Как торговые центры становятся новыми общественными пространствами и lifestyle-направлениями?

Пока мы читаем очередную новость про рост интернет-продаж или прогноз по сокращению торговых площадей, эксперты утверждают: умирают только скучные моллы – лидеры рынка инвестируют в «mixed use projects» и привлекают молодую аудиторию в физическую реальность.
11397
Анастасия Шаркова, директор по аренде ADG group, рассказывает о трансформации сферы торговли и развлечений в цифровую эпоху.

Новый опыт – новый бог

«Make it Instagramable» — таков был основной призыв экспертов MAPIC-2018. Торговые центры должны стать lifestyle-направлениями, где люди смогут отдыхать, расслабляться и получать новый опыт. Если раньше мы гуляли по центральным улицам городов ради архитектуры, то теперь шопинг – это новый туризм. Люди ездили в отпуск, чтобы сменить обстановку и приобрести такие впечатления, которые невозможно получить дома. Сегодня, если человек сможет испытать новые эмоции в будни, не покидая при этом пределы города, он станет вашим постоянным клиентом. Согласно исследованию Harris Interactive, 78% миллениалов скорее выбрали бы потратить деньги на новый опыт, чем на желаемую вещь. Поэтому создание мест отдыха – ключевое направление для развития в сфере коммерческой недвижимости.

Создавайте общественные пространства для комфортного семейного досуга.

Отличный пример масштабного проекта будущего – парк EuropaCity, который займет более 700 000 кв. м в пригороде Парижа и станет центром культурного, торгового и спортивного назначения. В 2027 г. помимо магазинов там откроются отели, кинотеатры и аквапарк.



Современные родители посвящают детям все больше времени, сегодня их интересы сфокусированы на детском досуге, образовании и спорте. Чем привлекательнее моллы будут для детей, тем чаще сюда будут приходить всей семьей и выше будет посещаемость остальных сегментов торгового центра. Необходимо продумать форматы развлечений для каждого возраста: от мастер-классов по развитию мелкой моторики для малышей до VR-комнат для подростков.

Помните о комфорте всех категорий граждан и предложите систему элементов клиентского опыта, продуманную до мелочей. В районных центрах ADG group питьевые фонтанчики специально делают разноуровневыми, чтобы удобно пить было не только взрослому, но и ребенку. Комнаты матери дополнят мягкими креслами и микроволновками, чтобы можно было разогреть детское питание и продолжить шопинг. В местах отдыха организуют кресла и розетки, чтобы посетители могли зарядить телефон, поработать с ноутбуком или просто передохнуть.

Создание мест для коворкинга – еще один распространенный тренд европейского ретейла. Эксперты уверены, что стоит дополнить торговые площади нематериальными ценностями – открытой крышей, зоной для работы или бесплатным концертом – и они привлекут новых посетителей в магазины.

Придумайте развлечения для digital natives и найдите прогрессивного leisure-оператора.

80% посетителей торговых центров — это миллениалы и поколение Z – люди, «рожденные с гаджетами в руках». Они легко осваивают новые технологии, скупают «умную» бытовую и электронную технику и балансируют между реальной и виртуальной жизнями каждый день. При этом миллениалы проявляют минимум лояльности к бренду, поэтому его присутствие нужно адаптировать очень осторожно. Ретейлеры должны интегрировать свои бренды в такой контент, которым захочется поделиться в социальных сетях.
Живя в условиях цифровой передозировки, люди хотят установить связь с физическим местами, оставаясь при этом на связи друг с другом онлайн. Им нравится пробовать новые вещи в реальной жизни, которые при этом будут хорошо тиражироваться в виртуальном мире. Вот, например, почему такими популярными стали фантастические интерактивные спектакли или музыкальные фестивали, проходящие в пустыне: миллениалы готовы отдавать практически любые деньги за неповторимый опыт.



Ключевой проблемой остается поиск leisure-операторов: торговым центрам нужны инновационные, но уже готовые к использованию варианты. На российском и международном рынке пока мало крупных операторов развлечений, способных поставить на поток экспериментальные или дорогостоящие технологические форматы, поэтому за эту нишу сейчас соревнуются стартапы. Один из таких – итальянская компания WeArena Entertainment, объединившая киберспорт, искусство и дополненную реальность на одной площадке. Стартап взял 3 лучших концепта в развлечениях и связал в них цифровую и физическую реальность: арену для киберспортивных соревнований, VR & AR-симуляторы для всей семьи и зону цифрового искусства для проведения мастер-классов. На MAPIC генеральный директор компании рассказал, что 60% посещают WeArena чаще чем раз в месяц, а 70% клиентов leisure-оператора стали новыми посетителями торгового центра.

Еще один формат, набирающий популярность – серфинг-симуляторы. Технология создания искусственных волн American Wave Machine сегодня применяется уже в 15 объектах и завоевывает новые рынки. Во всем мире более 120 миллионов фанатов серфинга, при этом далеко не все живут на побережье и имеют возможность заниматься спортом круглый год. Для них такой досуг в торговом центре значит выход из ситуации, для ретейлера – это новый потенциальный клиент, который зайдет в магазин спортивной одежды, после активной нагрузки захочет перекусить, а также выложит в соцсеть пост с геолокацией, который привлечет новых людей.

Ритейлтейнмент, эдьютейнмент… итертейнмент (EATertainment)?!

Food & Beverage всегда будет якорным сегментом торговых центров. Нужно лишь придумать, под каким соусом его подать: через технологии, вовлечение в процесс готовки или шоу.

Кажется, совсем недавно слово «энтертейнмент» (развлечение) было интегрировано в термины «ритейлтейнмент» (развлечение в ретейле) и «эдьютейнмент» (развлечение с элементами образования). Скоро ряд неологизмов дополнит и «итертейнмент» (от англ. eatertainment), заявил Рейнхарт Виан, директор по развитию бизнеса в Бельгии KCC Entertainment Design. По его словам, новые успешные концепции уже включают обед в темноте, ужин в небе от бельгиской компании Dinner In The Sky и рестораны-американские-горки сети Rollercoaster Restaurant, где еду доставляет не официанты, а конвейер. Такие рестораны есть не только в Вене или в Кувейте, но уже и в российском Сочи.



Делайте ставку на культуру, историю и образование.

Обратная сторона цифровизации общества – усталость от технологий и желание вернуться в прошлые века. Искусство может стать дополнительной причиной для похода в торговый центр, а коллаборация с музеем – взаимовыгодным сотрудничеством, уверены эксперты. В 2017 г. музей Винсента ван Гога в Нидерландах запустил мультимедийную интерактивную экскурсию «Meet Vincent van Gogh Experience», в которой посетители смогли познакомиться с мироощущением художника: посидеть в импровизированном кафе на Монмартре или в стогах сена на полях Прованса, впечатлиться полетом птиц в небе или встретить неприятие жителей деревни. Сегодня билеты в музей продаются 24 часа в сутки, все экскурсии забронированы, а менеджеры музея планируют совместный проект с торговыми центрами в Китае.


Материалы по теме

Точка зрения

О конкурентных преимуществах торговых объектов

Дина Постоленко, исполнительный директор департамента торговой недвижимости Colliers International
 
24.12
Точка зрения

Как ТЦ у метро становятся районными центрами притяжения

Иван Татаринов, коммерческий директор компании GLINCOM
 
28.09
Точка зрения

О современной архитектуре торговых центров

Александра Разина, ведущий архитектор Blank Architects
 
07.08

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (9-15 декабря)

Первый арендатор в новом проекте Instone Development, ключевые назначения в IPG.Estate и Remain, новый регион для Azimut Hotels, продажа БЦ в «Московском шелке» и Art Plaza, а также ТЦ «Ярославский вернисаж», и новый материал из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю. 
15.12
Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre