Апартаменты: золотой ключик от лучших локаций и активный элемент в таблице инвестиций Петербурга

Евгения Тучкова, заместитель директора департамента стратегического консалтинга Colliers International в Санкт-Петербурге
 
11320
Рынок сервисных апартаментов Северной столицы развивается бурными темпами – только на сегодняшний день в городе, по данным Colliers International, функционирует восемь сервисных апарт-отелей, которые суммарно насчитывают 3670 номеров. Еще 4 комплекса сервисного формата и две новые очереди в действующих комплексах запланированы к сдаче на 2019 год. В высоконкурентной среде девелоперы соревнуются не только качественными параметрами, но и обещаниями в отношении будущей доходности.

Периодическая система

Формат сервисных апартаментов в Петербурге начал свое развитие с появлением на рынке многофункционального комплекса YE’S в Выборгском районе, продажи которого стартовали в 2011 г. Успех проекта, в совокупности с ограниченным количеством пригодных для строительства жилья участков, послужил отправной точкой для развития сегмента апартаментов в городе: вслед за YE’S рынок стал точечно прирастать новыми проектами. Только за последние пять лет объем первичного рынка апартаментов в Петербурге вырос более чем в четыре раза – со 189 000 кв. м до 796 000 кв. м. При этом большая доля – 60% в проектах, представленных сегодня к продаже в рамках городской локации Петербурга, - приходится на сервисные апартаменты.



В 2018 г. доля инвестиционных покупок в общем объеме продаж апартаментов достигала от 75% до 80% от общего количества проданных апартаментов в квартал, в то время как на этапе зарождения сегмента – в 2011 г. - с долей 70% превалировали покупки для собственных нужд. Сегодня на них, а также спекулятивные покупки – с целью дальнейшей перепродажи номера - приходится всего от 10% до 25% сделок. 

По сути сервисные апартаменты представляют собой продукт на стыке двух сегментов: жилого и гостиничного. С одной стороны, апартаменты – это возможность проживать в историческом центре Петербурга, там, где жилье построить нельзя. С другой стороны, арендовать апартамент и получить сервис, близкий к гостиничному, можно как на сутки, так и на несколько месяцев. Сегмент апартаментов становится не только более заметным, активным «элементом» в структуре инвестиций в недвижимость Петербурга, но и более профессиональным, конкурентоспособным игроком на рынке гостиничных услуг.

Восток-Запад

В общемировой практике востребованность апарт-отелей становилась все более заметной со второй половины XX в., с ростом глобализации и делового туризма. Возросла мобильность населения, появилась потребность в проживании на два города. Изменился и характер путешествий: для большинства туристов ценной стала сама возможность путешествовать, без претензий к излишней роскоши и лоску.

Крупнейшим рынком сервисных апарт-отелей являются страны северной Америки – Канада и США. По данным исследования The Apartment Service, на начало 2018 г. 54% от числа всех сервисных апартаментов в мире суммарно приходилось на две страны североамериканского континента, что не удивительно, поскольку и в Канаде, и в США высоко развит рынок арендного жилья. Широкое распространение апарт-отели получили также в густонаселенных азиатских и европейских странах. В последние несколько лет сегмент динамично развивается и в регионах Ближнего Востока и Африки.



В портфолио международных гостиничных операторов апарт-отели занимают отдельную нишу. Это отели формата extended stay, номера в которых имеют увеличенную площадь в сравнении с номерами в классическом отеле. Концепция апарт-отелей выстраивается в соответствии с идеей создания «дома вдали от дома». Так, каждый номер в апарт-отеле функционально зонирован на кухонную, рабочую и спальную зоны.

Для гостиничных операторов наличие апартаментного бренда в портфолио является способом диверсифицировать портфолио. Апарт-отель несет меньшие, по сравнению с классической гостиницей, риски, связанные с заполняемостью отеля. Апарт-отели в меньшей степени подвержены фактору сезонности туристического спроса, поэтому показатели загрузки апарт-отеля демонстрируют стабильность на протяжении всего года. Так, по данным отельеров, среднегодовой уровень загрузки апарт-отелей в крупных центрах деловой активности не опускается ниже 72%. В дополнение, апарт-отель требует меньших операционных расходов, поскольку средний срок проживания в них гораздо выше, а число обслуживающего персонала на один отель – меньше, чем в гостинице.

Доходность апартаментов, или атомное число элемента

Сегодня ряд девелоперов в Петербурге также рассматривают возможность привлечения крупных международных гостиничных операторов к управлению своими комплексами апартаментов. Ряд таких проектов ожидается к анонсированию на рынке в ближайшее время, и по оценке экспертов, тенденция способна вывести рынок на новый уровень, повысить привлекательность сервисных апартаментов, в том числе – благодаря повышению узнаваемости. На сегодня в городе представлен единственный апарт-отель Staybridge Suites под управлением международного оператора IHG.



При этом стоит отметить, что рынок апартаментов в Петербурге пока находится в начальной стадии развития, поэтому обещанные доходности зачастую не подтверждаются серьезными гарантиями со стороны девелопера или управляющей компании. По мере развития этого рынка и повышения конкуренции, по мере того как все большее число таких проектов будет выходить в операционную стадию, условия получения частным инвестором дохода будут становиться все более прозрачными и корректными. По крайней мере – в сегменте профессиональных и надежных игроков, имеющих подтвержденный и успешный опыт реализации подобных проектов. По подсчетам экспертов Colliers International, после вычета всех обязательных платежей и расходов, реальные цифры доходности близки к 7-8% годовых для построенных объектов, до налогообложения.

Все большее число частных инвесторов начинает понимать преимущества нового сегмента, в результате чего в него фактически переходят инвесторы, привыкшие инвестировать в жилье – как для перепродажи по завершении строительства, так и для последующей сдачи в аренду. А емкость этого рынка – несравненно больше, так что потенциал спроса очевидно очень высок, тем более с учетом снижения доходности вложений в строящееся жилье на фоне последних изменений в 214 ФЗ.

Согласно прогнозам Colliers International, к концу 2022 г. число номеров в апарт-отелях сервисного формата превысит 15 000, а их совокупная площадь составит более 480 тыс. кв. м.


Материалы по теме

Точка зрения

Как заработать на сервисных апартаментах?

Екатерина Запорожченко, коммерческий директор ГК Docklands Development
 
18.02
Исследования рынка

Апартаменты – все элитнее и премиальнее

На апартаменты приходится пятая часть предложения Москвы.
 
28.01
Экспертный анализ

О конкуренции апартаментов и гостиниц

По данным Colliers International, c 2013 г. объем первичного рынка апартаментов в Петербурге вырос более чем в четыре раза – со 189 000 кв. м до 796 000 кв. м. При этом большая доля – 65% - в проектах, представленных к продаже на конец третьего квартала 2018 г., приходится на сервисные апартаменты.
17.01

журнал CRE 7(441)

Июль
Вышел из печати CRE №7 (441) Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Читайте в номере: АКТУАЛЬНО Ушли в коммерцию: перейдут ли инвесторы из жилой недвижимости в коммерческую? Эксперты журнала ожидают возвращения интереса к коммерческой недвижимости у игроков рынка, однако подчеркивают, что процесс этот не будет слишком активным. ТЕМА НОМЕРА Это моя поляна: как укрупнение сегмента девелопмента влияет на отрасль и отдельные ее направления. УПРАВЛЕНИЕ ...

Популярное

Источник: Kanzler
Экспертный анализ

Кодовое слово: как менялся дресс-код на рынке недвижимости

Лето-2024 стало одним из самых жарких в истории наблюдений, и семь из десяти компаний Москвы и Подмосковья, по данным SuperJob, смягчили дресс-код. При этом, многие сотрудники российских бизнесов поддерживают соблюдение стандартов даже летом: 36% опрошенных «Авито» считают, что носить прозрачную одежду на работе категорически нельзя, 31% против ношения маек, кроп-топов и «вещей с оголённой талией», 29% — шорт, но только на мужчинах. Ещё 26% не радуют тапочки или сланцы коллег, 22% респондентов-женщин – глубокие декольте, и только 31% респондентов не раздражает ничего. Ведущие эксперты российского рынка недвижимости, ритейла, логистики и индустрии гостеприимства вспомнили для CRE, как менялся дресс-код в отрасли за тридцать лет, и поделились, что можно, а что нельзя в их офисах и вне офисов (но в рабочее время) сегодня.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
22.07
Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (15-21 июля)

Готовящаяся сделка Radius Group и Ozon, новый крупный склад под Уфой, новости Accent Capital, O1 Properties и У Aspace, блины в красноярской «Планете», крупные складские сделки в Петербурге и Москве, ход работ в Stone Ленинский, а также новая статья из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке. 
21.07
Источник: SOK
Экспертный анализ

Наденьте это немедленно

38% сотрудников российских компаний всегда придерживаются правил дресс-кода, хотя он их и раздражает. 35% нарушали их, но очень редко, а 40% считают важным соблюдение дресс-кода в офисах в принципе. CRE продолжает серию летних публикаций о том, как менялся дресс-код на рынке недвижимости, в ритейле, логистике, индустрии гостеприимства и смежных сегментах.

Продолжение. Начало - здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
23.07
Источник: cre.ru
Проект

«Гранель» построит склад для Ozon

Ozon займет склад, который построит «Гранель» в Новой Москве.
 
22.07
Источник: Пресс-служба Business Club
Игроки рынка

Business Club построит премиальный БЦ на Ходынке

Business Club презентовал бизнес-центр нового формата.

24.07
Источник: Pridex
Открытие

Штаб-квартира «Уральской Стали» переехала на Пресню

Головной офис одного из лидеров металлургического рынка площадью 4 тыс. кв. м реализован компанией Pridex на территории бывшего лакокрасочного завода братьев Мамонтовых.
23.07
Источник: CRE
Открытие

YoBody Fitness пришел на ЗИЛ

Фитнес займет свыше 1 900 кв. м в ТРЦ ЗУМ. 
22.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre