Юридическая фирма Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP, ранее в России – Goltsblat BLP, рассказывает о принятии нескольких федеральных законов, в соответствии с которыми внесены изменения в земельное и градостроительное законодательство.
Федеральным законом от 2 августа 2019 г. № 283-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»:
Федеральным законом от 2 августа 2019 г. № 283-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»:
- Введена возможность перераспределения, с одной стороны между участками, предоставленными гражданам и юридическим лицам, например, в аренду, и с другой стороны – между свободными публичными землями или земельными участками. По сути, в таких ситуациях арендатор публичного земельного участка получил возможность увеличить его площадь за счет смежных публичных земель. До сих пор такая возможность предоставлялась только частным собственникам земельных участков.
- Расширен перечень случаев, в которых не требуется проведение публичных слушаний или общественных обсуждений, например, при однократном изменении вида разрешенного использования земельного участка и/или при однократном изменении предельных параметров разрешенного строительства (но не более чем на 10%).
- Уменьшен срок проведения публичных слушаний или общественных обсуждений для правил землепользования и застройки (внесения в них изменений): теперь он составляет от 1 до 3 месяцев вместо 2–4 месяцев, как это было ранее.
- В два раза (с 3 до 6 лет) увеличен срок, в течение которого после утверждения проекта планировки территории может быть принято решение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
- Исключена норма, введенная в действие менее года назад, которая предписывала проводить исключительно государственную экспертизу проектной документации объектов, размещаемых в зонах с особыми условиями использования территории: теперь у застройщика в таких ситуациях по общему правилу есть, как и ранее, выбор между государственной и негосударственной экспертизой.
- В градостроительное и земельное законодательство введены нормы, направленные на унификацию правового режима разных видов деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории; у органов власти появилась возможность самостоятельно осуществлять деятельность по комплексному развитию территории.
- Упрощены правила получения разрешительной документации при строительстве объектов федерального, регионального и местного значения, в частности, появилась возможность пройти экспертизу проектной документации и получить разрешение на строительство до образования земельного участка и приобретения прав на него.
Федеральный закон от 27 июня 2019 г. № 151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ввел правило (ч. 11 ст. 57.3 ГсК), согласно которому получение новых градостроительных планов образованных и (или) измененных земельных участков (ГПЗУ) не требуется в случае раздела исходного земельного участка, в отношении которого ранее были получены градостроительный план и разрешение на строительство. При прохождении в течение срока действия ГПЗУ процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (в том числе получение разрешения на строительство), используется градостроительный план исходного земельного участка. Между тем практическая возможность применения этого нового правила пока под вопросом, так как не до конца понятно соотношение новой нормы с частью 21.7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, которая по-прежнему требует в таких случаях получения актуализированного ГПЗУ на вновь сформированные участки.