Поколение Y не откажется от офисов

28 февраля прошла XI ежегодная офисная конференция Knight Frank «На работу с радостью», которую посетили более 200 экспертов и представителей рынка. В центре внимания оказались вопросы совместной работы в одном пространстве поколения X и Y и того, какие изменения повлечет выход миллениалов на рынок труда.
5933
• Основными темами дискуссии XI ежегодной офисной конференции Knight Frank «На работу с радостью» стали привлечение и удержание талантов, а также развитие новых площадок и территорий для офисных проектов. 

Михаил Ан, министр инвестиций и инноваций Правительства Московской области, отмечает, что в прошлом году офисная недвижимость принесла Московской области в разы больше налогов в госбюджет, чем другие отрасли, например, промышленность. На настоящий момент планируется ряд проектов БЦ за МКАД, которые, как предполагается, децентрализуют плотное сосредоточение рабочей силы в центре столицы и равномерно перераспределят ее.

• В достаточной обеспеченности новых объектов арендаторами сомнений у спикеров не осталось. По словам Асылхана Сыздыкова, управляющего ОАО Сбербанк России Восточного отделения по Московской области, все больше работодателей задумываются о то, где и какое жилье смогут позволить себе сотрудники, исходя из фонда оплаты труда, и планируют расположение своих офисов с учетом их интересов. 

• По словам Марии Зиминой, руководителя направления по работе с арендаторами департамента офисной недвижимости Knight Frank, рабочее место становится определяющим фактором при трудоустройстве миллениалов. Например, средний срок пребывания IT-специалиста в крупнейших корпорациях составляет в среднем от 2 лет, что делает вопрос по удержанию и привлечению талантливых молодых кадров приоритетным на глобальном уровне. В современных условиях офисное пространство должно максимально отойти от традиционных форматов, чтобы полностью соответствовать активному образу жизни молодых специалистов и одновременно поддерживать требуемый уровень концентрации. 

• Елена Малиновская, директор по аренде управления недвижимости Millhouse, в своем выступлении рассказала подробнее о крупнейших компаниях на российском рынке, которые успешно работают с поколением Y. Наиболее интересными примерами компаний с таким подходом среди арендаторов проектов Millhouse стали Google, Avito, Microsoft и Adidas. Например, в Adidas для стимулирования физической активности сотрудников предусмотрели перемещение по офису на самокатах и лонгбордах, в Microsoft – обязателен один рабочий день вне офиса, а система hot desk распространяется не только на рабочие места, но и на парковочные, в  Google – удаленность от рабочих мест еды в зависимости от ее полезности (health food – в пределах «вытянутой руки», а вот  до выпечки – придется пройтись). При этом внедрение системы hot desk на рабочих и даже парковочных местах позволило сократить площадь офиса на 20-30%, в то же время 30-50% площади можно отдать под рекреационные зоны, что представляет сотрудникам более гибкие условия труда.

• Как замечает Юлия Анисимова, генеральный директор Offiсe Line кадрового холдинга АНКОР, в настоящий момент меняются основные тенденции и предпочтения в работе у сотрудников. Хотя первое место в топе приоритетов и критериев выбора работодателей, по данным компании АНКОР, стабильно занимают хорошая оплата труда и финансовая стабильность – с 69% до 76% и с 60% до 65% за 2017-2018 гг. соответственно. Однако все больше прослеживается рост значимости интересной работы и удобного месторасположения – с 27% до 40% и с 29% до 32% за 2017-2018 гг. соответственно.

Ольга Булатова, партнер компании EY, директор Академии бизнеса EY в СНГ, особенно подробно осветила тему разницы восприятия рабочего процесса у поколений X и Y. По словам спикера, для наилучшей работы с миллениалами работодателю необходимо учитывать ряд факторов, в частности, обеспечение непрерывной связи внутри коллектива, создание доверительных отношений, системы поощрений сотрудников, а также гибкость.

• Мария Зимина также представила аналитику по офисному рынку в столице. По данным специалистов Knight Frank, суммарная доля предложения офисных площадей класса А и В ведущих портфельных девелоперов в сегменте в настоящий момент находится на уровне 26%. Среднее количество объектов в портфеле ключевых игроков – 7 проектов. При этом средний размер портфеля компании, образованной до 2000 г., составляет 11 зданий, а после – 5 зданий. 

• Средний возраст проекта в портфеле крупнейших застройщиков – порядка 9 лет, средний размер здания – порядка 30 000 кв. м. Так, из 21 крупнейшей компании планы по выходу новых проектов есть у 11 игроков. В топ-5 крупнейших застройщиков в сегменте - O1 Properties, Plaza Development, АО «Корпорация А.Н.Д.», ENKA и KR Properties. 

• Согласно данным Knight Frank, в 2019 г. количество свободных офисных блоков площадью не менее 1000 кв. м составляет 210 помещений, меньше всего такие площади представлены в районе ТТК-МКАД. Далее следуют 73 офисных блока площадью не менее 5000 кв. м, 38 – площадью более 10 000 кв. м и 16 – площадью более 20 000 кв. м. 

• По сравнению с 2017 годом в Центральном деловом районе количество вакантных офисных блоков площадью не менее 1000 кв. м сократилось на 18%, в районе ТТК-МКАД – на 26%, в районе ТТК и МКАД – по 5%. Примечательна также тенденция в существенном сокращении свободных площадей более 20 000 кв. м на территории центрального делового района, вплоть до полного их исчезновения в 2019 г.

• Специалисты Knight Frank прогнозируют выход 11 новых проектов в 2019 г.:  «Смоленский Пассаж II» (13 700 кв. м), «Искра-Парк» (49 700 кв. м), «Якорь» (9 970 кв. м), «Академик» (26 000 кв. м), «Амальтея», «Стратос», «Орбион» (вместе 90 000 кв. м) и Технопарк «Отрадное» (18 000 кв. м), «ВТБ Арена Парк» (27 000 кв. м), «Алкон-2» (22 900 кв. м), МФК «Аминьевское шоссе» (28 900 кв. м), Sky House (17 100 кв. м) и «Верейская Плаза IV» (49 600 кв. м).

• Также реализация самых интересных проектов намечена на 2020-2021 гг.: «Нева Тауэрс» (50 100 кв. м), «Парк Легенд» (43 320 кв. м), «2-ая Брестская ул, 50/2», «Грузинский вал, 11» (62 450 кв. м), «Аркус IV» (18 000 кв. м), «Комсити» (Фаза Браво) (55 000 кв. м). 


иГРОКИ РЫНКА

Millhouse

Малиновская Елена

Консалтинг и брокеридж

NF Group

Материалы по теме

Экспертный анализ

Как госкомпании подогревают спрос на крупные офисы

Аналитики Делового квартала Neopolis проанализировали спрос на рынке офисов А-класса за период с января 2014 по декабрь 2018 гг. Как показало исследование, за эти годы спрос со стороны госкорпораций и компаний с государственным участием на аренду и покупку крупных офисных блоков в высококлассных офисных центрах вырос почти в два раза.
11.03
Экспертный анализ

Ретейлу нужны офисы

В 2018 г. впервые в истории московского рынка офисной недвижимости основными арендаторами офисных помещений стали ретейл-компании: их доля увеличилась c 7% в 2017 г. до 15% в 2018 г.
04.03
Экспертный анализ

На офисном рынке Москвы начался рост ставок

По данным компании JLL, совокупный годовой объем спроса на офисы Москвы составил 1,39 млн кв. м, что сопоставимо с объемом предыдущего года. На фоне высокого спроса и минимального объема нового предложения запрашиваемые ставки аренды за год продемонстрировали рост в объектах класса А и В+ – на 6,3% и 3,2% соответственно.
01.03

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: Пресс-служба «Кристалл»
Проект

В Хосте откроют санаторий «Кристалл»

В Сочи впервые за 25 лет открывается новый санаторий «Кристалл», построенный с нуля.
 
15.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre