Насколько подорожает аренда офисов?

Уровень вакантных офисных площадей снижается на фоне растущего спроса, а новое предложение все еще демонстрирует рекордно низкие значения — и третий год подряд оказывается ниже показателей чистого поглощения. В этих условиях естественным представляется плавный рост арендных ставок, который мы сможем наблюдать в некоторых районах уже по итогам текущего года — в первую очередь, в бизнес-центрах класса А.

4624

Интерес покупателей и арендаторов к новым офисам в Московском регионе растет, причем наиболее динамично развиваются зоны за пределами ТТК и МКАД. Об этом свидетельствуют данные, предоставленные аналитиками CBRE. Если за три квартала 2017 г. доля новых сделок с офисными помещениями в зоне ТТК — МКАД составляла 38% от общего объема, то в этом году за аналогичный период она выросла до 41%. Доля сделок с офисами за МКАД за этот период выросла на треть: в прошлом году она составляла 6% от общего объема, а в 2018 г. равняется уже 9%.
 

Как подсчитали в CBRE, за 11 месяцев 2018 г. в качественных бизнес-центрах за пределами МКАД было арендовано и приобретено конечными пользователями 96 тыс. кв. м офисных площадей, что на 83% выше объема новых сделок в аналогичном периоде 2017 г. (52 тыс. кв. м). Такое увеличение во многом связано с крупной сделкой: Правительство Московской области приобрело офисное здание Pallau-RB. В сегменте класса А в зоне за пределами МКАД в январе-ноябре было арендовано и приобретено около 46 тыс. кв. м, из которых более трети составили сделки в бизнес-центрах Новой Москвы (16 тыс. кв. м).
 

В целом, с января по сентябрь 2018 г. объем новых сделок аренды и покупки офисных помещений составил 996 тыс. кв. м — это рекордный уровень за последние 7 лет. Чистое поглощение по итогам трех кварталов 2018 г. составило 574 тыс. кв. м — это вдвое больше, чем в прошлом году. Знаковые изменения произошли и в структуре спроса: за три квартала текущего года объем сделок по продлению и пересогласованию коммерческих условий текущих договоров составил 18% от объема всех заключенных сделок, в то время как в 2016 и 2017 гг. такие сделки формировали около четверти от объема всех транзакций. При этом новое предложение по итогам текущего года не превысит 200 тыс. кв. м — и это будет самый низкий объем ввода офисных помещений начиная с 2000 г.
 

В совокупности перечисленные факторы непосредственно влияют на уровень вакантных помещений, который снижается уже три года подряд. Доля свободных площадей в III квартале 2018 г. достигла 10,9%, что на 2,8% ниже, чем в конце 2017 г. и на 0,6% ниже, чем в предыдущем квартале. Уровень вакансий продолжит снижаться и в IV квартале нынешнего года, и в 2019 г., несмотря на то, что ввод новых офисных площадей будет увеличен: в следующем году их объем составит порядка 420 тыс. кв. м.
 

Все эти тенденции очевидно влияют на уровень арендных ставок, который, как прогнозируют в CBRE, продемонстрирует небольшой рост уже по итогам 2018 г. — в первую очередь это произойдет в сегменте офисов класса А. Сейчас средняя запрашиваемая ставка на офисы класса А Прайм сохраняется на уровне $750–850 за кв. м в год без учета эксплуатационных расходов и НДС, для помещений класса А находится в диапазоне 18-30 тыс. руб./кв. м/год — эти же показатели наблюдались в конце прошлого года. Однако в ближайшие 12 месяцев, в частности, изменение в сегменте класса А может составить 5-10%.

 

Прогноз роста ставок подтверждают и собственники качественных офисных объектов. «Под влиянием сокращающегося свободного предложения и стабильного спроса со стороны арендаторов ставки аренды начнут постепенно увеличиваться, — считает Евгения Лучицкая, официальный представитель A-Store Estates, девелопера делового квартала Neopolis. — В 2019 г. рост ставки в офисах класса А может составить до 10%».



иГРОКИ РЫНКА

A-Store Estates

Лучицкая Евгения

Консалтинг и брокеридж

CBRE

Девелопмент

A-Store Estates

Бизнес-Парк

NEOPOLIS

Материалы по теме

Точка зрения

Слип-боксы, кофе-зоны и офисный массаж… Как в 2018-м компании мотивировали сотрудников?

Теему Нурминен, генеральный директор Kinnarps в России
 
20.12
KnowHow

Топ-5 трендов офисной недвижимости: чего хотят заказчики

Каждый год на рынке коммерческой недвижимости в сфере архитектуры, проектирования, инженерии и дизайна появляется много новых идей и предложений. О том, что сегодня предпочитают заказчики, какие тренды остаются в топе, а какие уходят в прошлое, рассказал генеральный директор S.A. Ricci Project Management Руслан Кубрава.
18.12
Точка зрения

Офис в стиле «лайф»

Евгения Лучицкая, официальный представитель компании A-Store Estates, девелопера делового квартала Neopolis

17.12

журнал CRE 18 (396)

Октябрь 2
Вышел из печати второй октябрьский CRE №18 (396). Журнал выпущен при поддержке: Алютех https://alutech-group.com/   Raven Russia www.rrpa.ru   Группа компаний «Пионер» pioneer.ru   Knight Frank www.kf.expert   Apleona Group https://ru-hsg.apleona.com/   ФМ Сервис https://fmservice.ru/   Lynks Property Management www.lynkspm.com В НОМЕРЕ: Репортаж CRE FEDERAL AWARDS 2021: БЕЗ ПРОИГРАВШИХ! Регионы выходят из тени столицы! Именно эти слова рефреном звучали на прот...

Популярное

Назначения

В Cushman & Wakefield 5 новых назначений

Компания объявила о назначениях международных партнеров и партнеров по региону ЕМЕА.
14.10
Назначения

Павел Люлин расстался с SVN

Павел Люлин, бывший управляющий директор SVN Eastward Property Management, заявил об уходе из компании. 
14.10
Проект

В Метрогородке под управлением AFI Development появится МФК

Офисно-торговое здание площадью 61 тыс. кв. м включает 32 тыс. кв. м офисных помещений и порядка 6 тыс. кв. м под ритейл и общепит.

14.10
Эко-девелопмент

Подмосковные ТРЦ МЕГА перешли на солнечную энергию

МЕГА Химки, МЕГА Теплый Стан и МЕГА Белая Дача покрыли 100% потребностей  в электричестве солнечной энергией.
13.10
Открытие

В ТЦ «Сокольники» откроется «Телеграф»

Универмаг «Телеграф» на втором этаже торгового центра и занял 1 000 кв. м. 
15.10
Назначения

Ольга Антонова теперь в Cushman & Wakefield

Ольга возглавила департамент торговой недвижимости консалтинговой компании.

18.10
Назначения

В SOK новый директор по маркетингу

Новым директором по маркетингу SOK стала Екатерина Белова. 
18.10

подпишись НА эксклюзивные новости cre