Что сегодня происходит с ТРЦ в России и в мире?

Елена Земцова, «Дельта Эстейт»
 
В последнее время меняется сама концепция торговых центров. Это уже не просто место для совершения покупок (для этого есть онлайн площадки), а больше - для проведения досуга и встречи с друзьями. Поэтому изменился и состав арендаторов ТРЦ: гораздо больше стало развлечений, причем для всех возрастов, кафе и ресторанов разнообразных концепций, и наоборот сократилось количество fashion-операторов. При этом появились новые мультибрендовые площадки и различные временные форматы – поп-апы, ярмарки, маркеты. Развивается сегмент детских развлечений, в ТРЦ оборудуют большие детские зоны и площадки с аттракционами, а для молодежи в плазах и атриумах часто организуют пространства по типу коворкингов.

Меняется и сам формат развлечений: сейчас в тренде активити-парки, аттракционы виртуальной реальности, интерактивные музеи и театры, форматы игрового обучения, например, мастер-классы по роботехнике. Основное влияние на потребительское поведение оказывает рост популярности онлайн-торговли. Покупатели становятся менее склонны к импульсивным покупкам и более информированы, а деньги тратят рациональнее. Многие перед оффлайн покупкой предварительно изучают информацию о товаре в интернете, даже находясь прямо сейчас в магазине. Это так называемый ROPO-эффект (Research online, purchase offline).

Но серьезная проблема на сегодня в том, что большинство однотипных ТРЦ в России, построенных 7-10 лет назад, уже морально и физически устарели, и им необходима реновация или реконцепция. Хороший пример - масштабная программа по реконструкции торговых центров МЕГА. Хотя ТРЦ еще вполне успешно функционируют, игра на опережение – верный ход. Девелопер переформатирует свои ТРЦ из типичных «рынков под крышей» в место, куда люди будут приходить для отдыха, совместных обедов и проведения мероприятий. Но пока далеко не все собственники торговых центров «первой волны», ориентирующиеся исключительно на текущую доходность, пришли к осознанию необходимости обновления своих объектов. Скорее всего через несколько лет нас ждет либо волна реконструкций, либо закрытий таких торговых центров.

ТРЦ не могут конкурировать с онлайн-сервисами продаж ни удобством шопинга, ни широтой ассортимента, ни уровнем цен. В ближайшей перспективе доля оффлайн-продаж будет только падать, а задача собственника центра - не только привлечь покупателей, но и увеличить их время пребывания в ТРЦ. Торговые центры должны расширить свое ценностное предложение и дать людям то, что они не могут получить в онлайн-шопинге – впечатления и эмоции. Это не только увеличение доли развлекательных операторов, но и более интересные концепции оформления ТРЦ с расширением площади общественных пространств. Из удачного мирового опыта можно назвать ТРЦ Mall of America, расположенный в Миннесоте, в котором есть парк развлечений Nickelodeon Universe с американскими горками, аквариум, парк динозавров, спортивный центр и т.д. Другой пример - в Испании в ТРЦ Puerto Venecia архитектурной доминантой является искусственное озеро площадью 75 тыс. кв. м, на котором посетители центра могут плавать на лодках, а в комплексе Xanadu в Мадриде функционирует крупнейший в мире крытый горнолыжный склон.



Именно подобные объекты становятся крупными якорями в ТРЦ, куда люди приходят за проведением досуга, а не только за покупками. К сожалению, в России подобных проектов пока нет, но девелоперы уже начинают мыслить в этом направлении: при проектировании все больше площадей отводится сфере развлечений, более интересно оформляются общественные зоны. Например, в ТРЦ «Авипарк» в Москве установлен огромный цилиндрический аквариум с тропическими рыбами. А в 2019 г. ГК «Регионы» готовится открыть торговое пространство «Остров мечты» с крытым парком развлечений и большим ландшафтным парком с благоустроенной набережной.



ТРЦ не могут игнорировать и развитие цифровых технологий, поэтому необходимо использование многоканальной стратегии взаимодействия с клиентами. Отличный пример - мобильное приложение, привязанное к геолокации. Это хороший инструмент, посредством которого можно не только сделать посещение ТРЦ более комфортным для покупателей, но и делать максимально персонализированные предложение, отслеживая поведение покупателей в режиме реального времени. Кроме того, сегодня многие крупные торговые центры начинают также уходить в e-commerce. Успешно с этим справился Walmart за счет приобретения онлайн-ретейлера Jet.com. В будущем данная тенденция будет только развиваться, крупные торговые центры начнут создавать свои онлайн-витрины, marketplace и будут обслуживать клиентов в интернете.


иГРОКИ РЫНКА

Дельта Эстейт / Delta Estate

Земцова Елена

Консалтинг и брокеридж

Дельта Эстейт / Delta Estate

Материалы по теме

Точка зрения

О современной архитектуре торговых центров

Александра Разина, ведущий архитектор Blank Architects
 
07.08
Точка зрения

Шоу-рум как технологичный формат привлечения покупателей

Максим Нескоромный, исполнительный директор PRIDEX, партнер
 
16.07
Точка зрения

Как вдохнуть в объект новую жизнь?

Светлана Малышкина, ведущий консультант RealJet
 
06.07

журнал CRE 22-1 (358)

16.12.2019-15.01.2020
Девелопмент: Строительный обряд Несмотря на восстановление девелоперской активности и завершение острой фазы пятилетнего кризисного цикла, на рынок по-прежнему влияют дорогое финансирование, спад покупательской способности, изменение потребительского поведения и трансформация кадровых и логистических сегментов.  Консалтинг: Запишитесь на консультацию Увеличение спроса на консультационные услуги во всех сегментах, рост интереса к запросам для новых и нетрадиционных формато...

Популярное

Сделка

Morgan Stanley можно поздравить!

Часть «Галереи» в Петербурге наконец-то продана. Morgan Stanley удалось закрыть сделку в конце декабря. Арабский фонд Mubadala приобрел 49%. 
17.01
Сделка

Sminex выбрал Сeo Spaces

Sminex заключил крупнейшую сделку по аренде сервисных офисов, арендовав 3100 кв. м в Сeo Spaces на Кадашевской набережной.
 
17.01
Инвестиции

«Олимпийский» потягается с «Октябрем»

В Москве откроют альтернативную площадку для кинопоказов.
 
17.01
Проект

IKEA отходит от привычных форматов

IKEA построит в Вене торговый центр нового типа.
 
17.01
Сделка

Renaissance Development продала часть Neva Towers

Компания Metrika Investments, структура концерна «Россиум», купила у Renaissance Development часть МФК Neva Towers в деловом центре «Москва-сити» - около 56 000 кв. м офисов.
21.01
Проект

MR Group построит на Волоколамском

На Волоколамском шоссе появится крупнейший жилой проект от MR Group.
 
21.01
Проект

«Колди» построит второй БЦ у Павелецкого вокзала

Офисный комплекс класса А площадью 35 тыс. кв. м станет второй очередью кластера, который уже реализует «Колди».
20.01

подпишись НА эксклюзивные новости cre