Сколько кофе выпивают россияне?

По данным компании Knight Frank, в настоящее время на российском рынке проходит третья волна открытий кофеен. В отличие от первых двух, с 2013 г. активно развиваются небольшие авторские сети кофеен и кофе-баров на фоне изменений покупательского поведения.
14477
Тем не менее, рынок кофеен далек от насыщения. Сейчас в городах-миллионниках работает около 5 000 кофеен, при этом объем рынка составляет цифра 130 млрд руб., а потенциал с учетом потребительских возможностей – 1 трлн руб., что в 7,6 больше текущей насыщенности рынка. Потенциал рынка Москвы составляет более 120 млрд руб., что в 4 раза превосходит текущее значение.

• В России потребление кофе в расчете на человека значительно уступает европейским странам и США – всего 21 литр кофе в год в среднем выпивает россиянин, при этом в Москве этот показатель в два раза выше – 41 литр. Для сравнения: финн в среднем потребляет 200 литров кофе в год. 

• По данным аналитиков Knight Frank, в столице около половины экономически активного населения регулярно покупает кофе. 25% совершают покупку ежедневно, половина – 1-2 раза в неделю, остальные – примерно раз в месяц. Таким образом, потенциал рынка Москвы составляет более 120 млрд руб., что в 4 раза превосходит текущее значение. 

• В последние 5 лет активно развиваются небольшие авторские сети кофеен и кофе-баров. На данный момент в Москве более 1 000 заведений, относящихся к формату кофейни или кофе-бара, и более половины из них работают в формате coffee-to-go, суммарно составляя около 5% от московского рынка общественного питания.

• Согласно данным аналитиков, ежегодный прирост по количеству кофеен всех типов в России составляет в среднем 3%, кофеен типа «кофе на вынос» – 7%. И в ближайшем будущем темпы прироста могут увеличиться – этому способствует развитие культуры потребления кофейных напитков (рост спроса) и доступный вход на рынок (для открытия кофейни не сетевого оператора формата «на вынос» достаточно 500 тыс. руб.). 



• По данным исследования компании Business Planer, посещаемость традиционных кафе (кофейня с едой) в России снизилась на 11%, тогда как трафик в coffee-to-go – вырос на 23%. По мнению аналитиков Knight Frank, это связано с более динамичным образом жизни, особенно для молодежной группы потребителей, а также со снижением покупательских возможностей (чашка кофе «с собой» дешевле аналогичной позиции в кафе). 

• К первой волне открытия кофеен относятся кафе, запущенные в период с 1998 по 2000-е гг. Самой быстро растущей сетью «первого поколения» стала «Шоколадница», которая за пятилетний период (2008-2013 гг.) увеличилась почти в 5 раз и вдобавок поглотила своего главного конкурента. «Кофе Хауз», в свою очередь, открывшийся в 1999 г., стремительно вырос за 9 лет до 190 точек. Сейчас общее число кофеен «Кофе Хауза» и «Шоколадницы» составляет 612 – это самая многочисленная сеть кофеен в России.

• Вторая волна развития сетевых кофеин началась в 2007 г. с открытием легендарной сети Starbucks. За 11 лет существования количество кофеен этой волны выросло с 3 до 300 кофеен. В третью волну вошли такие кофейные заведения, как «Даблби», доросшая с 4 до 90 точек с 2012 г., и самая крупная сеть «кофе с собой» в России Coffeelike – достигла 400 точек с 2013 г.

• Третью волну развития кофейных заведений отличает авторский подход к приготовлению напитков: сырье закупается самостоятельно, баристы тщательно составляют разнообразные миксы, совершенствуется технология обжарки, используются кофемашины последних моделей и т.д. Вместе с этим аналитики Knight Frank отмечают изменения и в поведении потребителя – если до 2013 года кофе почти всегда сопутствовал позициям из меню, то сейчас это самостоятельный или единственный продукт заказа. На покупательское поведение россиян повлияло стремительное развитие культуры кофейного напитка, рационализированное отношение к расходам на питание вне дома и увеличение предложений на рынке.

• По словам Виктории Камлюк, директора направления стрит-ретейла Knight Frank, в Москве наиболее высоким спросом у кофеен пользуются центральные и пешеходные улицы города, бизнес-центры и торгово-развлекательные центры. Карта кофеен расширяется и благодаря программе «Моя улица», а также улучшающейся системе городского транспорта. Спрос на кофейни обоих видов растет и в строящихся ТПУ, густонаселенных спальных районах и рядом ж/д вокзалами. В перспективе 5 лет аналитики ожидают прирост количества кофеен в столице минимум в 3 раза. 


иГРОКИ РЫНКА

Камлюк Виктория

Консалтинг и брокеридж

NF Group

Материалы по теме

Исследования рынка

Рынок кофеен продолжает рост

Исследование аналитической компании Business Planner выявило, что за последние несколько лет в России появились новые успешные федеральные сети монокофеен и кофе с собой. При этом количество кофеен классического формата в крупных сетях сокращается, а новые игроки в данном формате на рынок не выходят.
29.10
Экспертный анализ

Борьба за каждую чашку: владельцы кофеен готовятся к конкуренции

Рынок кофеен в Москве находится в активной фазе развития, и в ближайшей перспективе он станет высококонкурентным. Закрепиться и развиваться на рынке смогут заведения при наличии «сильной» концепции и правильной локации.
11.10
Экспертный анализ

«Кофе с собой» повзрослел

Предел развития российского рынка «кофе с собой» еще не достигнут. Сегмент по-прежнему продолжает интенсивный рост, вырабатывая собственные закономерности и стандарты. 

05.05

журнал CRE 2(447)

Март
Пакуют все: какие новые продукты выйдут на рынок коллективных инвестиций? Доходность депозитов в России всё ещё высока, конкуренция между управляющими ЗПИФ компаниями – всё жёстче. Удастся ли убедить «частников» в них вкладываться, и вообще изменить отношение к исторически непонятной и сложной для них commercial real estate? Высокие отношения: насколько вероятна так называемая деградация девелопмента?    За МКАДом жизнь есть: «великий офисный исход» за МКАД прогнозировался ещё двадца...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (24-30 марта)

Об упаковке квартир в ЗПИФы, новом ТЦ в Восточном Бирюлеве, офисах Аэрофлота и Лукойла, гибких проектах Aspace и AFI, крупной складской сделке в Татарстане, масштабном проекте в Анапе и новых офисах от А101, а также о том, что обсуждалось на Office & Development Brunch 2025 - в нашей традиционной подборке.
30.03
Источник: CRE
События

Office & Development Brunch 2025: "Конечникам" везде у нас дорога, инвесторам всегда у нас доход!

20 марта в Москве состоялась ежегодная встреча, посвященная офисному рынку. Ведущие девелоперы, консультанты и эксперты затронули общие тренды рынка, дали аналитику и порассуждали о портрете покупателя. Мы, журналисты, всегда любим говорить о новой реальности или нормальности, но дискуссия показала, что рынок действительно поменялся, и даже глубже, чем мы себе представляли. И в то же время есть маркеры, которые говорят о движении в обратную сторону - сторону аренды этажами и блоками (то, как всегда представляли профессиональный рынок). Причем это даже без учета возможного возвращения международных компаний. Просто в мелкую нарезку с высокими доходами уже поиграли, а клиенту теперь снова нужно, как было, только современнее, сервиснее и зеленее. Девелопмент, фокус на который казался определяющим (КРТ, МПТ и прочее), на самом деле тоже зависим от человека и от "Рынка" (именно так, с большой буквы и в несколько мистическом понимании), поэтому тезис "всё не будет как прежде уже никогда" конечно же имеет место быть, но ни отдельные проекты, ни компании, ни десятки девелоперов жилья для этого рынка уже не становятся определяющими.  
 
Полное видео ТУТ. Фотоотчет ЗДЕСЬ.
26.03
Источник: Union Brokers
Сделка

Union Brokers сдала склад в Татарстане

«Биек Тау» - складской парк в Татарстане – принял нового арендатора.
 
27.03
Источник: CRE
Аукцион

БЦ Pulkovo Sky готовы отдать за 4 млрд рублей

Торги по продаже бизнес-центра класса А площадью 50 тыс. кв. м пройдут 28 мая в форме голландского аукциона (на понижение). Начальная цена - 5,56 млрд, минимальная - 4,06 млрд рублей.
28.03
Источник: cre.ru
Проект

Южный порт прирастет офисами

Более 350 тыс. кв. м офисной недвижимости будет построено в Южном порту.
 
27.03
Источник: «А101»
Проект

«А101» начала продавать офисы в третьей очереди «Прокшино»

На рынок выведена следующая очередь бизнес-квартала «Прокшино». 
 
26.03
Источник: CRE
Проект

Hutton получил площадку под Light Industrial

Девелопер планирует построить промышленный технопарк на участке площадью 0,86га в Новокосине.
27.03

подпишись НА эксклюзивные новости cre