ММДЦ Москва Сити: сегодня и 10 лет назад
- В 2008 г. на первичном рынке апартаментов ММДЦ «Москва-Сити» прошло порядка 200 сделок – это почти в два раза уступает числу сделок, заключенных в 2018 г. (на 92% меньше либо на 182 транзакций меньше в абсолютном выражении).
- Если сравнивать число экспонируемых лотов 10 лет назад с текущим объемом предложения, то можно отметить его увеличение примерно в 2 раза (на 102% или на 357 лотов).
- Средняя площадь предложений апартаментов в течение последних 10 лет также претерпела изменения – уменьшилась на 30% с 165 кв. м до 115,7 кв. м. Так, в настоящее время доля лотов метражом до 100 кв. м составляет около половины всего объема предложения (53% из числа всех апартаментов).
- По данным на начало 2019 г., средний бюджет предложения на рынке ММДЦ «Москва-Сити» составил в долларовом эквиваленте около 975 000 долл. США, тогда как в 2008 г. данный показатель достигал 2 млн долл. США. Так, в период с 2008 г. по настоящее время средний бюджет предлагаемых лотов в долларовом выражении уменьшился на 51%, что связано с уменьшением площадей апартаментов, выставляемых для продажи.
В 2018 г. покупатели потратили на приобретение апартаментов в ММДЦ «Москва – Сити» 12.6 млрд руб., при этом за последние три года этот показатель вырос более чем в 2 раза. Кто он – сегодняшний покупатель недвижимости в «Москва-Cити»? Эксперты компании Savills на основе данных за 2018 год составили его портрет и проанализировали, как изменился покупатель за прошедшие 10 лет (c 2008 г.).
- В 2008 г. на первичном рынке апартаментов ММДЦ «Москва-Сити» прошло порядка 200 сделок – это почти в два раза уступает числу сделок, заключенных в 2018 г. (на 92% меньше либо на 182 транзакций меньше в абсолютном выражении).
- Если сравнивать число экспонируемых лотов 10 лет назад с текущим объемом предложения, то можно отметить его увеличение примерно в 2 раза (на 102% или на 357 лотов).
- Средняя площадь предложений апартаментов в течение последних 10 лет также претерпела изменения – уменьшилась на 30% с 165 кв. м до 115,7 кв. м. Так, в настоящее время доля лотов метражом до 100 кв. м составляет около половины всего объема предложения (53% из числа всех апартаментов).
- По данным на начало 2019 г., средний бюджет предложения на рынке ММДЦ «Москва-Сити» составил в долларовом эквиваленте около 975 000 долл. США, тогда как в 2008 г. данный показатель достигал 2 млн долл. США. Так, в период с 2008 г. по настоящее время средний бюджет предлагаемых лотов в долларовом выражении уменьшился на 51%, что связано с уменьшением площадей апартаментов, выставляемых для продажи.
В 2018 г. покупатели потратили на приобретение апартаментов в ММДЦ «Москва – Сити» 12.6 млрд руб., при этом за последние три года этот показатель вырос более чем в 2 раза. Кто он – сегодняшний покупатель недвижимости в «Москва-Cити»? Эксперты компании Savills на основе данных за 2018 год составили его портрет и проанализировали, как изменился покупатель за прошедшие 10 лет (c 2008 г.).
- Возраст покупателей
Согласно результатам проведенных опросов и данным по продажам, среднестатистический покупатель апартаментов в Деловом центре в настоящий момент – это семейный мужчина до 45 лет из Москвы. Формально только 35% покупателей апартаментов в «Москва-Сити» - это женщины. Примечательно, что доля женщин в 2008 г. была еще меньше – около 32%.
Наибольший спрос на недвижимость в «Москва-Сити» наблюдается среди покупателей от 26 до 55 лет: это более 80% клиентов, большая часть из которых (33%) – это покупатели от 36 до 45 лет. Примерно таким же было распределение и в 2008 г.: почти половину клиентов составляли покупатели в возрасте от 30 до 40 лет, а 28% - от 40 до 50 лет.
Наибольший спрос на недвижимость в «Москва-Сити» наблюдается среди покупателей от 26 до 55 лет: это более 80% клиентов, большая часть из которых (33%) – это покупатели от 36 до 45 лет. Примерно таким же было распределение и в 2008 г.: почти половину клиентов составляли покупатели в возрасте от 30 до 40 лет, а 28% - от 40 до 50 лет.
- Семейный статус покупателей
Подавляющее большинство покупателей недвижимости в Сити на сегодняшний день – это семейные люди (порядка 80% клиентов состоят в браке). Данная тенденция не изменилась за 10 лет, однако в 2008 г. доля женатых / замужних клиентов была еще больше: порядка 92%.
При этом, что касается детей, то, как правило, это клиенты с одним ребенком (50%) или без детей (30%). Одна пятая всех клиентов – покупатели с двумя детьми (20%).
При этом, что касается детей, то, как правило, это клиенты с одним ребенком (50%) или без детей (30%). Одна пятая всех клиентов – покупатели с двумя детьми (20%).
- Цели приобретения
Около 10% клиентов приобретают недвижимость в Сити для детей. Однако половина клиентов покупают апартаменты в «Москва-Сити» для собственного проживания, а также с целью различных инвестиционных вложений (40%). Для сравнения: на рынке премиальной недвижимости столицы доля клиентов, приобретающих жилье в центре Москвы для собственного проживания, превышает 80%.
В 2008 г. основной целью покупки апартаментов в «Сити» также являлось приобретение недвижимости для себя и своей семьи с перспективой долгосрочного проживания, что говорит о неизменности основных мотивов. Кроме того, в тот момент важным было желание подчеркнуть свой статус и финансовые возможности.
В 2008 г. основной целью покупки апартаментов в «Сити» также являлось приобретение недвижимости для себя и своей семьи с перспективой долгосрочного проживания, что говорит о неизменности основных мотивов. Кроме того, в тот момент важным было желание подчеркнуть свой статус и финансовые возможности.
- Профессиональная принадлежность покупателей
С профессиональной точки зрения, аудитория покупателей недвижимости в Сити весьма разнообразна. Так, целевая аудитория представлена людьми, у которых имеется какой-либо диверсифицированный бизнес (20%). Значительную долю составляют клиенты, занимающиеся строительством (14%), транспортом/логистикой, нефтегазовой промышленностью, IT, а также FMCG (по 10% клиентов на каждую категорию). Среди покупателей также, например, есть представители спорта, искусства и ресторанного бизнеса.
Для сравнения, в 2008 г. порядка 35% клиентов имели отношение к сырьевым рынкам, а также производству (25%). При этом более половины из них были первыми лицами компаний (55%) или топ-менеджерами и владельцами среднего бизнеса (30%).
Для сравнения, в 2008 г. порядка 35% клиентов имели отношение к сырьевым рынкам, а также производству (25%). При этом более половины из них были первыми лицами компаний (55%) или топ-менеджерами и владельцами среднего бизнеса (30%).
- Регионы происхождения клиентов
65% всех покупателей апартаментов в Сити на текущий момент – это жители Москвы. Значительную долю составляют и клиенты из регионов России (22%) и из других стран (13%), из которых 3% - СНГ). Стоит отметить, что с 2008 г. значительно увеличилась доля клиентов из Москвы (на 7%), в то время как спрос со стороны регионов снизился на 10%. Доля клиентов из зарубежных стран увеличилась на 3%.
Таким образом, можно отметить, что портрет покупателя апартаментов в деловом центре «Москва-Сити» с 2008 г. по настоящее время изменился, но сохранил некоторые прежние черты:
Таким образом, можно отметить, что портрет покупателя апартаментов в деловом центре «Москва-Сити» с 2008 г. по настоящее время изменился, но сохранил некоторые прежние черты:
- Превалирующей долей покупателей на протяжении последних 10 лет оставались семейные мужчины из Москвы, занимающие крупные позиции в компаниях, связанных с сырьевыми рынками и производством.
- Мы наблюдаем увеличение доли женщин среди клиентов (на 3%), а также «холостых» покупателей (на 12%).
- Наибольшая часть целевой аудитории сосредоточена в возрастных границах от 36 до 45 лет (порядка 33%) и практически не изменилась с 2008 г.
- В разрезе регионов просхождения покупателей отмечается снижение доли клиентов из регионов, в то время как количество покупателей из Москвы увеличилось на 7%. Число зарубежных клиентов варьируется от 10 до 13%.
- Основным мотивом для приобретения апартаментов является покупка с целью собственного проживания или инвестирования. Каждый второй покупатель апартаментов в «Сити» приобретает недвижимость для себя. Однако, по сравнению с показателями по рынку премиального жилья в центре, данная доля значительно ниже. Около 40% клиентов приобретают апартаменты в «Москва-Сити» с инвестиционными целями.
Али Ихсан Мутлу, управляющий директор Renaissance Development: «В последнее время целевая аудитория в «Москва-Сити» значительно расширилась. Наши покупатели сегодня – это люди разных возрастов и с разным семейным статусом. Инфраструктура комплекса и парковые пространства Neva Towers привлекают много семейных клиентов с детьми, и это для Сити – новая история. Основная часть клиентов - это москвичи, 22% - жители регионов и 10% - иностранные покупатели».
Анатолий Довгань, директор департамента мониторинга рынка и оценки компании Savills в России: «Итоги продаж и портрет покупателя «Москва-Сити» - это прекрасное доказательство того, как правильно сформированный девелоперский продукт позволил привлечь самую сложную и требовательную целевую аудиторию на рынке – инвесторов. По итогам 2018 г., доля таких покупателей составила практически половину от общего числа купивших апартаменты. Это в несколько раз больше по сравнению с другими центральными локациями Москвы. А в денежном выражении инвестиционный спрос в «Сити» оценивается во внушительную сумму - 5 млрд руб…».
Анатолий Довгань, директор департамента мониторинга рынка и оценки компании Savills в России: «Итоги продаж и портрет покупателя «Москва-Сити» - это прекрасное доказательство того, как правильно сформированный девелоперский продукт позволил привлечь самую сложную и требовательную целевую аудиторию на рынке – инвесторов. По итогам 2018 г., доля таких покупателей составила практически половину от общего числа купивших апартаменты. Это в несколько раз больше по сравнению с другими центральными локациями Москвы. А в денежном выражении инвестиционный спрос в «Сити» оценивается во внушительную сумму - 5 млрд руб…».