Коворкинги наступают

В 2019 г. в Москве планируется открытие 15 крупных коворкингов совокупной площадью 46 тыс. кв. м.
 
Это на 42% выше аналогичного показателя прошлого года (32,4 тыс. кв. м). При этом итоговый показатель может быть выше за счет открытия небольших несетевых коворкингов. Динамика появления новых коворкингов увеличивается каждый год – так, в 2017 г. на рынок было выведено 24,73 тыс. кв. м новых коворкингов.

На конец 2018 г. общее количество гибких пространств, в том числе классических коворкингов, в Москве достигло 125 локаций; объем площадей, занимаемый гибкими пространствами, составил около 100 тыс. кв. м, из которых почти 80% располагается в офисных помещениях классов A и B. Средняя стоимость закрепленного рабочего места в классическом коворкинге составляет 14 840 руб. в месяц, средняя стоимость резидентства без фиксированного рабочего места составляет 15 тыс. руб. в месяц; стоимость рабочего места в open space составляет от 25 тыс. до 30 тыс. руб. в месяц, отдельный кабинет — 40 тыс. руб.

Согласно исследованию Colliers International (приняли участие 5 сетей коворкингов Москвы, среди которых «Ключ», «Атмосфера» и Workki, опрошено 180 резидентов), большая часть резидентов коворкингов (32%) занята в сфере маркетинга, 24% - в сфере дизайна и рекламы, 15% —  производство. При этом большинство опрошенных - 35% - предпочли бы иметь коворкинг-офис в зданиях, расположенных на Садовом кольце.


 
1. Виды деятельности резидентов коворкингов.
Наибольшей популярностью коворкинги пользуются среди занятых в сфере маркетинга (32%), рекламы и дизайна (24%), а также среди специалистов IT сферы.
 
2. Наиболее предпочтительные локации коворкингов. Из 180 резидентов, опрошенных в рамках исследования Colliers International, 35% предпочли бы иметь коворкинг-офис в зданиях, расположенных на Садовом кольце. 21% опрошенных наиболее привлекательным районом для работы считают Юго-Западное направление Москвы. Иметь рабочее место в коворкинге в деловом центре «Москва-Сити» хотели бы 10% опрошенных, а для 9% опрошенных резидентов важным фактором при выборе расположения коворкинга является близость к МЦК.
 
3. Функционал коворкингов.
Среди основных пожеланий резидентов по функционированию коворкингов - такие как:
  • Круглосуточный режим работы;
  • Увеличение количества переговорных комнат;
  • Шумоизоляция помещений;
  • Создание рекреационных зон;
  • Зонирование рабочего пространства с учетом различий в характере занятости резидентов;
  • Больше диванов и пуфиков.
Франсуа Нонненмашер, директор департамента представления интересов арендаторов Colliers International: «Увеличение количества и площади коворкингов, рост стоимости аренды рабочего места, трансформации в зонировании пространства коворкингов — все вышеперечисленные факторы указывают на то, что сегмент гибких пространств переживает динамичное развитие на рынке офисной недвижимости Москвы. Количество крупных коворкингов, способных принять крупного клиента, ограничено, что говорит о том, что качественное предложение помещений данного формата еще не сформировано. Некоторые операторы коворкингов предлагают крупным корпорациям решения «под ключ», которые более выгодны для них по сравнению с традиционной арендой офиса. В условиях низкой вакансии корпорации не хотят брать на себя риски, характерные для долгосрочной аренды. Однако повсеместное развитие коворкингов уже ставит под угрозу существование традиционных офисных рынков во многих крупных городах в мире».


иГРОКИ РЫНКА

Консалтинг и брокеридж

Colliers International

Материалы по теме

Экспертный анализ

О перспективах коворкингов

По данным мирового исследования Y(our) Space компании Knight Frank, в настоящее время в мире насчитывается почти 18 000 коворкингов, вмещающих 1,7 млн человек. По последним оценкам с начала десятилетия количество коворкингов увеличилось на 3 500%, а работающих в них людей – на 8 000%.
22.01
Экспертный анализ

Как изменится доля коворкингов и гибких офисов?

JLL представила исследование «Disruption or Distraction: гибкие пространства – качественное изменение офисного рынка или временная мода?». В нем анализируется расширение рынка гибких офисов на 20 крупнейших рынках Европы, а также рассматриваются проблемы, которые создает бурный рост этого сектора для рынка недвижимости, и возможности для арендаторов, девелоперов, инвесторов.
07.12
Исследования рынка

Коворкинги и гибкие рабочие решения: итоги III квартала 2018 г.

Эксперты Colliers International рассказали, каким стал III квартал для московского рынка коворкингов.
 
14.11

журнал CRE 3-4 (339-340)

1-28.02.2019
Макроэкономика Девальвация рубля и решение правительства по увеличению НДС с 2019 года оказали влияние на рост инфляции, которая в декабре превысила целевой ориентир ЦБ (4 %), ускорившись до 4,3% г/г. Глобальное потепление «Глобальное потепление» к рынку коммерческой недвижимости, возвращение игроков, ушедших после кризиса «в жилье», и продолжающаяся трансформация всех сегментов – эксперты CRE прогнозируют «довольно удачный» для девелопмента год...

Популярное

Проект

«Газпром нефть» построит новую штаб-квартиру

«Газпром нефть» не будет размещать офис в «Лахта центре», а построит новую штаб-квартиру.
13.02
В мире

Nestle продаст Starbucks

Nestlé выпустила свой первый ассортимент кофейных продуктов под брендом Starbucks.






 
15.02
Назначения

Colliers International – новое назначение

Дарья Савенкова назначена на должность заместителя директора департамента торговой недвижимости Colliers International в Москве.
14.02
Сделка

«Эталон» купил долю в «Лидер-инвест»

АФК «Система» продаст контрольный пакет своего девелопера «Лидер-инвест» компании «Эталон». Соглашение о покупке доли в «Лидер-Инвесте» может быть частью глобальной сделки по вхождению АФК «Система» в уставный капитал «Эталона».
 
19.02
Назначения

Knight Frank открывает новое направление

В структуре Knight Frank St Petersburg выделено новое направление строительного аудита и управления проектами, руководителем которого назначен Станислав Алексеенко.
19.02
Законодательство

В России разработаны стандарты «зеленого» строительства

Впервые в России разработаны и утверждены четыре национальных стандарта «зеленого» строительства.
15.02
Назначения

Knight Frank – новое назначение

Илья Князев назначен на должность руководителя отдела складской и индустриальной недвижимости Knight Frank St Petersburg.
14.02

подпишись НА эксклюзивные новости cre