. Внутри офисов создают зеленые уголки и перегородки из растений.
Разнообразие в офисную среду привносят малые формы, арт-объекты и граффити, которые раньше можно было встретить только в творческих кластерах. Своим присутствием они создают творческую атмосферу, повышают уровень креативности сотрудников и формируют запоминающийся облик офиса. Так, например, практически все стены в новом бизнес-центре с говорящим названием Graffiti в Санкт-Петербурге отображают всю историю развития искусства граффити — от наскальных изображений до 3D графики.
Еще одним нововведением является разнообразие зон общепита. Если еще недавно в бизнес-центре достаточным было создать столовую или кафе, то сегодня девелоперы стараются привнести в свои бизнес-центры кулинарные новшества. Так, в деловом квартале «Красная роза» первые этажи бизнес-центров занимают десятки кафе, баров и ресторанов, а недавно на территории открылся Eat Market с возможностью заказать еду из разных кафе и расплатиться по единому чеку. По мысли создателей проекта, такие инфраструктурные объекты являются дополнительными центрами притяжения среди резидентов и гостей квартала и создают все условия для комфортной работы и отдыха.
Под влиянием транспортной системы, стимулирующей отказ от личного автомобиля, сотрудники офисов все больше предпочитают личный автомобиль каршерингу. По данным экспертов JPMorgan, спрос на краткосрочную аренду автомобилей в Москве за последний год увеличился в два раза. Что в свою очередь подстегивает девелоперов создавать в своих бизнес-центрах парковки для каршеринга.
Увеличивается спрос на гибкие пространства, которые можно менять в зависимости от задач и проектов компании. К наиболее популярному формату гибких офисов относятся коворкинги. По прогнозам компании CBRE, к 2020 г. в России только семь сотрудников из десяти будут работать в офисе, остальные — удаленно или на фриланс, многие из которых предпочтут работать в коворкингах. Не случайно почти четверть коворкингов сегодня находится в бизнес-центрах. А заполняемость такого формата находится на уровне 75%. Кроме того, коворкинги положительно влияют на развитие самих офисов: их резиденты пользуются инфраструктурой бизнес-центра.
Цена или ценность?
Девелоперы вынуждены реагировать на новые запросы арендаторов и по-новому учиться реализовывать квадратные метры, делая ставку на общественные пространства и развитую инфраструктуру. Наилучшего эффекта достигают проекты, рожденные в процессе коллаборации собственника объекта и будущих резидентов. Для максимальной гибкости девелоперу необходимо заложить все технические решения на стадии проектирования объекта, а потом видоизменять их в зависимости от текущих потребностей клиента, меняющихся так же быстро, как рынок офисов. Во многом в этом и заключается концепция lifestyle-офисов — откликаться на все нужды арендатора. Для одних — делать площадки для совместных зарядок на крыше, для других — вечерние кафе, а для третьих — студии восточных единоборств.
По данным компании Cushman & Wakefield, затраты на общественные пространства относительно общих объемов вложений в Европе составляют в среднем 5-10% от общих расходов на строительство, когда как в Москве не превышают 2-3%. При этом конвертация вложений на их организацию напрямую зависит от местоположения объекта. Так, если деловой центр находится внутри Садового кольца, развитая инфраструктура может приносить вполне ощутимую прибыль. Например, в бизнес-центрах, расположенных вблизи транспортных и пешеходных потоков, — таких как «Москва-Сити» или «Белая площадь» — востребованные площади под инфраструктуру сами становятся центрами притяжения не только для офисных сотрудников, но и для горожан, принося собственникам стабильный доход.
Совсем другая история у бизнес-центров, расположенных от ТТК до МКАД. В условиях удаленности от центра собственники таких форматов создают уникальную насыщенную инфраструктуру, направленную на максимально комфортное пребывание сотрудников офисов. При этом благодаря наличию своей собственной территории бизнес-парки могут реализовать на ней самые амбициозные и новаторские идеи, которые подчас невозможны в плотной застройке центра города: разбивать сады и парки, прокладывать велодорожки, делать спортивные клубы с бассейнами, вместительные паркинги и площадки для каршеринга. сезона: летом — йога, зимой — каток. В кафе и ресторанах с открытыми верандами можно проводить творческие, культурные и бизнес-мероприятия. А сквозь видовое окно бассейна фитнес-центра открывается панорамный вид на окружающую природу. Используя свои территориальные ресурсы, бизнес-парки реализуют самые прогрессивные идеи по созданию интересной насыщенной среды.
Наличие разнообразных сервисов и общественных пространств напрямую влияет на скорость заполнения бизнес-парков — в среднем в полтора раза, и увеличивают ставки аренды на 10-15%. В итоге собственник получает совокупный доход от наличия инфраструктуры, а арендаторы, довольные проектом, обеспечивают максимальную заполняемость проекта и высокий уровень ставок даже в самые переменчивые времена. А это сегодня дорогого стоит.