Апартаменты: золотой ключик от лучших локаций и активный элемент в таблице инвестиций Петербурга

Евгения Тучкова, заместитель директора департамента стратегического консалтинга Colliers International в Санкт-Петербурге
 
11411
Рынок сервисных апартаментов Северной столицы развивается бурными темпами – только на сегодняшний день в городе, по данным Colliers International, функционирует восемь сервисных апарт-отелей, которые суммарно насчитывают 3670 номеров. Еще 4 комплекса сервисного формата и две новые очереди в действующих комплексах запланированы к сдаче на 2019 год. В высоконкурентной среде девелоперы соревнуются не только качественными параметрами, но и обещаниями в отношении будущей доходности.

Периодическая система

Формат сервисных апартаментов в Петербурге начал свое развитие с появлением на рынке многофункционального комплекса YE’S в Выборгском районе, продажи которого стартовали в 2011 г. Успех проекта, в совокупности с ограниченным количеством пригодных для строительства жилья участков, послужил отправной точкой для развития сегмента апартаментов в городе: вслед за YE’S рынок стал точечно прирастать новыми проектами. Только за последние пять лет объем первичного рынка апартаментов в Петербурге вырос более чем в четыре раза – со 189 000 кв. м до 796 000 кв. м. При этом большая доля – 60% в проектах, представленных сегодня к продаже в рамках городской локации Петербурга, - приходится на сервисные апартаменты.



В 2018 г. доля инвестиционных покупок в общем объеме продаж апартаментов достигала от 75% до 80% от общего количества проданных апартаментов в квартал, в то время как на этапе зарождения сегмента – в 2011 г. - с долей 70% превалировали покупки для собственных нужд. Сегодня на них, а также спекулятивные покупки – с целью дальнейшей перепродажи номера - приходится всего от 10% до 25% сделок. 

По сути сервисные апартаменты представляют собой продукт на стыке двух сегментов: жилого и гостиничного. С одной стороны, апартаменты – это возможность проживать в историческом центре Петербурга, там, где жилье построить нельзя. С другой стороны, арендовать апартамент и получить сервис, близкий к гостиничному, можно как на сутки, так и на несколько месяцев. Сегмент апартаментов становится не только более заметным, активным «элементом» в структуре инвестиций в недвижимость Петербурга, но и более профессиональным, конкурентоспособным игроком на рынке гостиничных услуг.

Восток-Запад

В общемировой практике востребованность апарт-отелей становилась все более заметной со второй половины XX в., с ростом глобализации и делового туризма. Возросла мобильность населения, появилась потребность в проживании на два города. Изменился и характер путешествий: для большинства туристов ценной стала сама возможность путешествовать, без претензий к излишней роскоши и лоску.

Крупнейшим рынком сервисных апарт-отелей являются страны северной Америки – Канада и США. По данным исследования The Apartment Service, на начало 2018 г. 54% от числа всех сервисных апартаментов в мире суммарно приходилось на две страны североамериканского континента, что не удивительно, поскольку и в Канаде, и в США высоко развит рынок арендного жилья. Широкое распространение апарт-отели получили также в густонаселенных азиатских и европейских странах. В последние несколько лет сегмент динамично развивается и в регионах Ближнего Востока и Африки.



В портфолио международных гостиничных операторов апарт-отели занимают отдельную нишу. Это отели формата extended stay, номера в которых имеют увеличенную площадь в сравнении с номерами в классическом отеле. Концепция апарт-отелей выстраивается в соответствии с идеей создания «дома вдали от дома». Так, каждый номер в апарт-отеле функционально зонирован на кухонную, рабочую и спальную зоны.

Для гостиничных операторов наличие апартаментного бренда в портфолио является способом диверсифицировать портфолио. Апарт-отель несет меньшие, по сравнению с классической гостиницей, риски, связанные с заполняемостью отеля. Апарт-отели в меньшей степени подвержены фактору сезонности туристического спроса, поэтому показатели загрузки апарт-отеля демонстрируют стабильность на протяжении всего года. Так, по данным отельеров, среднегодовой уровень загрузки апарт-отелей в крупных центрах деловой активности не опускается ниже 72%. В дополнение, апарт-отель требует меньших операционных расходов, поскольку средний срок проживания в них гораздо выше, а число обслуживающего персонала на один отель – меньше, чем в гостинице.

Доходность апартаментов, или атомное число элемента

Сегодня ряд девелоперов в Петербурге также рассматривают возможность привлечения крупных международных гостиничных операторов к управлению своими комплексами апартаментов. Ряд таких проектов ожидается к анонсированию на рынке в ближайшее время, и по оценке экспертов, тенденция способна вывести рынок на новый уровень, повысить привлекательность сервисных апартаментов, в том числе – благодаря повышению узнаваемости. На сегодня в городе представлен единственный апарт-отель Staybridge Suites под управлением международного оператора IHG.



При этом стоит отметить, что рынок апартаментов в Петербурге пока находится в начальной стадии развития, поэтому обещанные доходности зачастую не подтверждаются серьезными гарантиями со стороны девелопера или управляющей компании. По мере развития этого рынка и повышения конкуренции, по мере того как все большее число таких проектов будет выходить в операционную стадию, условия получения частным инвестором дохода будут становиться все более прозрачными и корректными. По крайней мере – в сегменте профессиональных и надежных игроков, имеющих подтвержденный и успешный опыт реализации подобных проектов. По подсчетам экспертов Colliers International, после вычета всех обязательных платежей и расходов, реальные цифры доходности близки к 7-8% годовых для построенных объектов, до налогообложения.

Все большее число частных инвесторов начинает понимать преимущества нового сегмента, в результате чего в него фактически переходят инвесторы, привыкшие инвестировать в жилье – как для перепродажи по завершении строительства, так и для последующей сдачи в аренду. А емкость этого рынка – несравненно больше, так что потенциал спроса очевидно очень высок, тем более с учетом снижения доходности вложений в строящееся жилье на фоне последних изменений в 214 ФЗ.

Согласно прогнозам Colliers International, к концу 2022 г. число номеров в апарт-отелях сервисного формата превысит 15 000, а их совокупная площадь составит более 480 тыс. кв. м.


Материалы по теме

Точка зрения

Как заработать на сервисных апартаментах?

Екатерина Запорожченко, коммерческий директор ГК Docklands Development
 
18.02
Исследования рынка

Апартаменты – все элитнее и премиальнее

На апартаменты приходится пятая часть предложения Москвы.
 
28.01
Экспертный анализ

О конкуренции апартаментов и гостиниц

По данным Colliers International, c 2013 г. объем первичного рынка апартаментов в Петербурге вырос более чем в четыре раза – со 189 000 кв. м до 796 000 кв. м. При этом большая доля – 65% - в проектах, представленных к продаже на конец третьего квартала 2018 г., приходится на сервисные апартаменты.
17.01

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12
Источник: Пресс-служба Pridex
Назначения

Двойное усиление: Pridex Spaces укрепляет команду

Компания объявляет сразу о двух ключевых назначениях.
 
19.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre