Что сегодня происходит с ТРЦ в России и в мире?

Елена Земцова, «Дельта Эстейт»
 
5456
В последнее время меняется сама концепция торговых центров. Это уже не просто место для совершения покупок (для этого есть онлайн площадки), а больше - для проведения досуга и встречи с друзьями. Поэтому изменился и состав арендаторов ТРЦ: гораздо больше стало развлечений, причем для всех возрастов, кафе и ресторанов разнообразных концепций, и наоборот сократилось количество fashion-операторов. При этом появились новые мультибрендовые площадки и различные временные форматы – поп-апы, ярмарки, маркеты. Развивается сегмент детских развлечений, в ТРЦ оборудуют большие детские зоны и площадки с аттракционами, а для молодежи в плазах и атриумах часто организуют пространства по типу коворкингов.

Меняется и сам формат развлечений: сейчас в тренде активити-парки, аттракционы виртуальной реальности, интерактивные музеи и театры, форматы игрового обучения, например, мастер-классы по роботехнике. Основное влияние на потребительское поведение оказывает рост популярности онлайн-торговли. Покупатели становятся менее склонны к импульсивным покупкам и более информированы, а деньги тратят рациональнее. Многие перед оффлайн покупкой предварительно изучают информацию о товаре в интернете, даже находясь прямо сейчас в магазине. Это так называемый ROPO-эффект (Research online, purchase offline).

Но серьезная проблема на сегодня в том, что большинство однотипных ТРЦ в России, построенных 7-10 лет назад, уже морально и физически устарели, и им необходима реновация или реконцепция. Хороший пример - масштабная программа по реконструкции торговых центров МЕГА. Хотя ТРЦ еще вполне успешно функционируют, игра на опережение – верный ход. Девелопер переформатирует свои ТРЦ из типичных «рынков под крышей» в место, куда люди будут приходить для отдыха, совместных обедов и проведения мероприятий. Но пока далеко не все собственники торговых центров «первой волны», ориентирующиеся исключительно на текущую доходность, пришли к осознанию необходимости обновления своих объектов. Скорее всего через несколько лет нас ждет либо волна реконструкций, либо закрытий таких торговых центров.

ТРЦ не могут конкурировать с онлайн-сервисами продаж ни удобством шопинга, ни широтой ассортимента, ни уровнем цен. В ближайшей перспективе доля оффлайн-продаж будет только падать, а задача собственника центра - не только привлечь покупателей, но и увеличить их время пребывания в ТРЦ. Торговые центры должны расширить свое ценностное предложение и дать людям то, что они не могут получить в онлайн-шопинге – впечатления и эмоции. Это не только увеличение доли развлекательных операторов, но и более интересные концепции оформления ТРЦ с расширением площади общественных пространств. Из удачного мирового опыта можно назвать ТРЦ Mall of America, расположенный в Миннесоте, в котором есть парк развлечений Nickelodeon Universe с американскими горками, аквариум, парк динозавров, спортивный центр и т.д. Другой пример - в Испании в ТРЦ Puerto Venecia архитектурной доминантой является искусственное озеро площадью 75 тыс. кв. м, на котором посетители центра могут плавать на лодках, а в комплексе Xanadu в Мадриде функционирует крупнейший в мире крытый горнолыжный склон.



Именно подобные объекты становятся крупными якорями в ТРЦ, куда люди приходят за проведением досуга, а не только за покупками. К сожалению, в России подобных проектов пока нет, но девелоперы уже начинают мыслить в этом направлении: при проектировании все больше площадей отводится сфере развлечений, более интересно оформляются общественные зоны. Например, в ТРЦ «Авипарк» в Москве установлен огромный цилиндрический аквариум с тропическими рыбами. А в 2019 г. ГК «Регионы» готовится открыть торговое пространство «Остров мечты» с крытым парком развлечений и большим ландшафтным парком с благоустроенной набережной.



ТРЦ не могут игнорировать и развитие цифровых технологий, поэтому необходимо использование многоканальной стратегии взаимодействия с клиентами. Отличный пример - мобильное приложение, привязанное к геолокации. Это хороший инструмент, посредством которого можно не только сделать посещение ТРЦ более комфортным для покупателей, но и делать максимально персонализированные предложение, отслеживая поведение покупателей в режиме реального времени. Кроме того, сегодня многие крупные торговые центры начинают также уходить в e-commerce. Успешно с этим справился Walmart за счет приобретения онлайн-ретейлера Jet.com. В будущем данная тенденция будет только развиваться, крупные торговые центры начнут создавать свои онлайн-витрины, marketplace и будут обслуживать клиентов в интернете.


иГРОКИ РЫНКА

Дельта Эстейт / Delta Estate

Земцова Елена

Консалтинг и брокеридж

Дельта Эстейт / Delta Estate

Материалы по теме

Точка зрения

О современной архитектуре торговых центров

Александра Разина, ведущий архитектор Blank Architects
 
07.08
Точка зрения

Шоу-рум как технологичный формат привлечения покупателей

Максим Нескоромный, исполнительный директор PRIDEX, партнер
 
16.07
Точка зрения

Как вдохнуть в объект новую жизнь?

Светлана Малышкина, ведущий консультант RealJet
 
06.07

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12
Источник: Пресс-служба Pridex
Назначения

Двойное усиление: Pridex Spaces укрепляет команду

Компания объявляет сразу о двух ключевых назначениях.
 
19.12
Источник: Panelao
Игроки рынка

Apleona меняет имя на Panelao

Ребрендинг связан с переходом под управление нового собственника "Делавар Инвестмент Компани". 
16.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre