Как отмечают девелоперы, в целом складской рынок региона стабилен и начинает активизироваться по отдельным направлениям. Заметно оживился производственный сектор. Если до середины 2017 г. заявок от производителей на строительство индустриальных и складских объектов практически не было, то в 2018-м их доля стабильно росла – с 18,9% в первом квартале до 31,2% в четвертом.
Лидирующие позиции на складском рынке в ушедшем году сохранил формат build-to-suit. Эксперты «А Плюс Девелопмент» объясняют это рядом факторов. С одной стороны, в условиях нестабильности экономики BTS все более интересен не только девелоперам, но и инвесторам. С другой, складской рынок продолжает двигаться в сторону специализации, все более явным становится его деление на форматы. Продуктовые ретейлеры предпочитают мультитемпературные склады. Фармацевтика, производство и интернет-торговля все активнее внедряют технологии автоматизации. А именно компании данного профиля являются ключевыми заказчиками индустриально-складских объектов.
По итогам года на складском рынке Петербурга существенно сократилась вакансия. Она упала до 3%, что практически в два раза меньше уровня 2017-го. Однако это не привело к каким-либо серьезным изменениям – ни к росту объемов строительства, ни к росту арендных ставок.
Лидирующие позиции на складском рынке в ушедшем году сохранил формат build-to-suit. Эксперты «А Плюс Девелопмент» объясняют это рядом факторов. С одной стороны, в условиях нестабильности экономики BTS все более интересен не только девелоперам, но и инвесторам. С другой, складской рынок продолжает двигаться в сторону специализации, все более явным становится его деление на форматы. Продуктовые ретейлеры предпочитают мультитемпературные склады. Фармацевтика, производство и интернет-торговля все активнее внедряют технологии автоматизации. А именно компании данного профиля являются ключевыми заказчиками индустриально-складских объектов.
По итогам года на складском рынке Петербурга существенно сократилась вакансия. Она упала до 3%, что практически в два раза меньше уровня 2017-го. Однако это не привело к каким-либо серьезным изменениям – ни к росту объемов строительства, ни к росту арендных ставок.
«Спрос на складские площади со стороны арендаторов обеспечен не расширением бизнеса, а переездами с одного объекта на другой в поисках лучших условий аренды. Ожидать всплеска девелоперской активности на рынке не стоит. Сегодня ситуация стабильна – площади заполняются постепенно. Учитывая уровень спроса, можно ожидать, что новые проекты в регионе продолжат появляться с той же частотой. Ставки изменятся вряд ли. Поднимать их не будут, так как нет повышенного спроса. Опускать тоже, так как их нынешний уровень находится на грани рентабельности», – отметил Антон Бондаренко, коммерческий директор «А Плюс Девелопмент».
Самой востребованной локацией на складском рынке Петербурга в 2018 г. стало южное направление города, в частности, участки возле проектируемой платной дороги «Москва-Санкт-Петербург». Она появится к концу 2019 г. за кольцевой дорогой вдоль Московского шоссе. Именно эта магистраль будет служить драйвером развития логистики в регионе в ближайшем будущем.
Итоги года на складском рынке Петербурга в цифрах, по данным «А Плюс Девелопмент»:
- До 22% от общего количество заявок на строительство новых складских и индустриальных объектов пришлось на проекты в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Количество запросов на проекты в регионе растет.
- 26,5% составила доля производства в структуре спроса на строительство индустриальных и складских площадей.
- Лидерами спроса на строительство и аренду складских площадей остались ретейлеры. В 2018 г. доля заявок от представителей торговли составила 56,7%.
- Самыми востребованными в аренду были небольшие складские помещения, в среднем 3 тыс. кв. м.
- Самыми востребованными при строительстве в формате build-to-suit были проекты площадью от 10 до 25 тыс. кв. м.