Критерии ликвидности, новые форматы и 214-ФЗ — как меняется рынок?

Роман Семчишин, коммерческий директор компании Sminex
 
13125
К середине 2019 г. на рынке коммерческой недвижимости обозначилось несколько тенденций. Эффективные направления с точки зрения инвестирования — офисная недвижимость с отделкой, коворкинги и готовый арендный бизнес (ГАБ). Ретейл остается стабильным бизнесом со всеми его плюсами и минусами, поэтому о нем говорить неинтересно.

Инвесторы при покупке коммерческой недвижимости оценивают не только ключевые критерии ликвидности помещений — локацию, инфраструктуру и полный набор систем комфорта. Они ищут новые форматы, которые отвечают запросам и предпочтениям арендаторов. Помимо этого, покупатели хотят, чтобы девелопер избавил их от «головной боли» отделки офиса, поэтому все чаще приобретают готовые помещения. ГАБ, например, привлекателен для инвесторов, потому что они не занимаются поиском арендатора и вопросами, связанными с эксплуатацией.

Драйверы роста офисной недвижимости

Рынок офисной недвижимости ожил и весьма бодро себя чувствует. Связано это с тем, что после кризиса 2014-2016 гг. экономика восстановилась, активность предпринимателей и компаний выросла. Вслед за ними возросла потребность в офисах. Наконец-то спрос превысил предложение, так как после 2016 г. крайне мало офисных зданий вводилось в эксплуатацию. Например, в 2018 г. прирост офисного предложения составил 123 тыс. кв. м (оценка JLL, данные консалтинговых компаний варьируются от 125 тыс. до 180 тыс. кв. м). Доля вакантных площадей в среднем по рынку составляет 10,3%, это минимальный показатель за 10 лет.

Ликвидные помещения сегодня — нарасхват. Офис считается ликвидным, если соответствует ключевым требованиям: круглосуточный доступ, на территории есть столовая и кафе, он расположен не далее, чем в честных 10 минутах пешком от метро, выглядит презентабельно и обладает полным набором систем комфорта (безопасность, центральное кондиционирование и вентиляция). Это обязательный минимум — помещения с такими характеристиками находят арендатора или покупателя в разумный срок по рыночной цене. Дополнительные опции увеличивают ликвидность, а вместе с ней стоимость помещения, и существенно сокращают время экспонирования. Полагаю, что в ближайший год мы услышим о начале строительства нескольких бизнес-центров, обладающих такими характеристиками.



Внутри сегмента офисной недвижимости, на мой взгляд, стоит обратить внимание на возросший спрос на помещения с отделкой. Девелоперы не могут не приветствовать эту тенденцию, потому что предприниматели должны заниматься бизнесом, а не ремонтом.

Еще одним драйвером строительства новых офисных центров могут стать изменения в 214-ФЗ и появление новой схемы работы с использованием эскроу-счетов. Нововведение в законодательстве не затрагивает взаиморасчеты между покупателем и застройщиками коммерческой недвижимости, поэтому может стать катализатором для развития сферы.

Эволюция рынка коворкингов

Коворкинги — относительно новый формат, набирающий популярность. У владельцев коммерческих помещений появился еще один вариант использования своего актива. И хотя этот сегмент рынка еще на стадии формирования, мы наблюдаем за его бурным развитием: появляется все больше предложений и операторов.

Оценить рынок коворкингов сложно, потому что пока нет стройной аналитики. При этом, по данным Cushman & Wakefield, за первый квартал 2019 г. в Москве выведено 9 тыс. кв. м помещений, функционирует более 100 коворкингов. В ближайшие годы в столице ожидается ежегодный рост этого сегмента на 30-40%.  



В то же время под большим вопросом емкость рынка. Доля коворкингов от общего предложения офисов в Москве составляет только 1%. Потому что один из главных их недостатков — мелкие временные арендаторы. Этот рынок сможет существовать, только если этих мелких и временных арендаторов станет много. От этого выиграют коворкинги и, следовательно, рынок коммерческой недвижимости.  

В Москве заполнены 70-90% помещений коворкингов (данные Colliers International). Своего арендатора быстро находят помещения с характеристиками, которые становятся решающими при выборе коворкинга: технологичность, гибкость офисного помещения, возможности для проведения мероприятий. При этом на рынке складывается тенденция: если видят «нестандартное» здание, с которым непонятно что делать, преобразуют в коворкинг.

В случае с коворкингами у инвестора 2 пути: создать свой бизнес или пригласить оператора, который покупает помещение или берет в аренду. Доход от сдачи офисов в краткосрочную аренду может в несколько раз превосходить ставку, по которой операторы снимают объекты. То есть большую часть маржи операторы оставляют у себя. Владельцу же помещения достается лишь экспериментальный арендатор по низкой ставке.

Хит продаж на рынке коммерческой недвижимости

Готовый арендный бизнес (ГАБ) продолжает отвоевывать позиции у рынка жилой недвижимости. Мы замечаем, что все больше людей, прежде чем инвестировать, берутся за калькулятор и считают, куда выгоднее вложить, например, 10 миллионов: в покупку квартиры, которую они будут сдавать за 30-50 тыс. руб. в месяц, или в покупку ГАБ, который будет приносить 90-120 тыс. руб. в месяц. Медленно, но верно инвестиционная сознательность граждан растет. Мы видим это по портфелю Sminex, в котором ГАБ осталось немного.

Ключевое преимущество покупки готового арендного бизнеса в том, что покупатель избавлен от головной боли поиска арендатора: он покупает офис или ретейл сразу с арендатором и с первого дня получает доход. Помимо этого, владелец ГАБ не занимается решением вопросов, связанных с обслуживанием помещений, - для этого есть управляющая компания или служба комфорта.

У владельцев коммерческой недвижимости всегда есть риск, что арендатор съедет. Поэтому при покупке нужно уделять внимание ликвидности помещения. Объекты, отвечающие критериям ликвидности, обычно находят арендатора в течение месяца. Это доказывает опыт владельцев ГАБ в наших проектах, где помещение редко остается свободным дольше месяца.


Материалы по теме

Экспертный анализ

«Учиться, учиться и еще раз учиться»: о рекордном объеме инвестиций в студенческое жилье

Аналитики компании Knight Frank провели масштабное исследование мировых рынков жилья для студентов. Доля международных инвестиционных сделок со студенческим жильем достигла примерно 40% от общего объема инвестиций в данном сегменте за последние три года.
08.07
Экспертный анализ

Инвестиционный оптимизм: итоги 1 полугодия от JLL

По оценке компании JLL, объем инвестиционных сделок на рынке недвижимости России в 1-м полугодии 2019 г. составил более 1,6 млрд долл., что на 24% превышает результат аналогичного периода предыдущего года (1,3 млрд долл.).
05.07
Исследования рынка

Инвестиции в коммерческую недвижимость сократились

Согласно данным JLL, объем инвестиционных сделок на мировом рынке коммерческой недвижимости в 1-м квартале 2019 г. составил 156 млрд долл., что на 8% ниже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
20.06

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: Пресс-служба «Кристалл»
Проект

В Хосте откроют санаторий «Кристалл»

В Сочи впервые за 25 лет открывается новый санаторий «Кристалл», построенный с нуля.
 
15.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre