Хотя в самом тексте закона в его окончательной редакции термина «краудфандинг» не содержится, данный закон является значительным шагом вперед с точки зрения развития цифрового законодательства в России: он регламентирует деятельность по организации привлечения инвестиций, устанавливает требования к участникам такой деятельности, а также определяет ряд важных понятий, таких как инвестиционная платформа, операторы и участники инвестиционной платформы, утилитарные цифровые права и др.
Под инвестиционной платформой в законе понимается информационная система в сети Интернет, используемая для заключения договоров инвестирования с помощью информационных технологий и отвечающая требованиям, установленным ст.11 закона.
Доступ к такой платформе предоставляет ее оператор, в качестве которого может выступать юридическое лицо (АО или ООО), включенное Банком России в реестр операторов инвестиционных платформ. Законом определены требования к капиталу операторов (не менее 5 млн руб.), а также их обязанности по разработке правил инвестиционной платформы, идентификации ее участников, раскрытию и предоставлению информации, взаимодействию с другими операторами и ограничения по видам деятельности, которые оператор может совмещать. Кроме того, в законе регламентированы права и обязанности операторов платформ по отношению к средствам, которые находятся на их номинальных счетах.
Порядок инвестирования с помощью инвестиционной платформы установлен ст. 13 закона.
Для организации привлечения инвестиций операторы инвестиционных платформ должны будут заключать договоры с получателями инвестиций. По такому договору оператор будет предоставлять получателю доступ к платформе для заключения договоров с инвесторами с помощью технических средств платформы. При этом оператор обязан установить лицо, с которым заключает договор в соответствии с правилами инвестиционной платформы. Договоры инвестирования заключаются путем принятия инвестиционного предложения лица, привлекающего инвестиции, и перечисления на его банковский счет денежных средств инвесторов.
Законом предусмотрено три способа привлечения средств посредством цифровой платформы:
• путем предоставления займов;
• путем приобретения эмиссионных ценных бумаг, размещаемых с использованием инвестиционной платформы, за исключением ценных бумаг кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, а также структурных облигаций и предназначенных для квалифицированных инвесторов ценных бумаг;
• путем приобретения утилитарных цифровых прав, под которыми понимаются права требования передачи вещи (кроме имущества, права на которое подлежат государственной регистрации, или сделки с которым подлежат государственной регистрации или нотариальному удостоверению) или исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и/или прав на их использование, а также права требования выполнения работ или оказания услуг при условии, что все эти права изначально возникают в качестве цифрового права.
Принадлежность утилитарных цифровых прав конкретному лицу может удостоверяться специальным цифровым свидетельством, под которым понимается неэмиссионная ценная бумага, не имеющая номинальной стоимости. Цифровое свидетельство выдается обладателю утилитарного цифрового права депозитарием, который также осуществляет учет этого права.
Ст. 14 закона предусматривает требования к лицам, привлекающим инвестиции, определяя случаи, когда юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не могут являться такими лицами.
При этом в течение одного календарного года одно лицо может привлечь с использованием инвестиционных платформ инвестиций на сумму не более 1 млрд руб. (кроме определенных случаев, когда инвестиции привлекает публичное акционерное общество), а инвестор – физическое лицо - не может инвестировать более 600 тыс. руб. (за некоторыми исключениями).
О работе своей платформы оператор обязан отчитываться перед Банком России, который будет вести реестр операторов инвестиционных платформ и осуществлять контроль в данной сфере. Реестр операторов инвестиционных платформ будет находиться в общем доступе в сети Интернет.
Организации, которые уже осуществляют деятельность по организации привлечения инвестиций с использованием инвестиционных платформ, обязаны привести свою деятельность в соответствие с требованиями закона до 1 июля 2020 г.
Под инвестиционной платформой в законе понимается информационная система в сети Интернет, используемая для заключения договоров инвестирования с помощью информационных технологий и отвечающая требованиям, установленным ст.11 закона.
Доступ к такой платформе предоставляет ее оператор, в качестве которого может выступать юридическое лицо (АО или ООО), включенное Банком России в реестр операторов инвестиционных платформ. Законом определены требования к капиталу операторов (не менее 5 млн руб.), а также их обязанности по разработке правил инвестиционной платформы, идентификации ее участников, раскрытию и предоставлению информации, взаимодействию с другими операторами и ограничения по видам деятельности, которые оператор может совмещать. Кроме того, в законе регламентированы права и обязанности операторов платформ по отношению к средствам, которые находятся на их номинальных счетах.
Порядок инвестирования с помощью инвестиционной платформы установлен ст. 13 закона.
Для организации привлечения инвестиций операторы инвестиционных платформ должны будут заключать договоры с получателями инвестиций. По такому договору оператор будет предоставлять получателю доступ к платформе для заключения договоров с инвесторами с помощью технических средств платформы. При этом оператор обязан установить лицо, с которым заключает договор в соответствии с правилами инвестиционной платформы. Договоры инвестирования заключаются путем принятия инвестиционного предложения лица, привлекающего инвестиции, и перечисления на его банковский счет денежных средств инвесторов.
Законом предусмотрено три способа привлечения средств посредством цифровой платформы:
• путем предоставления займов;
• путем приобретения эмиссионных ценных бумаг, размещаемых с использованием инвестиционной платформы, за исключением ценных бумаг кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, а также структурных облигаций и предназначенных для квалифицированных инвесторов ценных бумаг;
• путем приобретения утилитарных цифровых прав, под которыми понимаются права требования передачи вещи (кроме имущества, права на которое подлежат государственной регистрации, или сделки с которым подлежат государственной регистрации или нотариальному удостоверению) или исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и/или прав на их использование, а также права требования выполнения работ или оказания услуг при условии, что все эти права изначально возникают в качестве цифрового права.
Принадлежность утилитарных цифровых прав конкретному лицу может удостоверяться специальным цифровым свидетельством, под которым понимается неэмиссионная ценная бумага, не имеющая номинальной стоимости. Цифровое свидетельство выдается обладателю утилитарного цифрового права депозитарием, который также осуществляет учет этого права.
Ст. 14 закона предусматривает требования к лицам, привлекающим инвестиции, определяя случаи, когда юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не могут являться такими лицами.
При этом в течение одного календарного года одно лицо может привлечь с использованием инвестиционных платформ инвестиций на сумму не более 1 млрд руб. (кроме определенных случаев, когда инвестиции привлекает публичное акционерное общество), а инвестор – физическое лицо - не может инвестировать более 600 тыс. руб. (за некоторыми исключениями).
О работе своей платформы оператор обязан отчитываться перед Банком России, который будет вести реестр операторов инвестиционных платформ и осуществлять контроль в данной сфере. Реестр операторов инвестиционных платформ будет находиться в общем доступе в сети Интернет.
Организации, которые уже осуществляют деятельность по организации привлечения инвестиций с использованием инвестиционных платформ, обязаны привести свою деятельность в соответствие с требованиями закона до 1 июля 2020 г.