Динамичный рост их количества был настолько впечатляющим, что помещения для коворкингов стали основой многих мировых рынков аренды. Здесь стоит отметить, что наиболее широко известный оператор WeWork всего лишь за 8 лет с момента своего образования стал крупнейшим частным арендатором офисных помещений в Лондоне и на Манхэттене. Тем не менее, несмотря на активный рост, коворкинги по-прежнему составляют менее 10% от офисного предложения на всех основных мировых рынках.
Константин Лосюков, директор департамента офисной недвижимости Knight Frank, отмечает: «Переход от классического офисного размещения к более гибкому и индивидуальному подходу все еще находится в зачаточном состоянии, очевидно, что процесс переориентации будет длительным. Цифровая революция и тотальная кастомизация заставляют компании признать, что потребности клиентов изменчивы и разнообразны, и, соответственно, успешен тот бизнес, который предлагает нестандартные гибкие решения, а также ориентированные на клиента услуги. Появление модели “пространство-как-сервис” быстро становится нашей новой реальностью, что лучше всего прослеживается в трансформации запросов арендаторов».
Привлекательность концепции «пространство-как-сервис»
Модель «пространство-как-сервис» в своей основе предполагает несколько ключевых отличий от традиционного предложения в офисной недвижимости.
Гибкость
• 55% мировых лидеров в области корпоративной недвижимости считают гибкость коворкингов их основным преимуществом. Поскольку цифровой прорыв фундаментально реструктурирует бизнес-процессы, а следовательно, и структуру, и численность организаций – формируется потребность в недвижимости, которая будет более гибкой как в плане вместительности, так и в плане условий аренды. Сейчас продолжительность арендных отношений для обычного офиса в Лондоне сократилась в среднем до 7 лет, а в Москве – до 5 лет. Однако фиксированность арендных условий и издержки по выходу из арендных отношений – достаточно проблематичные аспекты для многих компаний, поскольку предприятия быстро растут и сокращаются в весьма изменчивых условиях ведения бизнеса. В свою очередь, модель «пространство-как-сервис» предполагает увеличение степени контроля над условиями аренды, что в большей мере подходит для современного арендатора.
Приспособление пространства к нуждам арендатора
• Модель «пространство-как-сервис» позволяет арендатору корректировать объем занимаемого пространства в соответствии с текущими бизнес-потребностями. Такой подход исключает затраты на содержание дорогостоящего пустующего пространства и увеличивает эффективность использования занимаемых площадей, поскольку количество рабочих мест может увеличиваться или уменьшаться без значительных временных и финансовых затрат. В этом случае «пространство-как-сервис» резко контрастирует с традиционной арендой, где изменение площадей влечет за собой существенные взыскания.
Общение и сотрудничество
• Коворкинги сближают людей, работающих в разных организациях, а дизайн пространств формирует чувство общности и подталкивает их к сотрудничеству. Сейчас коворкинги постепенно выходят за рамки обслуживания многочисленных предприятий среднего и малого бизнеса, и появляются пространства, арендатором которых становится только одна крупная компания. Однако даже в этом случае дизайн и отделка повышают уровень кооперации ее сотрудников, способствуют повышению креативности их работы.
Обслуживание и взаимодействие с клиентами
• Клиентоориентированность – основа модели коворкингов. Операторы процветают, поскольку ориентированы на создание экспериментальных пространств, стимулирующих удовлетворение от рабочего места, высокий уровень счастья, а следовательно, и производительность труда. Здесь широко используется опыт гостиничного бизнеса, где компании уделяют особое внимание сохранению клиентов, обеспечивая безупречное высококачественное обслуживание.
Удобство
• Операторы коворкингов стараются обеспечивать максимальный уровень комфорта для поддержания удовлетворенности работников. Так, клиенты могут воспользоваться услугами консьержа, заказать еду и напитки, а также посетить тренажерный зал. Доступ к многочисленным удобствам коворкинга укрепляет чувство общности и улучшает производительность.
Оптимизация пространства с помощью данных
• Данные – движущая сила цифрового бизнеса. Операторы коворкингов стремятся получить и использовать информацию о своих помещениях (изменение востребованности той или иной его части, рост количества затрачиваемых ресурсов и т.д.) для улучшения повседневной работы своих клиентов. В дальнейшем собранные данные могут быть использованы для поиска оптимальных вариантов площадки и конфигурации здания.
По словам Константина Лосюкова, в будущем мы увидим мощное развитие модели «пространство-как-сервис». Распространение операторов коворкингов с их стремлением к масштабированию приведет к постепенному укреплению их позиций на рынке, о чем свидетельствует недавнее приобретение компанией WeWork китайского стартапа NakedHub. Более того, «пространство-как-сервис» не ограничится только офисным сегментом. Появляется все больше примеров ретейлеров, операторов досуга и владельцев гостиниц, которые используют свои помещения для создания точек коворкинга для временных работников.
Константин Лосюков, директор департамента офисной недвижимости Knight Frank, отмечает: «Переход от классического офисного размещения к более гибкому и индивидуальному подходу все еще находится в зачаточном состоянии, очевидно, что процесс переориентации будет длительным. Цифровая революция и тотальная кастомизация заставляют компании признать, что потребности клиентов изменчивы и разнообразны, и, соответственно, успешен тот бизнес, который предлагает нестандартные гибкие решения, а также ориентированные на клиента услуги. Появление модели “пространство-как-сервис” быстро становится нашей новой реальностью, что лучше всего прослеживается в трансформации запросов арендаторов».
Привлекательность концепции «пространство-как-сервис»
Модель «пространство-как-сервис» в своей основе предполагает несколько ключевых отличий от традиционного предложения в офисной недвижимости.
Гибкость
• 55% мировых лидеров в области корпоративной недвижимости считают гибкость коворкингов их основным преимуществом. Поскольку цифровой прорыв фундаментально реструктурирует бизнес-процессы, а следовательно, и структуру, и численность организаций – формируется потребность в недвижимости, которая будет более гибкой как в плане вместительности, так и в плане условий аренды. Сейчас продолжительность арендных отношений для обычного офиса в Лондоне сократилась в среднем до 7 лет, а в Москве – до 5 лет. Однако фиксированность арендных условий и издержки по выходу из арендных отношений – достаточно проблематичные аспекты для многих компаний, поскольку предприятия быстро растут и сокращаются в весьма изменчивых условиях ведения бизнеса. В свою очередь, модель «пространство-как-сервис» предполагает увеличение степени контроля над условиями аренды, что в большей мере подходит для современного арендатора.
Приспособление пространства к нуждам арендатора
• Модель «пространство-как-сервис» позволяет арендатору корректировать объем занимаемого пространства в соответствии с текущими бизнес-потребностями. Такой подход исключает затраты на содержание дорогостоящего пустующего пространства и увеличивает эффективность использования занимаемых площадей, поскольку количество рабочих мест может увеличиваться или уменьшаться без значительных временных и финансовых затрат. В этом случае «пространство-как-сервис» резко контрастирует с традиционной арендой, где изменение площадей влечет за собой существенные взыскания.
Общение и сотрудничество
• Коворкинги сближают людей, работающих в разных организациях, а дизайн пространств формирует чувство общности и подталкивает их к сотрудничеству. Сейчас коворкинги постепенно выходят за рамки обслуживания многочисленных предприятий среднего и малого бизнеса, и появляются пространства, арендатором которых становится только одна крупная компания. Однако даже в этом случае дизайн и отделка повышают уровень кооперации ее сотрудников, способствуют повышению креативности их работы.
Обслуживание и взаимодействие с клиентами
• Клиентоориентированность – основа модели коворкингов. Операторы процветают, поскольку ориентированы на создание экспериментальных пространств, стимулирующих удовлетворение от рабочего места, высокий уровень счастья, а следовательно, и производительность труда. Здесь широко используется опыт гостиничного бизнеса, где компании уделяют особое внимание сохранению клиентов, обеспечивая безупречное высококачественное обслуживание.
Удобство
• Операторы коворкингов стараются обеспечивать максимальный уровень комфорта для поддержания удовлетворенности работников. Так, клиенты могут воспользоваться услугами консьержа, заказать еду и напитки, а также посетить тренажерный зал. Доступ к многочисленным удобствам коворкинга укрепляет чувство общности и улучшает производительность.
Оптимизация пространства с помощью данных
• Данные – движущая сила цифрового бизнеса. Операторы коворкингов стремятся получить и использовать информацию о своих помещениях (изменение востребованности той или иной его части, рост количества затрачиваемых ресурсов и т.д.) для улучшения повседневной работы своих клиентов. В дальнейшем собранные данные могут быть использованы для поиска оптимальных вариантов площадки и конфигурации здания.
По словам Константина Лосюкова, в будущем мы увидим мощное развитие модели «пространство-как-сервис». Распространение операторов коворкингов с их стремлением к масштабированию приведет к постепенному укреплению их позиций на рынке, о чем свидетельствует недавнее приобретение компанией WeWork китайского стартапа NakedHub. Более того, «пространство-как-сервис» не ограничится только офисным сегментом. Появляется все больше примеров ретейлеров, операторов досуга и владельцев гостиниц, которые используют свои помещения для создания точек коворкинга для временных работников.