В 2018 г. объем спроса на складские помещения в Московском регионе составил порядка 1,7 млн кв. м, что стало рекордным показателем за всю историю рынка. Спрос превысил предложение более чем в два раза. Главным драйвером развития сегмента стала розничная торговля. На ретейл приходится более 50% сделок, совершенных в прошлом году. По мнению экспертов компании «ОРИЕНТИР», в 2019 г. спрос на складские помещения со стороны ретейла останется высоким, причем в первую очередь за счет усиления продаж через онлайн каналы, в том числе путем различных партнерских схем с онлайн-компаниями. В любом случае, такие расширения приводят к необходимости дополнительных складских и фулфилмент площадей.
Так, уже в 2018 г. доля интернет-компаний, а также интеренет-операций омни-канальных ретейлеров в портфеле «ОРИЕНТИРА» почти достигла 50%. В том числе, 122 тыс. кв. м в комплексе компании «Ориентир Север 1» арендовал Ozon, что стало крупнейшей арендной сделкой за всю историю развития рынка складской недвижимости в России.
Свои планы по расширению количества складов в 2019 г. уже озвучили такие интернет-гиганты, как Alibaba, Mail.Ru Group и другие. В целом, согласно существующей информации, в этом году планируется построить порядка 600 тыс. кв. м складов. При этом объем спроса традиционно ожидается более чем 1,2 млн кв. м, т.е. превысит предложение в 2 раза.
Таким образом, трендом 2019 г. станет усиление дефицита свободных площадей. Уже сейчас вакансия снизилась до 6% и продолжает снижаться. К концу 2019 г. она составит 4%.
Так, уже в 2018 г. доля интернет-компаний, а также интеренет-операций омни-канальных ретейлеров в портфеле «ОРИЕНТИРА» почти достигла 50%. В том числе, 122 тыс. кв. м в комплексе компании «Ориентир Север 1» арендовал Ozon, что стало крупнейшей арендной сделкой за всю историю развития рынка складской недвижимости в России.
Свои планы по расширению количества складов в 2019 г. уже озвучили такие интернет-гиганты, как Alibaba, Mail.Ru Group и другие. В целом, согласно существующей информации, в этом году планируется построить порядка 600 тыс. кв. м складов. При этом объем спроса традиционно ожидается более чем 1,2 млн кв. м, т.е. превысит предложение в 2 раза.
Таким образом, трендом 2019 г. станет усиление дефицита свободных площадей. Уже сейчас вакансия снизилась до 6% и продолжает снижаться. К концу 2019 г. она составит 4%.
«Высокий объем поглощения последние несколько лет и крайне низкое предложение современных спекулятивных площадей создают потенциал для роста арендных ставок. По нашим прогнозам, в текущем году они поднимутся на 10% и более», - комментирует Андрей Постников, Управляющий директор компании «ОРИЕНТИР».
Тенденция сокращения свободных площадей обусловлена преобладанием проектов, построенных под конкретных заказчиков. Так, в структуре сделок ГК «ОРИЕНТИР» проекты в формате built-to-suit составили 60%. В том числе, одним из крупнейших складских комплексов 2018 г. стал онлайн-гипермаркет «Утконос» (69 тыс. кв. м), реализованный девелопером. В 2019 г. тенденция продолжится: большинство новых проектов будут построены в формате built-to-suit. Тем не менее, повышение спроса на рынке заставляет некоторых игроков задумываться о создании новых объектов и в спекулятивном формате. И если в 2019 г. эта тенденция еще не будет столь ощутимой, то в 2020-2021 гг. статистика может уравняться.