О перспективах коворкингов

По данным мирового исследования Y(our) Space компании Knight Frank, в настоящее время в мире насчитывается почти 18 000 коворкингов, вмещающих 1,7 млн человек. По последним оценкам с начала десятилетия количество коворкингов увеличилось на 3 500%, а работающих в них людей – на 8 000%.
7166
Динамичный рост их количества был настолько впечатляющим, что помещения для коворкингов стали основой многих мировых рынков аренды. Здесь стоит отметить, что наиболее широко известный оператор WeWork всего лишь за 8 лет с момента своего образования стал крупнейшим частным арендатором офисных помещений в Лондоне и на Манхэттене. Тем не менее, несмотря на активный рост, коворкинги по-прежнему составляют менее 10% от офисного предложения на всех основных мировых рынках

Константин Лосюков, директор департамента офисной недвижимости Knight Frank, отмечает: «Переход от классического офисного размещения к более гибкому и индивидуальному подходу все еще находится в зачаточном состоянии, очевидно, что процесс переориентации будет длительным. Цифровая революция и тотальная кастомизация заставляют компании признать, что потребности клиентов изменчивы и разнообразны, и, соответственно, успешен тот бизнес, который предлагает нестандартные гибкие решения, а также ориентированные на клиента услуги. Появление модели “пространство-как-сервис” быстро становится нашей новой реальностью, что лучше всего прослеживается в трансформации запросов арендаторов». 



Привлекательность концепции «пространство-как-сервис»

Модель «пространство-как-сервис» в своей основе предполагает несколько ключевых отличий от традиционного предложения в офисной недвижимости. 

Гибкость

• 55% мировых лидеров в области корпоративной недвижимости считают гибкость коворкингов их основным преимуществом. Поскольку цифровой прорыв фундаментально реструктурирует бизнес-процессы, а следовательно, и структуру, и численность организаций – формируется потребность в недвижимости, которая будет более гибкой как в плане вместительности, так и в плане условий аренды. Сейчас продолжительность арендных отношений для обычного офиса в Лондоне сократилась в среднем до 7 лет, а в Москве – до 5 лет. Однако фиксированность арендных условий и издержки по выходу из арендных отношений – достаточно проблематичные аспекты для многих компаний, поскольку предприятия быстро растут и сокращаются в весьма изменчивых условиях ведения бизнеса. В свою очередь, модель «пространство-как-сервис» предполагает увеличение степени контроля над условиями аренды, что в большей мере подходит для современного арендатора.



Приспособление пространства к нуждам арендатора

• Модель «пространство-как-сервис» позволяет арендатору корректировать объем занимаемого пространства в соответствии с текущими бизнес-потребностями. Такой подход исключает затраты на содержание дорогостоящего пустующего пространства и увеличивает эффективность использования занимаемых площадей, поскольку количество рабочих мест может увеличиваться или уменьшаться без значительных временных и финансовых затрат. В этом случае «пространство-как-сервис» резко контрастирует с традиционной арендой, где изменение площадей влечет за собой существенные взыскания.

Общение и сотрудничество 

• Коворкинги сближают людей, работающих в разных организациях, а дизайн пространств формирует чувство общности и подталкивает их к сотрудничеству. Сейчас коворкинги постепенно выходят за рамки обслуживания многочисленных предприятий среднего и малого бизнеса, и появляются пространства, арендатором которых становится только одна крупная компания. Однако даже в этом случае дизайн и отделка повышают уровень кооперации ее сотрудников, способствуют повышению креативности их работы.

Обслуживание и взаимодействие с клиентами

• Клиентоориентированность – основа модели коворкингов. Операторы процветают, поскольку ориентированы на создание экспериментальных пространств, стимулирующих удовлетворение от рабочего места, высокий уровень счастья, а следовательно, и производительность труда. Здесь широко используется опыт гостиничного бизнеса, где компании уделяют особое внимание сохранению клиентов, обеспечивая безупречное высококачественное обслуживание.

Удобство

• Операторы коворкингов стараются обеспечивать максимальный уровень комфорта для поддержания удовлетворенности работников. Так, клиенты могут воспользоваться услугами консьержа, заказать еду и напитки, а также посетить тренажерный зал. Доступ к многочисленным удобствам коворкинга укрепляет чувство общности и улучшает производительность.


 
Оптимизация пространства с помощью данных

• Данные – движущая сила цифрового бизнеса. Операторы коворкингов стремятся получить и использовать информацию о своих помещениях (изменение востребованности той или иной его части, рост количества затрачиваемых ресурсов и т.д.) для улучшения повседневной работы своих клиентов. В дальнейшем собранные данные могут быть использованы для поиска оптимальных вариантов площадки и конфигурации здания.

По словам Константина Лосюкова, в будущем мы увидим мощное развитие модели «пространство-как-сервис». Распространение операторов коворкингов с их стремлением к масштабированию приведет к постепенному укреплению их позиций на рынке, о чем свидетельствует недавнее приобретение компанией WeWork китайского стартапа NakedHub. Более того, «пространство-как-сервис» не ограничится только офисным сегментом. Появляется все больше примеров ретейлеров, операторов досуга и владельцев гостиниц, которые используют свои помещения для создания точек коворкинга для временных работников.


иГРОКИ РЫНКА

NF Group

Лосюков Константин

Консалтинг и брокеридж

NF Group

Материалы по теме

Экспертный анализ

Как изменится доля коворкингов и гибких офисов?

JLL представила исследование «Disruption or Distraction: гибкие пространства – качественное изменение офисного рынка или временная мода?». В нем анализируется расширение рынка гибких офисов на 20 крупнейших рынках Европы, а также рассматриваются проблемы, которые создает бурный рост этого сектора для рынка недвижимости, и возможности для арендаторов, девелоперов, инвесторов.
07.12
Исследования рынка

Коворкинги и гибкие рабочие решения: итоги III квартала 2018 г.

Эксперты Colliers International рассказали, каким стал III квартал для московского рынка коворкингов.
 
14.11
Экспертный анализ

Москва прирастает коворкингами

Аналитики CBRE отмечают, что на данный момент в Москве насчитывается 111 гибких офисных пространств, которыми управляют 63 оператора. Общий объем предложения гибких офисных площадей достиг 122 тыс. кв. м. 
24.10

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: Пресс-служба «Кристалл»
Проект

В Хосте откроют санаторий «Кристалл»

В Сочи впервые за 25 лет открывается новый санаторий «Кристалл», построенный с нуля.
 
15.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre