Поколение Y не откажется от офисов

28 февраля прошла XI ежегодная офисная конференция Knight Frank «На работу с радостью», которую посетили более 200 экспертов и представителей рынка. В центре внимания оказались вопросы совместной работы в одном пространстве поколения X и Y и того, какие изменения повлечет выход миллениалов на рынок труда.
5824
• Основными темами дискуссии XI ежегодной офисной конференции Knight Frank «На работу с радостью» стали привлечение и удержание талантов, а также развитие новых площадок и территорий для офисных проектов. 

Михаил Ан, министр инвестиций и инноваций Правительства Московской области, отмечает, что в прошлом году офисная недвижимость принесла Московской области в разы больше налогов в госбюджет, чем другие отрасли, например, промышленность. На настоящий момент планируется ряд проектов БЦ за МКАД, которые, как предполагается, децентрализуют плотное сосредоточение рабочей силы в центре столицы и равномерно перераспределят ее.

• В достаточной обеспеченности новых объектов арендаторами сомнений у спикеров не осталось. По словам Асылхана Сыздыкова, управляющего ОАО Сбербанк России Восточного отделения по Московской области, все больше работодателей задумываются о то, где и какое жилье смогут позволить себе сотрудники, исходя из фонда оплаты труда, и планируют расположение своих офисов с учетом их интересов. 

• По словам Марии Зиминой, руководителя направления по работе с арендаторами департамента офисной недвижимости Knight Frank, рабочее место становится определяющим фактором при трудоустройстве миллениалов. Например, средний срок пребывания IT-специалиста в крупнейших корпорациях составляет в среднем от 2 лет, что делает вопрос по удержанию и привлечению талантливых молодых кадров приоритетным на глобальном уровне. В современных условиях офисное пространство должно максимально отойти от традиционных форматов, чтобы полностью соответствовать активному образу жизни молодых специалистов и одновременно поддерживать требуемый уровень концентрации. 

• Елена Малиновская, директор по аренде управления недвижимости Millhouse, в своем выступлении рассказала подробнее о крупнейших компаниях на российском рынке, которые успешно работают с поколением Y. Наиболее интересными примерами компаний с таким подходом среди арендаторов проектов Millhouse стали Google, Avito, Microsoft и Adidas. Например, в Adidas для стимулирования физической активности сотрудников предусмотрели перемещение по офису на самокатах и лонгбордах, в Microsoft – обязателен один рабочий день вне офиса, а система hot desk распространяется не только на рабочие места, но и на парковочные, в  Google – удаленность от рабочих мест еды в зависимости от ее полезности (health food – в пределах «вытянутой руки», а вот  до выпечки – придется пройтись). При этом внедрение системы hot desk на рабочих и даже парковочных местах позволило сократить площадь офиса на 20-30%, в то же время 30-50% площади можно отдать под рекреационные зоны, что представляет сотрудникам более гибкие условия труда.

• Как замечает Юлия Анисимова, генеральный директор Offiсe Line кадрового холдинга АНКОР, в настоящий момент меняются основные тенденции и предпочтения в работе у сотрудников. Хотя первое место в топе приоритетов и критериев выбора работодателей, по данным компании АНКОР, стабильно занимают хорошая оплата труда и финансовая стабильность – с 69% до 76% и с 60% до 65% за 2017-2018 гг. соответственно. Однако все больше прослеживается рост значимости интересной работы и удобного месторасположения – с 27% до 40% и с 29% до 32% за 2017-2018 гг. соответственно.

Ольга Булатова, партнер компании EY, директор Академии бизнеса EY в СНГ, особенно подробно осветила тему разницы восприятия рабочего процесса у поколений X и Y. По словам спикера, для наилучшей работы с миллениалами работодателю необходимо учитывать ряд факторов, в частности, обеспечение непрерывной связи внутри коллектива, создание доверительных отношений, системы поощрений сотрудников, а также гибкость.

• Мария Зимина также представила аналитику по офисному рынку в столице. По данным специалистов Knight Frank, суммарная доля предложения офисных площадей класса А и В ведущих портфельных девелоперов в сегменте в настоящий момент находится на уровне 26%. Среднее количество объектов в портфеле ключевых игроков – 7 проектов. При этом средний размер портфеля компании, образованной до 2000 г., составляет 11 зданий, а после – 5 зданий. 

• Средний возраст проекта в портфеле крупнейших застройщиков – порядка 9 лет, средний размер здания – порядка 30 000 кв. м. Так, из 21 крупнейшей компании планы по выходу новых проектов есть у 11 игроков. В топ-5 крупнейших застройщиков в сегменте - O1 Properties, Plaza Development, АО «Корпорация А.Н.Д.», ENKA и KR Properties. 

• Согласно данным Knight Frank, в 2019 г. количество свободных офисных блоков площадью не менее 1000 кв. м составляет 210 помещений, меньше всего такие площади представлены в районе ТТК-МКАД. Далее следуют 73 офисных блока площадью не менее 5000 кв. м, 38 – площадью более 10 000 кв. м и 16 – площадью более 20 000 кв. м. 

• По сравнению с 2017 годом в Центральном деловом районе количество вакантных офисных блоков площадью не менее 1000 кв. м сократилось на 18%, в районе ТТК-МКАД – на 26%, в районе ТТК и МКАД – по 5%. Примечательна также тенденция в существенном сокращении свободных площадей более 20 000 кв. м на территории центрального делового района, вплоть до полного их исчезновения в 2019 г.

• Специалисты Knight Frank прогнозируют выход 11 новых проектов в 2019 г.:  «Смоленский Пассаж II» (13 700 кв. м), «Искра-Парк» (49 700 кв. м), «Якорь» (9 970 кв. м), «Академик» (26 000 кв. м), «Амальтея», «Стратос», «Орбион» (вместе 90 000 кв. м) и Технопарк «Отрадное» (18 000 кв. м), «ВТБ Арена Парк» (27 000 кв. м), «Алкон-2» (22 900 кв. м), МФК «Аминьевское шоссе» (28 900 кв. м), Sky House (17 100 кв. м) и «Верейская Плаза IV» (49 600 кв. м).

• Также реализация самых интересных проектов намечена на 2020-2021 гг.: «Нева Тауэрс» (50 100 кв. м), «Парк Легенд» (43 320 кв. м), «2-ая Брестская ул, 50/2», «Грузинский вал, 11» (62 450 кв. м), «Аркус IV» (18 000 кв. м), «Комсити» (Фаза Браво) (55 000 кв. м). 


иГРОКИ РЫНКА

Millhouse

Малиновская Елена

Консалтинг и брокеридж

NF Group

Материалы по теме

Экспертный анализ

Как госкомпании подогревают спрос на крупные офисы

Аналитики Делового квартала Neopolis проанализировали спрос на рынке офисов А-класса за период с января 2014 по декабрь 2018 гг. Как показало исследование, за эти годы спрос со стороны госкорпораций и компаний с государственным участием на аренду и покупку крупных офисных блоков в высококлассных офисных центрах вырос почти в два раза.
11.03
Экспертный анализ

Ретейлу нужны офисы

В 2018 г. впервые в истории московского рынка офисной недвижимости основными арендаторами офисных помещений стали ретейл-компании: их доля увеличилась c 7% в 2017 г. до 15% в 2018 г.
04.03
Экспертный анализ

На офисном рынке Москвы начался рост ставок

По данным компании JLL, совокупный годовой объем спроса на офисы Москвы составил 1,39 млн кв. м, что сопоставимо с объемом предыдущего года. На фоне высокого спроса и минимального объема нового предложения запрашиваемые ставки аренды за год продемонстрировали рост в объектах класса А и В+ – на 6,3% и 3,2% соответственно.
01.03

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №11 (445). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (16-22 декабря)

«Риотэкс» досдал очередной БЦ и приобрел новый - уже 16-й, в Москве подвели итоги года для разных сегментов коммерческой недвижимости, Accent Capital завершила инвестиционный цикл СК «А-Терминал», MR Group достраивает штаб-квартиру Яндекса, новый «Термолэнд» открылся в Москве, розничной торговле подвели итоги в материале CRE Retail, Pridex Spaces усилила команду, X5 Group может заключить крупнейшую сделку по аренде офисов, а Дом.РФ выставил на продажу землю под склады.
22.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Жизнь замечательных сетей: темпы роста онлайна замедляются, а покупатели начали возвращаться в оффлайн

По итогам 2024 года, объём продаж на рынке e-commerce в России вырастет на 36%, достигнув 10,7 трлн рублей. Впервые в истории российского ритейла покупки одежды и обуви онлайн догнали оффлайн. Доля e-commerce в стране продолжает увеличиваться по всем сегментам, и по отдельным уже к 2028-му превысит 80 %, прогнозируют в INFOLine. На стороне онлайна весь 2024-й по-прежнему играли удобство «магазина на диване», «бесконечная полка» и более привлекательные, по сравнению с «каменной розницей», схемы налогообложения. Однако уже к концу 2024-го сразу несколько категорий покупателей начали разворачиваться в сторону «каменной розницы» с её более высоким качеством клиентского опыта, возможностями социализации и «атмосферностью». И хотя пока количество «возвращенцев» для игроков онлайна – как слону дробина, ценовая и кадровая гонка на фоне растущих претензий к сервису и товарам, инфляции, удорожания и усложнения логистики, транзакций, дефицита складских площадей, ужесточения условий работы и усиления внимания к отрасли государства, а также фундаментальных проблем самих бизнес-моделей электронных площадок, уже в 2025-м могут запустить в e-commerce кардинальные изменения.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail

Продолжение. Начало см. здесь и здесь
20.12
Источник: CRE
Переговоры

«Сберлогистика» может отказаться от части складов

На рынок может выйти более 1,5 млн кв. м площадей в складских комплексах, построенных и строящихся для компании.
23.12
Источник: Галс-Девелопмент
Переговоры

X5 Group заедет в БЦ Dubinin’Sky

Ритейлер договаривается с «Галс-девелопмент» об аренде 35 000 кв. м офисов в строящемся БЦ. Консультант сделки - NF Group.
20.12
Источник: Agalarov Development
Проект

Agalarov Development построит курортный комплекс в Узбекистане

Sea Breeze Uzbekistan расположится на 570 га на берегу озера Чарвак. Проектом предусмотрены жилье, гостиницы, рестораны, развлекательная и оздоровительная инфраструктура. 
20.12
Источник: NF Group
Игроки рынка

В ТЦ «Мой Молл» новые арендаторы заняли более 2 500 кв. м

С июля 2024 года здесь открылись Kuchenland, Familia, Kari и детский развлекательный центр «Мир детства». Ожидается открытие клуба виртуальной реальности VR Illusion и зоомагазина «Зоозавр». Коммерческим управлением объекта занимается компания NF Property Management (входит в состав NF Group).
23.12
Источник: Pergaev Bureau
Проект

Апарт-отель откроют в Белокурихе

Комплекс Rizalta отличают обширное озеленение, infiniti-бассейн с видами на горный пейзаж, конференц-центр, озеро и водопады, мультиформатные зоны для прогулок, спорта, игр, площадки для аэротакси и арт-объекты, олицетворяющие историю Алтайского края. Архитектурную концепцию, дизайн среды, интерьеры лобби и ресторана комплекса разработало архитектурное бюро Pergaev Bureau. 
20.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre