«Несмотря на то что инвестиционный рынок сегодня невелик и совокупный объем инвестиций в коммерческую недвижимость России в 2018 г. лишь незначительно превысит 1 млрд евро, стоит отметить, что исход иностранных инвесторов из российской недвижимости фактически завершен», - отмечает Сергей Рябокобылко, управляющий партнер, генеральный директор Cushman & Wakefield. По данным компании, в 2017 г. чистый отток иностранных инвестиций из коммерческой недвижимости России составил около 500 млн евро, а в текущем году – лишь 5 млн евро. Это означает, что рынок спроса и предложения в коммерческой недвижимости сегодня сбалансирован, считают аналитики Cushman & Wakefield.
Наибольшим спросом на рынке коммерческой недвижимости будут пользоваться стабилизированные торговые центры (открытые более 2 лет назад, с низкой вакансией, высоким трафиком и лояльной аудиторией), а также высококачественные, заполненные арендаторами, офисные объекты.
По словам Сергея, локомотивом рынка сегодня стали российские инвесторы, в том числе и те, которые ранее не инвестировали в коммерческую недвижимость. «Вторым источником капитала на рынке коммерческой недвижимости России являются деньги из стран СНГ. Российский рынок представляет собой не просто понятный объект инвестиций, а достаточно современный и развитый механизм управления капиталом. В некоторой степени для наших ближайших соседей Россия играет роль, аналогичную той, которую играет Западная Европа для российских инвесторов», - рассказал глава Cushman & Wakefield.
При этом доходность российского рынка гораздо выше, нежели у наших западных соседей. В настоящий момент доходность коммерческой недвижимости в России составляет около 10%, в то время как Западная Европа редко предлагает доходность выше 4%.
Особый интерес у инвесторов вызывают новые форматы недвижимости и современные подходы к использованию. Это касается и формата гибких офисных пространств, и фудхоллов в торговле. Однако такого рода объекты пока еще не занимают ощутимой доли в общей структуре инвестиций в коммерческую недвижимость, и это характерно не только для России, но и для более развитых западных рынков.