Коммерческая недвижимость - отражение состояния всего ретейла в стране. Основной тренд - сокращение развития во всех сегментах. Эксперты агентства недвижимости АН LAPINA рассказали о том, что происходит со спросом на коммерческие площади в новых жилых кварталах и как будет развиваться этот бизнес в ближайшее время.
Помещения в новых жилых кварталах арендуют исключительно торговые сети, количество которых постоянно сокращается. Кроме того, в большинстве случаев ожидания условий аренды собственников и бизнесменов значительно отличаются. По оценкам экспертов АН LAPINA, разница колеблется в районе 50%.
Коммерческие площади в новостройках проектируются с учетом потенциальных потребностей жителей дома или квартала. Поэтому в теории должны быть востребованы у проживающих в этих комплексах. Однако общий тренд на отсутствие развития бизнеса не способствует востребованности помещений в новых жилых кварталах.
Помещения в новых жилых кварталах арендуют исключительно торговые сети, количество которых постоянно сокращается. Кроме того, в большинстве случаев ожидания условий аренды собственников и бизнесменов значительно отличаются. По оценкам экспертов АН LAPINA, разница колеблется в районе 50%.
Коммерческие площади в новостройках проектируются с учетом потенциальных потребностей жителей дома или квартала. Поэтому в теории должны быть востребованы у проживающих в этих комплексах. Однако общий тренд на отсутствие развития бизнеса не способствует востребованности помещений в новых жилых кварталах.
«Еще в 2017 г. мы наблюдали развитие таких сетей как «Дикси», «Полушка», «Красное белое», «Суши Вок», «Кофе Хауз» и многих других. Сейчас ситуация развернулась практически на 180 градусов - одна часть компаний закрыла вопрос с развитием бизнеса, а вторая часть решает вопрос своего банкротства», - отметила генеральный директор агентства недвижимости LAPINA Екатерина Лапина.
Пользуются спросом только объекты в прямой видимости от станций метро или там, где есть высокий пешеходный трафик. По оценкам аналитиков компании LAPINA, интерес есть к лотам площадью от 150 до 1000 кв. м со ставкой 1000-1500 руб. за «квадрат» в месяц. Более просторные помещения, площадью от 2 до 10 тыс. кв. м, интересны лишь тогда, когда они располагаются в торговых центрах, размещенных в проектах КОТ.
Чаще всего в новых кварталах открываются магазины, представляющие продуктовые сети «Пятерочка» и «Магнит». Площадь объектов колеблется от 300 до 1000 кв. м.
«Нынешнее положение дел сложно назвать просто оптимизацией. В каждом сегменте бизнеса мы приближаемся к наличию всего 5-ти основных представителей направления. Это приводит к сокращению конкуренции и к появлению монополий. Также я наблюдаю полное отсутствие среднего и малого бизнеса. Надежды на смену тенденции в сегменте коммерческой недвижимости возлагаются только на смену общей политической и экономической ситуации в стране, однако на данный момент позитивных тенденций не наблюдается», - добавила Екатерина Лапина.