Сколько кофе выпивают россияне?

По данным компании Knight Frank, в настоящее время на российском рынке проходит третья волна открытий кофеен. В отличие от первых двух, с 2013 г. активно развиваются небольшие авторские сети кофеен и кофе-баров на фоне изменений покупательского поведения.
14439
Тем не менее, рынок кофеен далек от насыщения. Сейчас в городах-миллионниках работает около 5 000 кофеен, при этом объем рынка составляет цифра 130 млрд руб., а потенциал с учетом потребительских возможностей – 1 трлн руб., что в 7,6 больше текущей насыщенности рынка. Потенциал рынка Москвы составляет более 120 млрд руб., что в 4 раза превосходит текущее значение.

• В России потребление кофе в расчете на человека значительно уступает европейским странам и США – всего 21 литр кофе в год в среднем выпивает россиянин, при этом в Москве этот показатель в два раза выше – 41 литр. Для сравнения: финн в среднем потребляет 200 литров кофе в год. 

• По данным аналитиков Knight Frank, в столице около половины экономически активного населения регулярно покупает кофе. 25% совершают покупку ежедневно, половина – 1-2 раза в неделю, остальные – примерно раз в месяц. Таким образом, потенциал рынка Москвы составляет более 120 млрд руб., что в 4 раза превосходит текущее значение. 

• В последние 5 лет активно развиваются небольшие авторские сети кофеен и кофе-баров. На данный момент в Москве более 1 000 заведений, относящихся к формату кофейни или кофе-бара, и более половины из них работают в формате coffee-to-go, суммарно составляя около 5% от московского рынка общественного питания.

• Согласно данным аналитиков, ежегодный прирост по количеству кофеен всех типов в России составляет в среднем 3%, кофеен типа «кофе на вынос» – 7%. И в ближайшем будущем темпы прироста могут увеличиться – этому способствует развитие культуры потребления кофейных напитков (рост спроса) и доступный вход на рынок (для открытия кофейни не сетевого оператора формата «на вынос» достаточно 500 тыс. руб.). 



• По данным исследования компании Business Planer, посещаемость традиционных кафе (кофейня с едой) в России снизилась на 11%, тогда как трафик в coffee-to-go – вырос на 23%. По мнению аналитиков Knight Frank, это связано с более динамичным образом жизни, особенно для молодежной группы потребителей, а также со снижением покупательских возможностей (чашка кофе «с собой» дешевле аналогичной позиции в кафе). 

• К первой волне открытия кофеен относятся кафе, запущенные в период с 1998 по 2000-е гг. Самой быстро растущей сетью «первого поколения» стала «Шоколадница», которая за пятилетний период (2008-2013 гг.) увеличилась почти в 5 раз и вдобавок поглотила своего главного конкурента. «Кофе Хауз», в свою очередь, открывшийся в 1999 г., стремительно вырос за 9 лет до 190 точек. Сейчас общее число кофеен «Кофе Хауза» и «Шоколадницы» составляет 612 – это самая многочисленная сеть кофеен в России.

• Вторая волна развития сетевых кофеин началась в 2007 г. с открытием легендарной сети Starbucks. За 11 лет существования количество кофеен этой волны выросло с 3 до 300 кофеен. В третью волну вошли такие кофейные заведения, как «Даблби», доросшая с 4 до 90 точек с 2012 г., и самая крупная сеть «кофе с собой» в России Coffeelike – достигла 400 точек с 2013 г.

• Третью волну развития кофейных заведений отличает авторский подход к приготовлению напитков: сырье закупается самостоятельно, баристы тщательно составляют разнообразные миксы, совершенствуется технология обжарки, используются кофемашины последних моделей и т.д. Вместе с этим аналитики Knight Frank отмечают изменения и в поведении потребителя – если до 2013 года кофе почти всегда сопутствовал позициям из меню, то сейчас это самостоятельный или единственный продукт заказа. На покупательское поведение россиян повлияло стремительное развитие культуры кофейного напитка, рационализированное отношение к расходам на питание вне дома и увеличение предложений на рынке.

• По словам Виктории Камлюк, директора направления стрит-ретейла Knight Frank, в Москве наиболее высоким спросом у кофеен пользуются центральные и пешеходные улицы города, бизнес-центры и торгово-развлекательные центры. Карта кофеен расширяется и благодаря программе «Моя улица», а также улучшающейся системе городского транспорта. Спрос на кофейни обоих видов растет и в строящихся ТПУ, густонаселенных спальных районах и рядом ж/д вокзалами. В перспективе 5 лет аналитики ожидают прирост количества кофеен в столице минимум в 3 раза. 


иГРОКИ РЫНКА

Камлюк Виктория

Консалтинг и брокеридж

NF Group

Материалы по теме

Исследования рынка

Рынок кофеен продолжает рост

Исследование аналитической компании Business Planner выявило, что за последние несколько лет в России появились новые успешные федеральные сети монокофеен и кофе с собой. При этом количество кофеен классического формата в крупных сетях сокращается, а новые игроки в данном формате на рынок не выходят.
29.10
Экспертный анализ

Борьба за каждую чашку: владельцы кофеен готовятся к конкуренции

Рынок кофеен в Москве находится в активной фазе развития, и в ближайшей перспективе он станет высококонкурентным. Закрепиться и развиваться на рынке смогут заведения при наличии «сильной» концепции и правильной локации.
11.10
Экспертный анализ

«Кофе с собой» повзрослел

Предел развития российского рынка «кофе с собой» еще не достигнут. Сегмент по-прежнему продолжает интенсивный рост, вырабатывая собственные закономерности и стандарты. 

05.05

журнал CRE 2(447)

Март
Пакуют все: какие новые продукты выйдут на рынок коллективных инвестиций? Доходность депозитов в России всё ещё высока, конкуренция между управляющими ЗПИФ компаниями – всё жёстче. Удастся ли убедить «частников» в них вкладываться, и вообще изменить отношение к исторически непонятной и сложной для них commercial real estate? Высокие отношения: насколько вероятна так называемая деградация девелопмента?    За МКАДом жизнь есть: «великий офисный исход» за МКАД прогнозировался ещё двадца...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (10-16 марта)

Расширение Ленты на Алтае, крупная сделка по покупке light industrial, собственный склад Делимобиль, пополнения портфеля CORE.XP в управлении и девелоперского портфеля ЛСР в Москве, а также новые материалы из журнала CRE - о возможном возвращении международных консультантов, аудиторов и юристов на российский рынок.
16.03
Источник: ФСК
Сделка

ФСК нашла покупателя на свой особняк в ЦАО

ГК ФСК продала особняк на Мясницкой.

17.03
Источник: Nikoliers
Назначения

Ирина Царькова - генеральный директор Nikoliers в Петербурге

В сферу приоритетов Ирины на новой должности войдет дальнейшее усиление бизнес-позиций и экспертизы Nikoliers на рынке недвижимости Санкт-Петербурга, укрепление связей с ключевыми клиентами и развитие бизнеса во всех сегментах, привлечение в команду перспективных специалистов отрасли, открытие мира недвижимости через работу в Nikoliers для начинающих талантов. 
19.03
Источник: Megastroy
Проект

«Емельяновский» вышел на четвертую очередь

Компания Megastroy начала строительство четвертой очереди логистического парка «Емельяновский» в Красноярском крае.
 
17.03
Источник: CRE
Сделка

В «Парке Лето» арендовали 30 тыс. кв. м

Арендатором индустриального парка от RBNA стал дистрибьютор автозапчастей Auto Distribution Russia. Консультантом сделки выступила компания Ricci.
18.03
Источник: Stone
Проект

Stone приступил к монолиту на Ходынке

Девелопер завершил работы нулевого цикла квартала Stone Ходынка 1, площадь которого составит более 111 тыс. кв. м.
17.03
Источник: Отраслевой журнал «Вестник»
Назначения

В ДОМ.РФ – новое назначение

ДОМ.РФ назначил нового гендиректора дочерней ИТ-компании.
 
 
18.03

подпишись НА эксклюзивные новости cre