Как бизнес увеличивает объемы при дефиците качественных офисов?

Иван Починщиков, управляющий партнер компании IPG.Estate

5136

Объемы бизнеса в Санкт-Петербурге увеличиваются с каждым годом, несмотря на явный дефицит качественных офисных площадей. Сегодня суммарный объем качественных свободных площадей на рынке офисной недвижимости составляет всего 180 000 кв. м, что равняется 7% от общего объема в 2,6 млн кв. м.

Экспонируемые на рынке площади класса А – небольшие офисные блоки до 1 000 – 1 500 кв. м. Этого достаточно, чтобы закрыть спрос со стороны небольших компаний, которые запрашивают по 200-500 кв. м, но предложить достойную подборку офисов площадью более 1 000 кв. м практически невозможно – приходится искать нетривиальные решения. Ситуация обостряется, если учитывать требования по локации или арендной ставке.

В 2018 г. объем поглощения составил порядка 100 000 кв. м, из которых 70% приходится на офисы площадью более 1 000 кв. м. При этом важно учитывать, что объем нового спекулятивного предложения в прошлом году составил всего порядка 16 000 кв. м, которые практически сразу ушли с рынка.

В этом году мы прогнозируем, что на рынке появится немногим больше 80 000 кв. м качественных площадей, по которым уже ведутся предварительные переговоры, частично подписаны договоры о намерении. Фактически, нас ожидает повторение ситуации прошлого года, следовательно, уровень вакантных площадей будет сокращаться, а ставки – расти.

С другой стороны, в перспективе 2-3 лет нас не ожидает массовый «бум» строительства офисных центров – девелоперы научены опытом 2008 г., когда рынок оказался в упадке, и опытом 2014-2015 гг., когда от падения рынок Петербурга удержал «Газпром», не готовый пойти на риск. Тем более, что все ждут окончательного переезда монополиста в новую штаб-квартиру – точной прогноз о том, что будет с площадями, арендуемыми «Газпромом» и его структурами, дать никто не решается. Пока очевидно только одно – несмотря на замедление роста, «Газпром» продолжает занимать значительную долю в структуре поглощения, которая в 2018 г. составила 23% против 26% в 2017-м.

Лидером по поглощению в 2018-м стал IT-сегмент с показателем в 29%, который в свою очередь наращивает долю с каждым годом. Предпосылки этому очевидны – сегмент растет за счет развития уже существующих компаний, выхода новых международных и московских, запуска стартапов, которые в перспективе могут вырасти, как это было практически со всеми знаковыми игроками в айти.

Компаниям, которые продолжают расти и развиваться, строить стратегии развития хотя бы на 4-5 лет вперед, учитывать возможности расширения офисных площадей в текущих условиях довольно сложно. Как и увидеть нетривиальные решения.

Есть три непростых пути. Первый – выбирать из объема спекулятивного предложения, включая строящиеся объекты, но при этом, возможно, придется поступиться какими-то требованиями: чаще всего либо локацией, либо бюджетом, если расположение в определенном районе принципиально. Например, компания Mail.ru на сегодняшний день занимает площади в «Доме Зингера» и продолжает расширять в бизнес-центре Renaissance Pravda.

Второй путь – строительство по build-to-suit по собственным требованиям. Яркий пример – IT-компания Jet Brains, выросшая из стартапа, которая в 2016 г. купила БЦ Univers, который ранее арендовала, а в 2018 г. выкупила два апарт-отеля на берегу Финского залива, которые переформатирует под собственные нужды.

Третий – редевелопмент зданий промышленного назначения под офисные функции. Последние два варианта потребуют значительных инвестиций и определенный срок ожидания готовности проекта, но при этом будут соответствовать изначально всем требованиям компании, включая возможность дальнейшего развития и роста в долгосрочной перспективе. В подтверждение тому – БЦ «Смоленский» (бывший корпус завода имени М.И. Калинина) и компания Nexign, которая не побоялась зайти на бывшие заводские территории и создать для себя современный и технологичный офис. Изначально компания арендовала 9 800 кв. м, а через год уже расширилась еще на 5 000 кв. м.

Подобные примеры не единичны. Они демонстрируют факт, что все участники офисного сегмента – девелоперы и управляющие компании, собственники бизнеса, консультанты и брокеры – научились подстраиваться под постоянно изменчивый рынок, внедряя новые инструменты и предлагая неочевидные решения.



иГРОКИ РЫНКА

IPG.Estate

Починщиков Иван

Консалтинг и брокеридж

IPG.Estate

Материалы по теме

Экспертный анализ

В Петербурге все сложнее арендовать крупный офис

Квартальный рост ставок аренды на офисы в Петербурге оказался максимальным за последние шесть лет, считают в JLL.
 
22.04
Исследования рынка

В Петербурге выросли офисные арендные ставки

В 1 квартале 2019 г. уровень вакансии на рынке офисной недвижимости не изменился относительно итогового показателя 2018 г. По данным на конец марта 2019 г. свободно около 165 000 кв. м, или 5.5%.
17.04
Исследования рынка

Итоги 1 квартала на рынке офисов Петербурга

Аналитики компании Knight Frank St Petersburg рассказали, каким стал первый квартал для офисного рынка Северной столицы.

12.04

журнал CRE 7(441)

Июль
Вышел из печати CRE №7 (441) Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Читайте в номере: АКТУАЛЬНО Ушли в коммерцию: перейдут ли инвесторы из жилой недвижимости в коммерческую? Эксперты журнала ожидают возвращения интереса к коммерческой недвижимости у игроков рынка, однако подчеркивают, что процесс этот не будет слишком активным. ТЕМА НОМЕРА Это моя поляна: как укрупнение сегмента девелопмента влияет на отрасль и отдельные ее направления. УПРАВЛЕНИЕ ...

Популярное

Источник: Kanzler
Экспертный анализ

Кодовое слово: как менялся дресс-код на рынке недвижимости

Лето-2024 стало одним из самых жарких в истории наблюдений, и семь из десяти компаний Москвы и Подмосковья, по данным SuperJob, смягчили дресс-код. При этом, многие сотрудники российских бизнесов поддерживают соблюдение стандартов даже летом: 36% опрошенных «Авито» считают, что носить прозрачную одежду на работе категорически нельзя, 31% против ношения маек, кроп-топов и «вещей с оголённой талией», 29% — шорт, но только на мужчинах. Ещё 26% не радуют тапочки или сланцы коллег, 22% респондентов-женщин – глубокие декольте, и только 31% респондентов не раздражает ничего. Ведущие эксперты российского рынка недвижимости, ритейла, логистики и индустрии гостеприимства вспомнили для CRE, как менялся дресс-код в отрасли за тридцать лет, и поделились, что можно, а что нельзя в их офисах и вне офисов (но в рабочее время) сегодня.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
22.07
Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (15-21 июля)

Готовящаяся сделка Radius Group и Ozon, новый крупный склад под Уфой, новости Accent Capital, O1 Properties и У Aspace, блины в красноярской «Планете», крупные складские сделки в Петербурге и Москве, ход работ в Stone Ленинский, а также новая статья из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке. 
21.07
Источник: SOK
Экспертный анализ

Наденьте это немедленно

38% сотрудников российских компаний всегда придерживаются правил дресс-кода, хотя он их и раздражает. 35% нарушали их, но очень редко, а 40% считают важным соблюдение дресс-кода в офисах в принципе. CRE продолжает серию летних публикаций о том, как менялся дресс-код на рынке недвижимости, в ритейле, логистике, индустрии гостеприимства и смежных сегментах.

Продолжение. Начало - здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
23.07
Источник: cre.ru
Проект

«Гранель» построит склад для Ozon

Ozon займет склад, который построит «Гранель» в Новой Москве.
 
22.07
Источник: Пресс-служба Business Club
Игроки рынка

Business Club построит премиальный БЦ на Ходынке

Business Club презентовал бизнес-центр нового формата.

24.07
Источник: Pridex
Открытие

Штаб-квартира «Уральской Стали» переехала на Пресню

Головной офис одного из лидеров металлургического рынка площадью 4 тыс. кв. м реализован компанией Pridex на территории бывшего лакокрасочного завода братьев Мамонтовых.
23.07
Источник: CRE
Открытие

YoBody Fitness пришел на ЗИЛ

Фитнес займет свыше 1 900 кв. м в ТРЦ ЗУМ. 
22.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre