В последнее время меняется сама концепция торговых центров. Это уже не просто место для совершения покупок (для этого есть онлайн площадки), а больше - для проведения досуга и встречи с друзьями. Поэтому изменился и состав арендаторов ТРЦ: гораздо больше стало развлечений, причем для всех возрастов, кафе и ресторанов разнообразных концепций, и наоборот сократилось количество fashion-операторов. При этом появились новые мультибрендовые площадки и различные временные форматы – поп-апы, ярмарки, маркеты. Развивается сегмент детских развлечений, в ТРЦ оборудуют большие детские зоны и площадки с аттракционами, а для молодежи в плазах и атриумах часто организуют пространства по типу коворкингов.
Меняется и сам формат развлечений: сейчас в тренде активити-парки, аттракционы виртуальной реальности, интерактивные музеи и театры, форматы игрового обучения, например, мастер-классы по роботехнике. Основное влияние на потребительское поведение оказывает рост популярности онлайн-торговли. Покупатели становятся менее склонны к импульсивным покупкам и более информированы, а деньги тратят рациональнее. Многие перед оффлайн покупкой предварительно изучают информацию о товаре в интернете, даже находясь прямо сейчас в магазине. Это так называемый ROPO-эффект (Research online, purchase offline).
Но серьезная проблема на сегодня в том, что большинство однотипных ТРЦ в России, построенных 7-10 лет назад, уже морально и физически устарели, и им необходима реновация или реконцепция. Хороший пример - масштабная программа по реконструкции торговых центров МЕГА. Хотя ТРЦ еще вполне успешно функционируют, игра на опережение – верный ход. Девелопер переформатирует свои ТРЦ из типичных «рынков под крышей» в место, куда люди будут приходить для отдыха, совместных обедов и проведения мероприятий. Но пока далеко не все собственники торговых центров «первой волны», ориентирующиеся исключительно на текущую доходность, пришли к осознанию необходимости обновления своих объектов. Скорее всего через несколько лет нас ждет либо волна реконструкций, либо закрытий таких торговых центров.
ТРЦ не могут конкурировать с онлайн-сервисами продаж ни удобством шопинга, ни широтой ассортимента, ни уровнем цен. В ближайшей перспективе доля оффлайн-продаж будет только падать, а задача собственника центра - не только привлечь покупателей, но и увеличить их время пребывания в ТРЦ. Торговые центры должны расширить свое ценностное предложение и дать людям то, что они не могут получить в онлайн-шопинге – впечатления и эмоции. Это не только увеличение доли развлекательных операторов, но и более интересные концепции оформления ТРЦ с расширением площади общественных пространств. Из удачного мирового опыта можно назвать ТРЦ Mall of America, расположенный в Миннесоте, в котором есть парк развлечений Nickelodeon Universe с американскими горками, аквариум, парк динозавров, спортивный центр и т.д. Другой пример - в Испании в ТРЦ Puerto Venecia архитектурной доминантой является искусственное озеро площадью 75 тыс. кв. м, на котором посетители центра могут плавать на лодках, а в комплексе Xanadu в Мадриде функционирует крупнейший в мире крытый горнолыжный склон.
Именно подобные объекты становятся крупными якорями в ТРЦ, куда люди приходят за проведением досуга, а не только за покупками. К сожалению, в России подобных проектов пока нет, но девелоперы уже начинают мыслить в этом направлении: при проектировании все больше площадей отводится сфере развлечений, более интересно оформляются общественные зоны. Например, в ТРЦ «Авипарк» в Москве установлен огромный цилиндрический аквариум с тропическими рыбами. А в 2019 г. ГК «Регионы» готовится открыть торговое пространство «Остров мечты» с крытым парком развлечений и большим ландшафтным парком с благоустроенной набережной.
ТРЦ не могут игнорировать и развитие цифровых технологий, поэтому необходимо использование многоканальной стратегии взаимодействия с клиентами. Отличный пример - мобильное приложение, привязанное к геолокации. Это хороший инструмент, посредством которого можно не только сделать посещение ТРЦ более комфортным для покупателей, но и делать максимально персонализированные предложение, отслеживая поведение покупателей в режиме реального времени. Кроме того, сегодня многие крупные торговые центры начинают также уходить в e-commerce. Успешно с этим справился Walmart за счет приобретения онлайн-ретейлера Jet.com. В будущем данная тенденция будет только развиваться, крупные торговые центры начнут создавать свои онлайн-витрины, marketplace и будут обслуживать клиентов в интернете.
Меняется и сам формат развлечений: сейчас в тренде активити-парки, аттракционы виртуальной реальности, интерактивные музеи и театры, форматы игрового обучения, например, мастер-классы по роботехнике. Основное влияние на потребительское поведение оказывает рост популярности онлайн-торговли. Покупатели становятся менее склонны к импульсивным покупкам и более информированы, а деньги тратят рациональнее. Многие перед оффлайн покупкой предварительно изучают информацию о товаре в интернете, даже находясь прямо сейчас в магазине. Это так называемый ROPO-эффект (Research online, purchase offline).
Но серьезная проблема на сегодня в том, что большинство однотипных ТРЦ в России, построенных 7-10 лет назад, уже морально и физически устарели, и им необходима реновация или реконцепция. Хороший пример - масштабная программа по реконструкции торговых центров МЕГА. Хотя ТРЦ еще вполне успешно функционируют, игра на опережение – верный ход. Девелопер переформатирует свои ТРЦ из типичных «рынков под крышей» в место, куда люди будут приходить для отдыха, совместных обедов и проведения мероприятий. Но пока далеко не все собственники торговых центров «первой волны», ориентирующиеся исключительно на текущую доходность, пришли к осознанию необходимости обновления своих объектов. Скорее всего через несколько лет нас ждет либо волна реконструкций, либо закрытий таких торговых центров.
ТРЦ не могут конкурировать с онлайн-сервисами продаж ни удобством шопинга, ни широтой ассортимента, ни уровнем цен. В ближайшей перспективе доля оффлайн-продаж будет только падать, а задача собственника центра - не только привлечь покупателей, но и увеличить их время пребывания в ТРЦ. Торговые центры должны расширить свое ценностное предложение и дать людям то, что они не могут получить в онлайн-шопинге – впечатления и эмоции. Это не только увеличение доли развлекательных операторов, но и более интересные концепции оформления ТРЦ с расширением площади общественных пространств. Из удачного мирового опыта можно назвать ТРЦ Mall of America, расположенный в Миннесоте, в котором есть парк развлечений Nickelodeon Universe с американскими горками, аквариум, парк динозавров, спортивный центр и т.д. Другой пример - в Испании в ТРЦ Puerto Venecia архитектурной доминантой является искусственное озеро площадью 75 тыс. кв. м, на котором посетители центра могут плавать на лодках, а в комплексе Xanadu в Мадриде функционирует крупнейший в мире крытый горнолыжный склон.
Именно подобные объекты становятся крупными якорями в ТРЦ, куда люди приходят за проведением досуга, а не только за покупками. К сожалению, в России подобных проектов пока нет, но девелоперы уже начинают мыслить в этом направлении: при проектировании все больше площадей отводится сфере развлечений, более интересно оформляются общественные зоны. Например, в ТРЦ «Авипарк» в Москве установлен огромный цилиндрический аквариум с тропическими рыбами. А в 2019 г. ГК «Регионы» готовится открыть торговое пространство «Остров мечты» с крытым парком развлечений и большим ландшафтным парком с благоустроенной набережной.
ТРЦ не могут игнорировать и развитие цифровых технологий, поэтому необходимо использование многоканальной стратегии взаимодействия с клиентами. Отличный пример - мобильное приложение, привязанное к геолокации. Это хороший инструмент, посредством которого можно не только сделать посещение ТРЦ более комфортным для покупателей, но и делать максимально персонализированные предложение, отслеживая поведение покупателей в режиме реального времени. Кроме того, сегодня многие крупные торговые центры начинают также уходить в e-commerce. Успешно с этим справился Walmart за счет приобретения онлайн-ретейлера Jet.com. В будущем данная тенденция будет только развиваться, крупные торговые центры начнут создавать свои онлайн-витрины, marketplace и будут обслуживать клиентов в интернете.